СОВЫ

НАОБОРОТ

Эх, едриттвою вас всех,
Уши прожужжали!
Год пятнадцатый, на смех,
Козьим обозвали…

Ведь китайский гороскоп,
Он же для китайцев.
А быть может перископ
От «друзей-данайцев».

И не козий этот год,
Верьте мне ребята.
Этот год наоборот,
Названный - крылато.

Предки нам закон такой
Дали для порядка:
Будем с Белою совой –
Год семьи, достатка!               

PS. 2015 год по славянскому календарю, год Белой совы.


СОВЫ

   - Вот так  же, как сейчас, вечером, сижу. Пью чай. Оттепель на улице, снежок падает. Печку думал истопить позднее, в балке еще тепло держалось. Вижу, труба у «буржуйки» зашевелилась.
   - А ружье-то у тебя, где было? – спрашиваю глуховатого нашего друга.
   - Ружье в углу, у двери висело и висит. Продолжаю пить чай. Смотрю. Труба зашевелилась так, что печка с места сдвинулась. Сижу и думаю: может медведь шалит? Да нет, крыша балка тонка, веса его не выдержит. Росомаха? Маловероятно. Делать ей нечего на крыше. Потом труба еще раз качнулась, и все притихло. Ладно, думаю, завтра днем  узнаю, кто это мне трубу ночью шатал. И лег спать. А сегодня вот смотрю – на крыше нет четырех моих уток. Я их в полынье, в устье Ханмея подстрелил да и забросил на крышу. Думал, будет время, обдеру. А сова меня опередила, утащила. Она рядом живет, частенько сам ее подкармливаю рыбой, а она и до уток моих добралась, негодница.
   - Не испугался, когда труба с печкой шатались?
   - А чего в лесу пугаться? Это в городах бояться надо. А в лесу некого.

   Или вот такая давняя совиная история.
   У друга в городках начала пропадать приманка. Вулкана-гончака давно не было в живых, значит, кто-то другой воровством промышляет. И что интересно, следов воровства никаких нет!
   Городки у него были расставлены в горной котловине по обе стороны ручья. Пошел и я в его «владения» куропаток погонять, вдвоем веселее. Дошли до его городков – я пошел по правой стороне, а он по левой. Для чего? Чтобы ускорить проверку и на куропаток переключиться. Дохожу до последнего городка, а в капкане сидит сова здоровущая, крапчатая, клювом щелкает, шипит. Измучился освобождать ее из капкана. Клюется, крыльями бьет, того и гляди без глаза останешься или руку клювом или когтями повредит. А ведь не час и не два сидела в капкане. Сильная птица. Водворив ее кое-как в рюкзак, решил показать эту красавицу другу. Пришел к балку, снимаю рюкзак, а он разорван, и куртка на спине надорвана. Когда еще шел, слышал, что она в рюкзаке ворочается, но значения этому не придал. А ведь могло быть и хуже. До тела, может быть, не достали бы ее когтищи, а вот по морозу с курткой разорванной на спине идти, мягко говоря, не жарко. Да, такой налетчик не только приманку из городка унести может бесследно для охотника, но и весь его развалить силы хватит.

   На выходные дни весенней охоты мы с Геной Рудневым обосновались в балке на озере Морошка. Сидели долго. Холодно. Дрова горят в буржуйке плохо, дымят. Друг уснул. Глядя на него, и я кимарнул. Просыпаюсь, гляжу в окошко, а двух резиновых уток-чучел нет. Оставшиеся красуются вмороженные в лед, а двух нет, только лунки от них с водой остались, не успели покрыться льдом. Что за ерунда? Может, песец их уволок или друг убрал?
   - Ген, ты чучела не убирал?
   - Даже не думал о них. Спи. В такой холод ни гусей, ни уток не будет. – И снова продолжает дремать.
   Сижу, размышляю, куда делись чучела.
   - Ах ты, ворюга!.. Я тебя пощиплю дробью-то.
   - На кого ты там ругаешься?
   - Сова чуть и третью чучалку не утащила!
   - А-а… вора поймал.
   Вышли из балочка. Сова отлетела метров за сто к лиственнице и ну, терзать клювом резину. Жалко терять чучело, пошел по снежному весеннему месиву его отбирать.
   Метров пятьдесят прошел, а сова с земли взлетела и хорошо так видно, как болтается на веревке метровой груз, башмачный тракторный болт. Так с грузом и резиновой уткой на сопку и улетела. Идти далеко, махнул на пропажу рукой.
   Знакомые охотники позже рассказывали, что очень удивлялись, когда нашли в камнях на горе резиновые чучела уток. Наверное, она не только у нас с Геной утаскивала, но и у других.

   Иду я как-то с утренней зорьки с реки в районе Песчаного карьера. Медленно поднимаюсь в горку и вдруг над головой – ши-и-и!.. Сова, как самолет шасси, уже впереди меня когти к животу прижимает. Такое неожиданное нападение меня рассмешило. Постоял. Тихо вокруг. Солнце яркое, никого. Снова зашагал в гору. И снова – ши-и-и!..
   - Да ты что? Обезумела, на людей бросаешься? А может, шапка моя тебе не нравится? Так я ее сейчас сниму.
   А шапка на мне была – шлем монтажный. Снял. Иду с оглядкой. А сова на меня пикирует, да когтищами целит в голову. А силу ее когтей я ох, как помню, когда в рюкзак ее заталкивал. Начал ружьем махать, кричать на нее. Еле с ней расстался. А что ее так обозлило, непонятно.
   Охотникам рассказывал, говорят, что и  с ними подобные совиные нападения случались. А объяснить никто не смог, почему такие «завихрения» у сов бывают.

   Приехав на Север, я долгое время был уверен, что в наших местах живет  один вид полярной совы. Но со временем засомневался. И чтобы выяснить хотя  бы для себя этот вопрос в отпуске зашел в московский зоопарк. Вот там-то  узнал и увидел все наше северное совиное многообразие! 
   Много лет я охочусь на Желтом озере. И вот, когда начинается прилет гусей, то хорошо видно, как за пролетевшей стаей через некоторое время летят совы и коршуны.
   В пролетающих гусиных стаях хорошо видны отстающие птицы, летящие ниже других. Вот и летят хищники добирать их. В природе ничего не пропадает зря.


Рецензии
Петр, очень интересно и познавательно написано, спасибо Вам. Особенно понравилось про искусственных уток - никогда бы не подумал!

Павел Мирный   13.02.2016 18:11     Заявить о нарушении
Да, бывает и такое.
Спасибо и успехов, Павел!!!
С уважением П.К.

Петр Кожевников 2   14.02.2016 07:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.