Ливанцы, отчасти, родственные души

         В своих африканских командировках часто обращаю внимание на тех, кто сорвавшись с родных пенат, отправляется на чужбину искать счастья, денег, самореализации. Начиная с Конго, Уганды, Северного и Южного Судана, а заканчивая сегодняшними путешествиями по Съерре, Либерии, Гвинее, встречаю один и тот же пул стран, откуда едут бизнесмены-коробейники. Это Ливан, Индия, Китай. Их граждане очень привычно чувствуют себя на черном континенте, занимая все новые и новые ниши в торговле, грузоперевозках, недвижимости, добыче полезных ископаемых.
       С индусами и китайцами в Африке общался немного, а вот встречи с ливанцами происходят чаще. Хозяин отеля, где регулярно останавливаемся в Лунги (пригород Фритауна) тоже ливанец 52 лет. Высокий, под метр девяносто, широкоплечий дядька, в очках, залысиной, небольшим брюшком, умными глазами.
- Маркус, я начал свои африканские странствия еще четверть века назад, по примеру многих родственников, соотечественников, кому стало тесно в нашем маленьком Ливане, - рассказывает собеседник, потягивая пиво в почти пустом ресторанчике отеля. – Правда, поехал в дальние края отнюдь не с товаром, а с автоматом в руках. Был тогда военнослужащим французского иностранного легиона…
      Вечер только начинается, торопиться некуда. Расслаблено слушаю оппонента, удивляясь его откровенности-ностальгии.
- Ливанцы воевали здесь, в Съерра-Леоне. Поставляли оружие, боеприпасы. Правда, не стану лукавить, снабжение шло для обеих сторон конфликта. Бизнес есть бизнес. Когда боевые действия закончились, то на смену пушкам пришел черед ширпотреба. Каналы налажены, у нас есть имидж и связи в правительстве страны. Так что многие вопросы, поставок, налогов, получения выгодных мест для торговли, строительства решались буквально «на раз».
    Хасан (так зовут ливанца) щелкнул пальцами, закурил, задумался.
- Как семейство относится к твоим дальним вояжам и долгому отсутствию?
- В Ливане люди легки на подъем, не стремятся долго сидеть на одном месте. Тем более, страна наша по территории маленькая, населения в ней проживает много. От тебя, как главы семейства, ждут достойного заработка для содержания жены и детей. Отдохнуть можно с заработанными деньгами на покое, когда будешь совсем стар. А сейчас я еще полон сил для продолжения-развития дела, реализации своих бизнес –планов.
     Собеседник отложил сигарету, достал телефон.
- Вот, смотри моя супруга.
        На фото вижу лицо миловидной женщины лет тридцати пяти, европейского типа, с каштановыми волосами.
- А здесь моя дочь, она старший ребенок в семье.
     На второй картинке запечатлена юная девушка, лет 17-18, один к одному похожая на мать.
- Дочь и двое сыновей учатся в Лондоне, в университете. Они, практически, самостоятельные люди. Двое младших сейчас вместе с матерью находятся в Ливане.
     Хасан продолжает показывать семейные фото на телефоне. Видно, мужик гордится большой семьей, не печалится о долгой разлуке.
- Я много путешествую по миру. Побывал почти на всех континентах, кроме Южной Америки и Антарктиды. Арабский, французский, английский у меня основные языки общения. Для решения рабочих вопросов их вполне хватает. Давно чувствую себя космополитом, гражданином мира, воспринимая всю нашу планету своим родным домом.   
      Удивительно. Человек  иной страны, традиций, религии рассуждает за жизнь во многом с похожих точек зрения. Его мало интересует политика. Он лишь вскользь упомянул палестинцев, претендующих на ливанские земли. Ни слова о недавних терактах во Франции.
      Правда, довольно тепло отозвался о России, вспомнил, сколько студентов-ливанцев учится в нашей стране, а потом привозит домой русских жен.
Интересно высказался относительно экономической ситуации в мире:
- Маркус, в Африке ПОСТОЯННЫЙ КРИЗИС, сколько я себя помню, тут непрестанно воюют, что-то делят, отнимают друг у друга, ждут помощи от белого человека. Тем не менее, люди живут и здесь. За пределами черного континента всего лишь «кризис переедания» или конфликт интересов Америки с остальным миром…
     Можно дальше продолжить делать наброски отдельных моментов из разговора с новым человеком, тем более, когда у нас оказалось столь много общих точек соприкосновения или совпадения. Пусть мир находится в непрестанном хаосе, главное, ты сам стараешься двигаться осознанно, вырываясь из его липких объятий, навстречу свободе.   
Новые встречи лишь помогают скорректировать систему личных координат.
На фото: на въезде в отель в местечке Лунги под Фритауном.


Рецензии