Дети стали смелее родителей

 В  числе  экспонатов  музея Академии педагогических наук (АПН) РТ хранится длинная палка и увесистая огромная плетка. Сплетенная из плотных тонких ремней, искусно вырезанных из воловьей кожи,  она постоянно мелькала в руках учителя. Ею, он время от времени, «прохаживался» по спинам и головам нерадивых учеников, палкой бил детей по голым пяткам.  Лет 100 назад таким способом детям, посещающих школы и медресе в Средней Азии, учителя преподавали знания и приучали к послушанию. В советские годы эти орудия знаний и дисциплины были (негласно) заменены указками и линейками, которые тоже частенько «гуляли» по головам и рукам учеников, особенно в школах сельской местности.
       В современной педагогике этот метод  называют скрытым гендерным стереотипом, - объяснила  президент АПН РТ, академик Ирина Холовна Каримова. Он категорически запрещен, потому что сама природа такой школьной дисциплины и рамок наказания уже в раннем возрасте приучали детей знать свое место, не высовываться и препятствуют раскрытию творческого потенциала ребенка.
    Сегодня для правительств стран Центральной Азии, организаций гражданского общества и их международных партнеров обеспечение фундаментального права на образование всех детей и молодежи является задачей исключительной важности.  Для её успешного решения нужна совместная работа правительств и вовлеченных сторон в область образования с целью расширения к нему доступа.
Этой теме и был посвящен 7-ой Форум по образованию в странах Центральной Азии, прошедший (15 – 17 сентября) в г. Бишкеке, где для критического диалога, сотрудничества и создания платформы совместных действий свое социологическое исследование по  «Гендерному аудиту в Таджикистане»  представил среднеазиатским коллегам коллектив таджикских ученых АПН.  Оказывается и сегодня, на основании пола ребенка, один из видов  социальных стереотипов представляет собой дискриминацию, а Гендерные различия в обществе конструируются между женщинами и мужчинами уже в процессе разделения труда. Например, в образовании мужчинам чаще всего приписываются  такие качества как смелость, решительность, рациональность. Женщинам - слабость и заботливость. Мужчины так же и активные государственные деятели, политические лидеры, женщины всего лишь их жены и матери.
 Уже с детства дома и в школе девочек ориентируют на домашний, обслуживающий труд, а мальчиков на «мужские ремесла».  В учебных учреждениях мужчины занимают должности начальников, а женщины  лишь рядовые учителя. По статистике 70% школьных учителей составляют женщины, из них 20% -руководители, 65% заместители и директора школ.
     Даже в текстах учебников изображения мужчин носят более героический характер, чем  женские. «Женскими» профессиями в учебниках признаны: учительница, воспитательница, врач, медсестра. «Мужских» профессий 9 . Это учитель, композитор, спортсмен, почтальон, военный, рабочий, ремесленник, хлопкороб, садовник. В учебнике «Забони модари» для второго класса из перечисленных тридцати пяти наименований, профессия – композитор - дирижер упоминается 55 раз!
     Вот что отвечали мальчики при опросе их выбора будущей профессии и какую работу, по их мнению, должны выполнять девочки:
- Работать в банке, стать офицером, юристом, бизнесменом, муллой, быть хозяином в доме, хорошо зарабатывать.  Девочки должны убирать, стирать, готовить еду и шить.
   При опросе выбора своей будущей профессии  девочки были смелее. Многие хотели бы стать врачом, переводчиком, экономистом, журналистом, стюардессой, учительницей… и, вместе с тем, быть хорошей хозяйкой, уметь шить, стирать, готовить, воспитывать детей.  Мальчики, - по их мнению, - должны быть добытчиками, хорошо зарабатывать.
     По статистике воспитанием детей больше всего занимаются матери – 79,2 %, 13,3 % - отцы, 7,5 % остальные родственники.  Им тоже предложили ответить на вопросы:
« Хотите ли вы, чтобы ваши дети получили высшее образование. Кому отдаете предпочтение в семье сыну или дочери, кому отдадите предпочтение при выборе и покупке одежды, школьных принадлежностей?
     И если ответы детей на заданные им вопросы носили  открытый характер, то  вопросы, заданные  родителям этих детей, в большинстве остались без ответа.
Наверное, сказалось на родителях полученное ими школьное воспитание, постоянно подкрепляемое указками и линейками по головам, что и приучило их знать свое место, а с ответами и собственным мнением, не высовываться.


Рецензии