Повесть по дороге в Мордовию Часть 13 Продолжение

Часть 13 ЕЩЁ ВОСПОМИНАНИЯ АЛЛЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
- Приехали мы с Клавкой,- рассказывала Алла Владимировна, - оборванные, голодные...в Саранск, значит, приехали...сошли с поезда...а нам ещё надо было семь вёрст добираться...а сил уже нет...я села на поребрике у вокзала, а Клавка, куда-то пошла…она походила, походила возле вокзала и мужика-односельчанина встретила, тот кого-то подвозил...всё-таки не пешком...сани, а уже распутица была ...всё оглядывался мужик, гоня клячу...они что-то говорили с Клавкой по-мордовски... я ничего не понимала...только и поняла два слова "блокада и Митрофановна" ... Митрофановна, так, значит, тётку Клавкину звали...и в деревне тот мужик, каждому встречному рассказывал о нас и всё "Митрофановна" говорил...а вечером вся деревня у Митрофановны собралась...кто хлеба принёс, кто молока, кто картошки, а кто просто дровишек, печку, значит, топить...мы чистые, после бани,... сидим...нарядные, если так можно назвать цветастые Митрофановны платья...как невесты сидим, значит, в красном углу...перед нами дымящий чугун с картошкой...едим, а все жалеют нас...как же с самого блокадного Ленинграда приехали живые,… значит мы сидим, как невесты, а люди жалеют нас,- улыбаясь, вспоминала Алла Владимировна.
 Здесь внимательно слушали её Света и Катя. Они молча слушали её, жалея и охая.
- Работали мы там всю войну, - рассказывала Алла Владимировна, - машин тогда не было, да и лошадей всех забрали на фронт. Вот, мы, несколько женщин впрягались в плуг и тащили... а когда кончилась война, рассказывала она, -  я и перебралась в Ленинград...разыскала могилу дочки...какую там могилу!?..в общей могиле её похоронили, на Пискаревке, взрывали землю и клали туда труппы – вот и  общая могила…мне об этом так знакомая рассказала, у ней тоже двое мальчишек там похоронены...так вот! - закончила она свой рассказ, и посмотрела на Свету, снова сказала, так вот, Светик, и это расскажи своим подругам!
  А Катя встала и поклонилась Алле Владимировне. Сказала: "Спасибо! Спасибо вам...и Богу! Вы столько пережили, но Он дал силы вам! Вы-верующая, свидетель Его милости! И ещё вам большое спасибо, за нашу Мордовию, за то, что вы у нас нашли вторую родину!- она подошла к ней поближе, обняла и поцеловала Аллу Владимировну.
- Что вы, что вы?! Вы уж меня простите, - снова улыбнулась Алла Владимировна грустно, это я вас в тоску вогнала.
- Как, Светик, - подмигнула Катя Свете, - простим мы ей?
- Простим! - улыбнулась та, - и все трое засмеялись.
    И потом все трое молча смотрели в окно и каждый думал о чём-то.
 Проезжали большое поле и ребята махали поезду. Света вспоминала, как и они когда-то вот так же махали мимо проезжавшим поездам. Они тогда пололи и мотыжили совхозное поле. Как они с Васей, почти всегда, были вместе. Как это было давно. Тогда их звали "жених и невеста". Вася ждёт, конечно, её. Хороший он. А может Катя права"где родился, там и пригодился!» Может и правда, выйти замуж за Васю и уехать к бабушке в деревню.  Там найдётся работа. А главное бабушка как, наверное, обрадуется! Надо рассказать Кате всё! – решила Света.
И словно прочитав её мысли Алла Владимировна вышла в тамбур и они остались с Катей вдвоём.  Света не знала, как начать. Она осмелилась и подумала: «Была не была, расскажу!»


Рецензии