Вторую жизнь нам никто не даст

НАТАЛЬЯ ПАРЫГИНА:
ВТОРУЮ ЖИЗНЬ НАМ НИКТО НЕ ДАСТ...

(Из книги «О людях и для людей»)

Творчество всегда окружено атмосферой таинственности и необычности.Удивительный мир,рождённый воображением художника,оказывается вовсе не вымыслом,а отражением осмысленной его сознанием объективной окружающей нас реальности.И она,прошедшая через него реальность,оказывается,хорошо нам ощутима и очень созвучна всем  нашим мыслям и душевным переживаниям.И вот тогда-то мы с просто непреодолимой силой начинаем вчитываться в произведения,и тут уже с удивлением вдруг обнаруживаем,что рождённые автором творения становятся частью нас самих,частью нашей души и духовной культуры,частью нашей жизни.И с каждым новым  произведением всё более и более начинаем дорожить его творением,а встретившись  с художником непосредственно,воспринимаем общение с ним как что-то очень  большое и важное,значительное в своей жизни.И потом мы с всё нарастающим интересом и жадностью стараемся постичь его жизненный путь и внутренний мир,его творческую сущность и лабораторию.
Затем,приглядевшись ещё более внимательно,неожиданно для себя обнаруживаем,что он совершенно такой же как и мы,но только более остро ощущающий мир,окружающую нас реальность,стремящийся сделать её добрее и лучше,насколько позволяют ему  талант и глубина души.И тут-то,наконец,мы отчётливо осознаём,что без этих  удивительных людей нам жить было бы значительно труднее и хуже.
«…Эх,как бы было здорово чаще встречаться с такими людьми!»,– услышал я однажды  вырвавшийся вздох из глубины души одной пожилой женщины,отдыхавшей в заводском санатории-профилактории.Так она в сердцах и в столь эмоциональной форме   выразила своё сожаление по поводу того,что слишком быстро и незаметно пролетело время встречи с тульской писательницей Натальей Деомидовной Парыгиной.И в этом её сожалении сквозило откровенное восхищение,которое испытывала она,да и не только она,от этой восхитительной встречи.Причём эта,столь необычная творческая встреча,была совершенно неофициальной,никем не запланированной и спонтанной, ввиду того,что сама Наталья Деомидовна являлась здесь обычной отдыхающей,чем не замедлили воспользоваться как руководители профилактория,так и нежданно возникший актив из отдыхающих,чтобы сделать отдых в профилактории для всех интереснее.И эта их инициатива без особого труда удалось,так как писательница незамедлительно на неё откликнулась.Встреча получилась тёплой и искренней,  душевной и вполне доверительной,прошла в дружеской обстановке,и потому все её участники чувствовали себя совершенно свободно,по-домашнему,не стеснялись высказывать свои мысли и делиться откровенными впечатлениями:«…Просто душой отдыхаешь на такой вот встрече,– слышались то там,то здесь,– чувствуешь себя после неё намного бодрее и радостнее!». И в этом они совершенно правы!Именно потому,что получили столько положительных эмоций от общения с ней,они не скупились на добрые слова в адрес Натальи Деомидовны.А иначе просто не могло и быть:ведь в общении с такими неординарными личностями как она,и каждый из нас становится духовно богаче,намного интереснее. «Находясь рядом с таким человеком, – говорит мне другой пожилой собеседник,– чувствуешь,как легче становится на душе и яснее в голове,легче дышать и жить,когда слышишь доброе и умное слово от хорошего человека...». 
Именно таким собеседником для отдыхающих в профилактории в тот вечер стала Наталья Деомидовна Парыгина.Они ловили каждую её мысль,слово,которое было очень  точно,искренно,продумано и взвешено,наполнено чувством,которое шло из самого сердца,её мысли были мудры,лично проверены жизнью,поскольку Наталья Деомидовна много и всякого повидала в жизни,а также,как писатель,имеет значительный опыт в творчестве жизнеописании человеческих судеб.Это всё вместе и обеспечило её доступность в общении,взаимопонимание со слушателями и душевность беседы.  Парыгина,просто и без всяких прикрас,без напыщенности и доступным языком,  рассказывала своим сотоварищам по отдыху о своей жизни,в том числе и о том,как создавались её произведения.И это было для слушателей чрезвычайно интересно.
Жизнь со слов самой Натальи Деомидовны была у неё довольно непростая.С большим интересом участники встречи слушали,например рассказ о её жизненном пути, удивляясь перипетиям и фактам её биографии и особенно тому,как она стала писателем.Сильное любопытство проявляли отдыхающие к секретам писательского труда,пытаясь постичь таинство рождения произведения.А жизнь её,как убедились они,и её творчество крепко и неразрывно и навсегда связаны между собой.И если  можно кратко охарактеризовать её творческий путь,то в основе его лежит  надёжный  фундамент,это её незыблемые жизненные принципы и глубокая вера в то,что силы народа неистощимы!Вера в то,что любые тёмные и глухие и самые невесёлые времена проходят,они не вечны,и самые невероятные трудности всегда преодолимы.«…И это абсолютно верно,– утверждает Наталья Деомидовна.-Да,да,ведь о том свидетельствует и вся наша история России!..».
И сегодня она,писатель Парыгина,полна веры в светлое будущее страны,в то,что мы достойно выйдем из сегодняшнего лихолетья.Наталья Деомидовна с оптимизмом смотрит в будущее страны,уверена в благополучный исход всех наших кульбитов,катаклизмов и никому непонятных пока в стране перемен.И в этом её уверенности,утверждении трудно с ней не согласиться:нельзя же терять присутствия духа и оптимизма в самые тяжелейшие времена,без надежды и уверенности в завтрашнем дне мы иначе не выстоим!И в связи с этим совершенно права одна из женщин,отдыхающих здесь,(выступившая,причём неожиданно для себя,в качестве ведущей этого вечера),права в том,что книги Натальи Парыгиной нужно сегодня читать и перечитывать.Ибо,в них можно найти ответы на все жгучие вопросы нашей сегодняшней жизни,её книги могут помочь нам осознать происходящие в стране сегодняшние пока не всем понятные перемены.«…Красной нитью в её книгах,– сказала она,– чётко и ясно проходит главная мысль:сколь бы ни было нам трудно,в какие бы испытания нас ни ввергали,русский народ выстоит,всё выдержит,народ наш терпелив и способен вынести все невзгоды,выйти победителем из любой ситуации,сколь бы тяжкой она ни была». Что же,это и вполне верно!Проверено временем,об этом рассказывает Парыгина в своих книгах.И потому они,даже выпущенные много лет назад,и сегодня не потеряли своей ценности и актуальности,могут быть крепкой опорой,фундаментом и в нашей сегодняшней жизни.Говоря о таких главных человеческих ценностях,как доброта и человечность,Парыгина призвала ими дорожить,научиться беречь многовековой уклад нашей жизни и жизненные традиции русского и иных народов страны,не поступаться нравственными принципами.И в этом она,ой,как права!Её эмоциональный взрыв был брошен в благодатную почву.Он нашёл  единодушную поддержку среди людей старшего поколения,сделавшего немало  полезного для страны,завода и посёлка.
Конечно,книги Натальи Деомидовны хорошо известны косогорскому читателю,вот потому они и пошли на эту встречу с живейшим интересом,пытаясь понять,что им сегодня может сказать Наталья Деомидовна? Что она сможет им сегодня посоветовать и подсказать:как им жить дальше? Сможет ли она им помочь понять всё происходящее  вокруг них в стране? Ибо они сегодня верят только ей,так как больше верить некому – вокруг развелось столько лжепророков и проходимцев,что трудно различить правду от лжи!А вот ей они верят,так как знают её давно и она их никогда не обманывала.Они часто встречалась с ней в заводских цехах и в Доме культуры,в библиотеках посёлка,где она всегда говорила им правду,сколь ни была она горька.
– …За долгую свою творческую жизнь,– начала так беседу Парыгина,– я написала более девяноста книг.Названия книг вы,наверное,все знаете? И я потому не буду их перечислять, а назову только некоторые из них:«Неисправимые»,«Что сердцу дорого» и ещё назову последнюю свою книгу:«Тульские встречи».Она вышла в 1988 году. Сейчас пишу,в основном,только «в стол».Правда,недавно у меня появился «спонсор», не буду его пока называть,но только скажу,что это одно из предприятий Тулы.За свой счёт я должна вскоре всё-таки выпустить,правда,небольшим тиражом,ещё одну свою новую книгу о школе-интернате.Эта тема,мне кажется,сегодня не может не волновать людей.У нас в стране около миллиона сирот.Представляете?!Причём,при живых родителях,бросающих своих детей в родильных домах!Вот о таких детях и моя эта книга,об их учителях-наставниках, воспитателях.Книга называется «Свет души»…».
«–…Профессия писателя,– делится дальше мыслями о сложности писательского труда Парыгина,– очень непростая.Писатель работает дома,а деньги за свой труд,конечно же,получает только после выхода книги.Поэтому выпускать книги всегда было трудно,а сейчас почти невозможно.Сегодня для этого нужны очень большие деньги! Писатель,конечно,работает не только дома, у своего стола,но и в трамвае,в магазине,на улице и,даже,во сне.Вдохновение – это не только какое-то озарение и прилив сил,а ещё и умение ввести себя в это состояние,умение заставить себя работать.Писатель отдаёт этой работе всего себя,порой писатель знает о своих героях лучше,чем о своих детях.Я,например,даже и не заметила:как выросла моя дочь?!И только нянчась со своей внучкой,я поняла:какое это чудо дети!Но на детей,увы,не всегда хватало у меня времени,часто бывала в разъездах,собирая материал для своих новых книг.Особенно не хватало мне времени,когда я была членом редколлегии журнала «Крестьянка»…
–…Сейчас я понимаю,– задумчиво произнесла в связи с этим Наталья Деомидовна,  –  что у меня уже осталось не слишком много времени,не в смысле жизни,а в творческом плане,возраст есть,конечно,возраст!На большие произведения теперь вряд ли мне можно рассчитывать?!Возможно,на короткие и ёмкие рассказы,близкие к стихотворной прозе,у меня,всё-таки,хватит сил.Однако,я не могу не писать!И в этом я убедилась сегодня,пусть даже сейчас и трудно издавать книги,что я не могу не писать.Это есть образ моей жизни.Я раньше удивлялась:как это люди пишут «в  стол»?!А теперь я сама понимаю,что есть потребность высказаться,когда не высказаться просто нельзя – это долг перед людьми!..».
Своё первое произведение Наталья Деомидовна написала ещё в 1954 году.Книга вышла в городе Кемерово небольшим тиражом (30 тысяч). Но писать её она начала значительно раньше,а писателем стала вопреки,казалось бы,проявленным в детстве способностям совершенно иным способностям.Родилась Парыгина в Сибири,недалеко от тех самых приисков,где произошёл в своё время Ленский расстрел.Школу закончила хорошо.Любимыми предметами были математика и физика,и собиралась она стать инженером.Школу окончила в 1941 году,в год начала войны.Дорог в тех местах, где она жила,не было,кроме как плыть по реке или ехать вдоль её берега.Добраться почти никуда не было никакой возможности:все речные суда в том году были забиты полностью только мобилизованными на войну.Предложили ей тогда преподавать в её  же родной школе,которую она только что закончила,преподавать математику и физику.Смущал,конечно,молодую учительницу её возраст,но она,всё-таки, решилась, выхода не было.Старалась быть строгой и казаться взрослее своих лет и,хотя понятия не имела о педагогике и методике преподавания,всё-таки,неплохо вела уроки.И лишь любовь к этим предметам,а также любовь к детям,как,впрочем,и ко всем людям,а это она сейчас очень хорошо понимает,помогали ей быть неплохим учителем.Профессия учителя ей даже начинала нравиться.
Но,однако,её и мечта стать инженером тоже не отпускала.И тогда она поступает учиться заочно в один из технических институтов Томска.Именно в этом студенческом и научном городе Сибири Наталья Деомидовна получает свою первую, потом ставшей второй, профессию инженера-механика двигателей внутреннего сгорания.Но и этого ей,однако,показалось мало.Видимо,тут сказалась работа учителем,и она потому начала вдруг ощущать,что работа инженера не полностью стала её удовлетворять.Для полноты жизни ей не стало хватать ещё чего-то, но чего она ещё не знала?! Её остро,к примеру,волновали, судьбы людские,окружающая её жизнь,она с интересом присматривалась к ней.Ведь в самом обыкновенном человеке она вдруг начинала видеть целый мир,и ей очень хотелось узнать-распознать,чем живёт каждый встреченный ею человек?
И вот,однажды,Наталья Деомидовна берёт отпуск за свой счёт и едет в ближайший леспромхоз.Лесорубы – вот это тема!Тогда это люди были на высоте,очень почётной  и высоко оплачиваемой профессии,о них писали газеты и слагались песни.Вот потому  она и решила:«Напишу о них,не беда,что опыта у меня никакого!».Сразу решила – будет роман,что тут мелочиться,чтобы сразу стать известной!Но когда она обратилась в управление леспромхоза,то там её как-то равнодушно встретили, вскользь,на неё посмотрели мимолётно и просто сказали:«Ждите.Поезд на вырубку не скоро.Можно,правда,добраться туда и на попутном мотоцикле…». Согласилась. Мотоцикл поехал не так,как она ожидала,не по дороге,а напрямую, по корням деревьев,прямо по бездорожью.Да так,что её всю протрясло,а за семь километров до лесорубов вообще случилась катастрофа – кончился в мотоцикле бензин!Так,что пришлось добираться пешком,толкая мотоцикл.
«…Представляете,в каком виде я туда приехала?– усмехнулась сама себе Парыгина. – Но я и дальше пошла пешком,что мне ещё оставалось делать? Нашла,наконец,жильё лесорубов и каждый день начала ходила наблюдать за ними:как они работают и как они живут…».
Но и этого таёжного «приключения» было для неё мало – не очень- то у неё накапливался материал.И вот сидела она однажды в расстроенных чувствах невдалеке от лесорубов,как к ней подошла одна из работавших здесь женщин.Пожаловалась тогда она Парыгиной на низкие,как ей казалось,расценки,на мастера,который без бутылки наряды не оформлял нормально.Это очень заинтересовало будущую писательницу.Она поговорила на эту тему и с другими людьми на этом участке лесорубов.Даже с самим этим мастером потолковала она по душам.И с полным блокнотом впечатлений вернулась в Томск,где она в это время и жила.
Прежде чем приступить к работе над книгой она перечитала здесь в городе всю техническую литературу по лесозаготовкам.В этом ей было разобраться нетрудно – ведь к тому времени она была достаточно грамотным инженером.И села писать роман. Целый год писала,а затем отослала в журнал «Новый мир». Шестьсот печатных листов! Назвала свой роман «Лес шумит». Спустя некоторое время получила обескураживающий ответ.Рецензия начиналась словами,что автор,видимо,лесоруб, хорошо разбирается в производстве. Но дальше? Только плохое!
 «…Но тот первый мой опыт,– улыбается сегодня Наталья Деомидовна,– и был моим именно ангелом-хранителем.Он сбил с меня всю мою спесь,показал,что писательское дело не столь простое! В то же время,я поняла,что если меня сочли специалистом в лесной промышленности,то дело моё не столь плохо.И я стала учиться.Читать критическую литературу,произведения писателей уже с точки зрения построения самого произведения. И вот вновь я написала книгу о лесорубах,но направила её не в Москву,а в Кемеровское издательство…».
После выхода этой книги Парыгина и переезжает в Тулу.Поближе к Москве.В нашем городе написано большинство её книг.Самая известная из них – «Вдова». Она несколько раз переиздавалась.«Надеюсь,что выйдет ещё раз…»,– вновь улыбнулась своим собеседникам Наталья Деомидовна.
История создания этой книги такова:писательница давно хотела написать книгу о судьбе русской женщины – простой и обыкновенной!Показать красоту её души. «…Сколько же,– думала она,работая над книгой,– пришлось испытать русской женщине!..».
Ещё в юности,после окончания средней школы(в то время, когда она уже работала в  ней учителем) её подруга,семнадцатилетняя девушка,стала возить тачки к месту промывки песка на прииске,то есть,на добыче золота.А через полгода сорвала позвоночник и через три дня её не стало.Этот трагический случай Наталью Парыгину тогда просто потряс!В войну здесь женщины почти полностью заменили мужчин, трудились они по 11-12 часов в сутки,без выходных дней и отпусков,работали при скудном пайке, полуголодные.И пусть каждый человек – целый мир,думала Парыгина, но ей хотелось показать именно такую женщину – всё вынесшей в годы войны, причём,именно,вдову!
И вот однажды во время одной из командировок,она встретила случайно именно такую женщину,ставшую потом прототипом будущей героини.Ей встретилась неграмотная, беспартийная,простая и обыкновенная русская женщина,перед героизмом которой и  добротой её души,нельзя было не встать на колени!
«–…Сейчас,в наши дни,– уточнила  Парыгина,– иногда приходится слышать,что наши рабочие в России не умеют трудиться,плохо работают? Что в качестве работы они уступают американским и другим рабочим.Так это неправда!!Я писала о многих простых тружениках,людях рабочих,встречалась со многими из них,причём, различных профессий! И могу сказать одно:поставь в наши условия американцев,вряд ли они смогли бы вынести то,что вынесли мы в эти годы,вряд ли они смогли так трудиться, как мы в таких условиях!И сейчас меня особенно тревожит и беспокоит то,что в нашем искусстве,в том числе и в литературе,исчез человек труда.Не рассказывается о его жизни,не рассказывается сегодня о той жизни,которая нас окружает!Сейчас очень «модно» ругать самих себя,преклоняться перед всем иностранным,«модно» не видеть ничего хорошего в истории нашей страны!Я не очень хорошо разбираюсь в сегодняшней политике,в сегодняшней экономике.Может быть и верно,что нужно идти к рыночным отношениям,не знаю,но знаю совершенно точно – нельзя идти к рынку по костям людей! Да,мы живём в переходный период. Да,в период ломки людям всегда бывает очень трудно,как и трудно сегодня во всём,в том числе и в нашей культуре. Как недавно сказал один хороший писатель:«Культура не погибла,но она на краю гибели!..». А вы посмотрите,что идёт сейчас в кинотеатрах,какие фильмы?! Эротика и боевики!Чему они могут научить молодёжь?!Ведь,если с вами кто-то рядом постоянно пьёт пиво,то и вам захочется попробовать!А если на экране постоянно убивают?! Нас полностью захлестнула американская псевдокультура! И это ужасно: фильмы, литература,музыка,самой низкой пробы! Где же фильмы наших замечательных режиссёров, так ратовавших за «перестройку», книги русских классиков? Где же книги современных, да и великих в прошлом гениев литературы, настоящих русских писателей? Где известные всему миру их имена? Посмотрите: чем торгуют сегодня в книжных магазинах и на уличных «развалах» наши книжные «коробейники»?! Всё поставлено только на коммерцию! У нашей культуры: нет средств к её  существованию!..».
 Парыгина говорила всё более и более взволнованно, видимо то, о чём она говорила сейчас,  и было её острой болью. И она спешила высказаться, возможно, эта боль и станет в скором времени одной из тем  её будущих новых книги, что расскажут нашим потомкам  о нашем непонятном времени, о том, как мы выживали и старались сохранить самих себя, свою культуру и искусство, своё право на жизнь.
 « …А что мы видим  на телевидении?! – продолжала она высказывать свою боль, –  так здесь задушила нас всех навязчивая и наглая реклама, уже стало противно смотреть: как жуют шоколад, которого нигде нет, а если он и есть, то продаётся по астрономическим высоким  ценам! Или вот есть такая программа: « Я стану миллионером!»? Смею уверить: миллионерами вы не станете! Ими станут самые «ловкие» люди, что без принципов. А музыка? Там один гром и шум! А где же настоящая музыка? Такая музыка, чтоб пела душа?! Чтобы она светилась! Вот вы здесь, в профилактории, вечером пели задушевную русскую песню. И это так было прекрасно! Расскажу вам об одном опыте. Высеяли семена одного растения в двух разных грядках. На одну грядку воздействовали классической музыкой, а на другую – роком. Классическая музыка оказала благотворное влияние на растение, в отличие от рока. Такое же влияние классическая музыка оказывает  и на наш  генофонд, на нашу человеческую душу...».
 Парыгина помолчала, вздохнула и продолжила:
 « …Трудное, конечно, сейчас время! Один мой знакомый, считающий себя «экстрасенсом",  как-то задал мне такой  вопрос: « А вы можете что- либо сегодня изменить в жизни страны, в своей жизни?». « Вряд ли», – говорю я. « Ну тогда просто живите! – успокоил он. – И вам будет легче.  Вторую жизнь вам никто не даст!..». И возможно, если подумать, что он и прав! Но прав он лишь отчасти, в одном. В том, что нужно жить так, как мы умеем и так, как мы хотим! Иначе у нас ничего не получится. Только так мы можем изменить нашу жизнь. Быть может, мы должны научиться относиться терпимее друг к другу, меньше раздражаться в наше трудное время, беречь все своё  здоровье?! Возможно. Особенно людям старшего поколения, фронтовикам, чтобы рассказать молодёжи о том, как мы жили, не дать лжи затмить наше прошлое? Велик долг у нас перед будущем, особенно у людей искусства, у писателей, художников, драматургов, композиторов и так далее, рассказать правду, сохранить  такой Россию такой, какой она была во все века. Но пока нет, не видно замечательных имён!  Быть может, и они пока пишут в «стол»?  –   Наталья Деомидовна засмеялась, позволяя и нам оценить её шутку. Потом, посерьёзнев, взглянула в окно: «Посмотрите, как вокруг нас прекрасен мир! Как хороша осень, как прекрасен ваш санаторий-профилакторий и как прекрасна природа вокруг него! Прекрасен труд вашего местного художника Виктора Васильевича Романова, вложившего немало труда в его внутреннее эстетическое оформление, в интерьер, для того, чтобы нам было здесь всем приятно  отдыхать. В мире есть ещё много хорошего, кроме того, что нам навязывают! Есть прекрасные русские и советские песни, есть прекрасные книги. Так давайте обходиться ими, просто жить, как мы жили раньше, до «перестройки»! Недавно я прочитала в одной газете, где ёрничал один журналист, который  в одно время пытался лягнуть даже Горького, намеренно и постоянно называя его Пешковым. А я подумала: «…Его и через сто лет будут читать, а тебя и через год вряд ли кто вспомнит!..». Думаю, что время всё расставит по своим местам. И даже сейчас, думаю, создаются фильмы, пишутся книги и музыка, которые дойдут до своего зрителя, найдут своего читателя и слушателя. Эти будут правдивые произведения, они   расскажут нашим потомкам о нашем непонятном и тяжёлом времени. Пусть даже, если эти произведения  пишутся  сегодня «в стол», но они обязательно есть, иначе просто не может быть!
А.Бочаров.
1992.


Рецензии