Я вижу цветные сны!

Мудрецы говорят, что все люди являются друг для друга Учителями, именно так, с заглавной буквы. Недавно я встретила такого Учителя, от роду ему 20 лет, а зовут его Роман Гарманов. Юноша слеп от рождения.

Проще доверять… чужим

Мы встретились с ним и познакомились в Тюменской областной специальной библиотеке для слепых, где Рома с недавних пор работает. С первых минут общения он производит впечатление человека лучистого, светлого.
Стройный, улыбчивый, юноша согласился рассказать о себе.

Он появился на свет в семье, где были мама, папа, старшие сестра и брат. Да вот только родители выпивали, вели такой образ жизни, что до детей им не было дела. Совсем. Говорят, родился Рома зрячим, а месяца через два ослеп.

- Вы же помните что-то из детства, когда мама приласкала вас или назвала ласково? – спрашиваю Рому.

- К сожалению, или к счастью, хороших воспоминаний нет.

- Почему же: «к счастью»?

- Кто знает, ДЛЯ ЧЕГО все это было нужно, - отвечает Рома и говорит твердо, как о вещах, давно прочувствованных и понятых. (К этой теме мы с ним еще вернемся).

Когда мальчику было восемь лет, отца и мать лишили родительских прав.

- Им не очень-то доверяешь после такого «бурного» детства, - рассказывает юноша. (Он не произносит «безнадежного», «плохого» или «мрачного» детства). И добавляет:

 – Теперь это как-то заложено в душе: мне проще доверять чужим людям!

Узнаю мир руками

Рому отправили в Ялуторовск, в специализированную школу-интернат для слепых и слабовидящих детей. Там он потихоньку сдружился со всеми ребятами, с учителями, воспитателями.

- Мы – необычные люди, а вообще-то там обыкновенная школа, где всему учат: читать, писать по системе Брайля, заниматься спортом, - вспоминает юноша. – Было очень интересно!

- Трудно?

- Вовсе нет!

- Может быть, вы просто способный?

- Может, и так! – улыбается он в ответ. - Помню, как осваивали математику, как я делал со словарем переводы с немецкого языка. Как мы рисовали!

- Расскажите!

- Например, учитель задает тему: изображаем осень! А там уж, кто что хочет: дождь, деревья, опавшие листья.

-Так вы же не видели их! – невольно вырывается у меня.

- Ну и что? Я по ним гулял!  Я держал листья в руках, ощущал, трогал их прожилки…  Есть такой прибор, на него кладется специальная бумага, мы рисуем, и появляются выпуклые линии. А потом, конечно, и зрячему будет видно, что на рисунке изображено!

- Как вы узнаете мир?

- Руками! И на слух, конечно, и по запахам, - все работает, но в основном – руки.

- А сны видите?

- Конечно, вижу, как все люди! И события, и людей, и цвета разные.

- … Невероятно!

- Да очень просто! Просыпаюсь, помню, например, что видел мужчину невысокого роста, в синих брюках, а наяву представить, как выглядит синий цвет, уже не могу.

Помогать людям

В Ялуторовской специальной школе Рома обучался 12 лет. Он окончил ее этим летом, когда ему исполнилось 20. Приехал в Тюмень.  Жилья своего нет, работы нет, ориентироваться в большом городе трудно. Пока проживает с братом, у которого своя семья. И, представьте себе, ни на что не жалуется. Вообще! Захотел учиться заочно в Институте психологии Тюменского госуниверситета, брат с сестрой помогли собрать документы. Сдал три экзамена: русский язык, математику и биологию. И поступил, занимается. Скоро зимняя сессия. В университете у Романа есть даже куратор – хорошая женщина и просто душевный человек.

- Почему поступили на психологию? – спрашиваю юношу. – Самому интересно или хотите другим помогать?

- Одно другому не мешает! – улыбается он. – Как будущий психолог, хочу помогать ВСЕМ людям, а не только инвалидам.

- Как вы устроились на работу?

- Когда учился в Ялуторовске, в тамошнюю библиотеку приезжали сотрудники Тюменской библиотеки для слепых. А когда этим летом вернулся в Тюмень, Татьяна Николаевна Шиманская, директор библиотеки, пригласила меня, сказала, что подхожу им, потому что знаю систему Брайля.

- И в чем заключаются ваши обязанности?

- Беру обычные текстовые документы и преобразовываю их в Брайль. Потом нужно еще все это отредактировать, убрать ненужные знаки – тут есть свои тонкости.

Рассказывает Татьяна Шиманская:

- К работе Роман подходит очень ответственно, трудится со вкусом, вникает во все новое. Когда готовились к форуму по Брайлю, он все четко отработал, проверил. Ему в жизни выпало немало испытаний. Какой же надо иметь стержень, чтобы выстоять, не сломаться!

Выход есть в любой ситуации

Возвращаемся к разговору с Романом:

- Тюмень приспособлена для тех людей, кто не видит?

- Не очень. Есть, правда, звуковые светофоры, но и все, пожалуй! Зарплату мне перечисляют на карточку, а деньги с карточки снять сам не могу – нужно с кем-то идти. В магазинах тоже нужен помощник: коробок  и стеллажей много, а какой там товар – неизвестно.

- Что у вас в ближайших планах?

- Хорошо сдать сессию и поехать в Бийск, меня туда направляет Тюменская областная организация ВОС – спасибо им! Буду там два с половиной месяца обучаться, как ориентироваться  в незнакомом пространстве, как передвигаться по городу, как полностью себя обслуживать, если живешь один и так далее. Я уверен, что все повернется к лучшему.

- Вы оптимист?

- Конечно! Оптимистам интересно, а если «все плохо», то это скучно. Легкой жизни никто не обещал, важно уметь находить выход, а он есть в ЛЮБОЙ ситуации. Ну, преподносила судьба сюрпризы! Я не жалею о прошлом! Если что-то произошло, значит, так было нужно, не «за что-то», а для чего-то. Не верю в случайности! Из всего можно извлечь свой урок.

… Теперь вы уже поняли, почему для меня (может быть, и для вас) Роман стал Учителем?  В своем мире, точнее, в своих мирах, где он путешествует и видит цветные сны, юноша уже понял много такого, чего иные не хотят понимать и в 50, и в 70 лет.  Вспомните, как часто мы, зрячие, сильные, обеспеченные, повторяли, что «нет уверенности в завтрашнем дне», что «все дорожает», что «мало денег», что «люди злые» и что даже «погода плохая».

А за время нашего двухчасового общения юноша ни разу не пожаловался на судьбу, в его речи просто нет таких слов, как «ужасно» и «несправедливо».  Он с неподдельным интересом всматривается в жизнь и видит будущее. ВИДИТ! Без всяких кавычек.


Рецензии