Мои пять копеек

16 января 2015 г. в Центральном доме литераторов в Москве прошло, должно быть, первое мероприятие, посвященное отмечаемому в этом году  Году  литературы в России.
Официально оно было посвящено 20-летию существования издательства "Алгоритм", специализирующего на издании литературы  non-fixtion ("то, что было").
На встрече, проходившей в теплой, я бы даже сказал, учитывая длительное знакомство друг с другом авторов и читателей, интимной атмосфере, выступили поэты В. Бушин, А. Бобров, Ст. Куняев,  публицисты В., Большаков, О. Платонов, , В. Губарев, Ф. Раззаков и другие.
Так или иначе в выступлениях авторов и друзей юбиляра затрагивались и вопросы судьбы литературы в России в наступившем веке. Быть может, в большей степени, в выступлении Анна Гранатовой.
 Сохранится ли литература как явление культуры, рассуждала она, назвав  нынешнее состояние в области литературы, связанное с повсеместным распространением IT-технологий, "третьей революцией" (после  появления печатной машины Иоганна Гуттенберга и распространения всеобщей грамотности).
Компьютерная же революция, как и всякая революция, создает, создает новые условия бытия.
Так маленький экран требует "легкого",  доступного текста. Сказывается она также и на формировании читательских вкусов и предпочтений.
В заключение Анна привела высказывание кого-то из великих: "Слово подобно звезде, ведь его свет может идти сквозь столетия, хотя создателя его уже нет среди нас".
Интересными фактами поделился бывший (в  1990 - 1990 г. председателем Комитета Российской Федерации по печати). Так, он сообщил, что в это время иностранными субъектами, в том числе и посольствами с Москве, значительные средства ассигновывались и на издание определенных направлений книг, причем не только социально-экономической и исторической тематики, но и  беллитристики. Вывод специалиств, к которым обратилось министерство печати, состоял в том, что систематическое знакомство с некоторыми из видов этих текстов, отучает человека как думать, самостоятельно мыслить, так и лишает его способности вникать в серьезные тексты, лишает их привлекательности в глазах читателя.
 Стремление подискутировать, высказаться по некоторым из затронутых вопросов, побудило и меня "внести свои пять копеек", посильную лепту в эту актуальную для культурной жизни страны тему. (Это уже сегодняшний, более "публицизированный" и несколько расширенный  вариант озвученных мною в Большом зале ЦДЛ тезисов).
   - Какова будущая судьба литературы в России? Ответ на этот вопрос в значительной мере определяется ролью литературы в жизни общества.
В XIX веке, во всяком случае, во второй его половине, литература рассматривалась ее создателями (и издателями!) как "школа жизни", роль которой во многом сопоставима с ролью современных СМИ в жизни общества.
Литература, значительная часть ее тогда ставила, начиная от Н. Карамзина, и М. Лермонтова, задачу воспитывать читателя, объективно становилась элементом и инструментом и самообучения и самовоспитания.
Но вряд ли сегодняшние подростки помнят (и разделяют!) девиз капитана Татаринова "Если быть, то быть - лучшим!" ( В. Каверин "Два капитана").
Или, героя "оттепельной" повести 1958 г. П. Нилина "Жестокость": "Мы  отвечаем за все, что было при нас. И будет после".
Таким образом, литературное, художественное творчество, литературный процесс не только отражал жизнь во всем многообразии ее проявлений, но и само формировало, воспитывало читателя, порождая дискуссии об "общем благе", общественном идеале и путях его достижения, в то же время, оставляя  ему право "индивидуального выбора",  по какому пути следовать
- Дьяволу служить или пророку!
А сам по себе литературный (нерыночный!)  процесс представлял собой создание и утверждение в обществе смыслов, идей, ценностей, в конце концов. Тех самых ценностей,  что создали основу Отечественной культуры XIX - XX веков, отражали самобытность, "космизм" и глобальность русской культуры.
Здесь В. Бушин упомянул, что его книги переведены и их читают в Китае. Не могу не привести один пример. В 2014 г. в Китае немыслимым ныне для нашей страны тиражом в 200 тысяч экземпляров в течение полугода выходило 6-томное собрание сочинений нашего известного педагога В. Сухомлинского. И этот тираж раскупался за месяц, несмотря на то, что стоимость тома почти равнялась месячной зарплате китайского учителя.
Но вряд ли современная "массовая", ориентированная авторами на "коммерческий успех", проза и не ставит перед собой задачу воспитывать читателя, в том числе и совсем юного, а ведь она отражает "ныне сущее",  а тем самым - и формировать будущее страны.
Нередко в ней отсутствует ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ герой в полном смысле слова, следовало бы "делать жизнь с кого".
Литература же non-fiction, способна дать такие образы и примеры "для подражания", точнее - самовоспитания и самообразования.
Нынешняя дискуссия: кто победит - литература или Интернет?, - по большому счету, на мой взгляд, лишена оснований. IT-технологии, Интернет, в частности, способны не только "победить", но и способствовать сохранению литературы, росту ее влияния и авторитета в социо-культурной жизни общества.
Ведь "экранное" отражение текста, заключенного в нем смысла, не более чем форма его сохранения и доведения до читателя. Ибо первичны все же цель, смыслы и идеи, подчас передаваемые посредством художественных образов.
Жанр non-fiction - сегодня мы имеем право констатировать это, - выстоял, жив и, надеюсь, будет развиваться и процветать.
Даже, по моему мнению, ныне в преддверии грядущих 70-летия Победы Советского народа над фашистской Германией, и 100-летия Октябрьской революции 1917 г., ставших весьма популярными интерактивных теледебатов "Суд времени" и "Исторический процесс", мы вновь, как это было искусственно инициировано в 1976 г., находимся в начале роста общественного интереса к истории страны в поисках ответов на вечные вопросы - кто мы? Откуда мы? Зачем мы?
Поэтому, я надеюсь, что издательство "Алгоритм", сформировавшее некую когорту своих читателей, выстоит, несмотря на трудные времена, будет продолжать издавать циклы "Суд истории" и "Проект "АнтиРоссия".
А тихим морозным вечером 2035 г.уже у Кутафьей башни взолнованные читатели и почитатели будут спрашивать лишний билетик или контрамарку на юбилейный вечер издательства "Алгоритм" в Кремлевский дворец конгрессов.


Рецензии