Повесть по дороге в Мордовию Часть 18 Рассказ Нины

Часть 18 РАССКАЗ НИНЫ О ДОЧЕРИ И О ВНУКАХ

  Алла Владимировна, посмотрев на Свету строго ответила,
- Ну и что? Может и ошибались наши православные предки, но ведь такое время было, значит иначе нельзя было, зато сейчас, все мордва должны благодарить церковь, что поняли настоящего Бога!
- Бог не только Судья строгий, Алла Владимировна. Прежде всего, Бог есть Любовь, и оправдает ли Он, те дела, что делали тогда церковные люди? Как, например, они подавляли силой, всякое восстание, в защиту своей религии.
- Значит, надо было подавить! – жёстко сказала Алла Владимировна.
- Но не так жестоко, как например, предводителя восставших  Несмеяна Васильева, которого православные священники сожгли  заживо на костре у села Сарлей, - сказала Катя.
 Может быть этот спор продолжался дальше, но прервала проводница, заглянув в вагон и объявив. "Арзамас"
 - Уже Арзамас, - удивлённо сказала Света, а скоро и дома будем .
    Поезд остановился и они вышли на платформу. Света и Катя гуляли по платформе. И Света несколько раз на всякий лад произносила слово "Арзамас", потом сказала Кате: "Слово, как эрзянское"
- Да, - улыбнулась Катя и сказала Свете, - раньше, во времена Пургаза, этот город называли Эрземазы...
- Вот и они!- прервала её Света и указала на подходивших к ним Аллу Владимировну со своей подругой Ниной.
- Ты, никак, в секту ихнею записалась? - ехидно спросила Нина Свету безо всякого вступления. «Это всё Алла Владимировна, не может, видно, без сплетен» - думала про себя Света».
-А вам-то что? - грубо ответила Света Нине, но Катя посмотрела с улыбкой на Нину и сказала,
- Пойдёмте туда вон, на скамеючку, в тенёчек! - и добавила, обмахиваясь платочком, - ну и жара сегодня!
   Все четверо сели на скамеечке под липой. Когда Алла Владимировна пошла покупать пирожки, Катя мягко спросила Нину по мордовски,
 - Вы давно из Мордовии?
 -Из Мордовии-то, да месяц уж. Да вот, я-то и приезжала к той дочке, что пьёт. Всё скрывали от меня, что она такая пьянчужка. Я, что только не передумала, когда получила телеграмму от её соседки, что она в больнице. Да и в больнице-то она недолго была, - рассказывала Нина Катке, - с белой горячкой была она, - говорила Нина, стесняясь, - а я с детьми сидела, с внуками значит, а то бы забрали их в детский дом.  А дочка моя опять беременная! Куда нищих плодить! И так уж трое, мал мала меньше!
 Нина уже доверчиво рассказывала Кате. Рассказывала высоким голосом, порой путая мордовские слова с русскими. Хотя Катя говорила с ней по-мордовски, давая ей понять, что она тоже мордовка и лучше бы Нине рассказывать по-мордовски, но Нина продолжала говорить то по-русски, то по-мордовски.
 - Ох, и намучилась я там, в Ленинграде. Ребёнок плачет всю ночь, почти не спавшись. А большенькие просят и просят:"Баба, дай поесть!" Денег-то уж и нет! Наконец-то, вот домой еду. Я дома, как барыня. У меня большое домище...уехала, - говорила она, - а сердце не на месте, детей жалко. -  Нина бы ещё порассказала, она разговорилась и даже забыла о поезде и не заметила то, что Света уже два раза посмотрела на часы. Наконец Света, посмотрев ещё раз на часы, сказала,
- Пойдёмте, три минутки осталось, пойдёмте бегом, а то не успеем добежать до своего вагона!
 Они пошли очень быстро, но Нина ещё продолжала рассказывать, Кате по пути, -на занимала я в долг, до смерти не расплачусь, зато в Ленинград съездила дочку и внуков посмотрела. Ко мне-то сами, за девять лет ни разу не приезжали, письма редко слали. Теперь знаю почему, на дорогу денег не было. Нищета! - заключила она и они расстались у вагонов поезда.
 Нина села в свой вагон, а они пошли в свой.   Когда поезд поехал, Алла Владимировна сказала Кате,
 - Ты на Нинку-то не сердись! Она баба хорошая!
 -Я это и вижу, и не сержусь, - сказала Катя.
 - Давайте-ка пообедаем, перед тем, как расстаться!- и снова Алла Владимировна вытащила пирог из сумки.
- Сколько их у вас?- засмеявшись спросила Катя.
 - Последний, - сказала Алла Владимировна, и добавила, смотря на Свету, - давай-ка, Светлана, садись, бери вот этот  кусок.
 - Спасибо!" сказала Света, отправляя в рот пирог с изюмом, - знайте, говорила она Алле Владимировне, жуя пирог, - пока вас тут не было Катя мне столько про Мордовию рассказала.
- Да? А про Никона она тебе рассказывала? -спросила смеясь Алла Владимировна.
- Нет. А кто такой Никон.
- Вот те раз! Тоже мне мордовка, а про знаменитейшего земляка не знает. " Я всем с гордостью рассказываю, что Никон мордвин. Патриарх всея Руси и мордвин!
- Ой как интересно. Расскажите мне о нём!


Рецензии