Отец Валерий

А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
Г.Р. Державин



               
     Завтра Крещение Господне. Сегодня тянутся прихожане в храмы за освященной водицей. Звонят колокола. Слышны они и здесь, в Москве, в усадьбе Царицыно, недалеко от которой я живу. Но сердцем я в эти минуты в прошлом, на Орловщине. Вспомнилось перед большим праздником всякое: плохое и хорошее, из чего состоит жизнь. А она идет. И хочется сказать  главное, то, о чем не нужно бы забывать,  о том, что не унесет «река времен».
     Знаете, как-то странно бывает: иной раз ищешь тему, мечешься от мысли к мысли, вдохновляешься и разочаровываешься, а нынче с утра пришла только одна мысль: напиши о Валерке, день такой. И я подумала: точно, это то, что надо, это то, о чем я иногда вспоминала, а потом откладывала до лучших времен. Всему, видимо, свое время. Даже вот так, во внутреннем диалоге с самой собой.
     Трудность состоит в том, что я этого человека и не  знала хорошо, видела несколько раз мельком.  Если бы ведать заранее  его будущее, может быть, пригляделась  бы повнимательнее. А тогда, в восьмидесятых… Появился в нашей школе учитель музыки, звали его Валерий Иванович с редкой фамилией Шмидт. Он шел по коридору и улыбался просто и открыто, безо всякого угодничества и елея. Стройный, светловолосый… «Кто это?» - спросила я у старшей коллеги. «А... да это Валерка Шмидт, парень из детского дома». ( Простим ей это «Валерка», я для нее тоже за глаза была, видимо, «Танькой»). Я видела выпускников  детского дома,  чаще всего они были грубоватыми, обиженными на судьбу, пили,  сквернословили, вобщем, как все, кому не хватает любви. Своеобразно протестующие. Подумалось, что и фамилию он получил в детдоме, поскольку у всех на слуху была фраза: «Дети лейтенанта Шмидта». Выходит, добавили еще одного. Как так получилось, что попал в педагоги? Фамилия что ли сыграла роль? «Шмидт» - по немецки «кузнец». Сам кует свою судьбу? Оказалось, что Валерий Иванович вырос в  нашем городе, были у него и родители, а в детском доме он, видимо, работал, а затем перешел к нам. У Валерия Ивановича уже была  супруга, худенькая скромная женщина, вроде бы и детки имелись.
     Через месяц ушла я в декрет, а потом меня пригласили в другую школу. Время шло себе и шло, и вот однажды: «Слыхали? Валерка Шмидт стал священником!» Как говорится, немая сцена. Это потом уже пошли пополняться ряды священнослужителей из граждан, которые жили рядом с нами, занимались совсем другим делом, и вдруг -  раз… Это потом стали активно восстанавливаться храмы и монастыри России. Однажды зашла в храм: отец Валерий служил, его супруга пела молитвы. А мне думалось о неисповедимости путей Господних…
     И вот в селе Спасское-Лутовиново, мемориальном заповеднике И.С. Тургенева, был восстановлен Храм Преображения Господня, построенный когда-то, в 1808 году, хозяином усадьбы И.И. Лутовиновым. По счастью, усадьбу посетил Президент Борис Ельцин и предложил возобновить богослужения. Храм отреставрировали по старым фотографиям и освятили в 2000 году.   А настоятелем стал… отец Валерий Шмидт! Тяжелая ноша легла на плечи его, но я знала, что такой человек справится.  Услышав новость, я  порадовалась за прихожан и экскурсантов: отец Валерий не учился в семинарии- он был священником по призванию. Побывала и я в Спасском, ощутила состояние умиротворения, получила порцию света.
     А потом услышала о тяжелой болезни настоятеля и о его ранней кончине. Может быть, Богу на Небесах нужны такие чистые и светлые души, какая была у отца Валерия, учителя, ставшего священником…
          Когда-то в молодые годы мне пришлось пару лет поработать в ПТУ (профессионально-техническом училище). Контингент был еще тот, очень сложные, слабоуспевающие дети. Среди них была особая группа будущих слесарей-сантехников. Это была адова группа. Когда они входили в аудиторию,  преподаватели, я думаю, молились, прося Бога, чтобы ничего не случилось за сорок пять минут. О дисциплине там и речи не было, знаний – ноль. Подростки сквернословили, переговаривались, грубили взрослым, шумели, одним словом, что хотели, то и делали. И родители им были не указ.      Однажды, спустя лет десять, я зашла в Троицкий храм и увидела молодого человека, одетого в облачение служки. Я совершенно не разбираюсь в рангах служителей церкви, но это был он. Точно, он… мальчик из той жуткой группы. Я смотрела на него и понимала одно: я ничего в жизни не понимаю. Как ему удалось не только  выжить в этой клоаке, но и сохранить в себе человеческое,  найти возможность служить Богу и людям? Наверное, тогда мне впервые со всей четкостью пришлось осознать библейское «не судите да не судимы будете» (Матф.7.1).
      Зачем  обо всем этом пишу  я в преддверии  Святого праздника? Мне хочется, чтобы люди помнили. Помнили о будничном  подвиге рядовых служителей церкви. Помнили, что у каждого есть душа, помогающая ему сделать нравственный выбор.  Помнили, что никогда не поздно. Помнили, что не всё «вечности жерлом» пожирается.
18.01. 2015


Рецензии
Далеко не все учашиеся ПТУ такие ,как вы описываете,просто иногда учиться в другом месте было далеко ехать,да и учителя в школе специально агитировали выбрать путь рабочего(им так приказывали сверху наверное) а президент Ельцин Борис ...его деятельность совсем не однозначно оценивается людьми...просить что-то у Бога,если он вам это не дал...видимо труд напрасный.

Юрий Алексеев 5   12.05.2018 16:02     Заявить о нарушении
Согласна с Вами по всем трем пунктам, Юрий. Сколько людей, столько и мнений. Хотелось написать о хорошем человеке. Это было главной целью.

Ли -Монада Татьяна Рубцова   14.05.2018 06:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.