Повесть по дороге в Мордовию Часть 9 Бабушка

Часть 9 БАБУШКА СВЕТЫ
 Стучат, стучат колёса. Едут три женщины в Мордовию. Они все разные по возрасту. Света самая молодая из них. Они молча смотрели в окно, но Света первая прервала это минутное молчание и, улыбаясь сказала,
- Даже и не верится, что завтра будем дома. Она легко вздохнула и снова поглядела в окно. Мелькали леса, деревни, церкви, в основном разрушенные, грунтовые лесные дороги и снова леса. "Вот бы полежать на той опушке, - думала она, глядя на зелёную полянку, - там, вон, в тени того дубочка..."
 Но её мысли-мечтания были прерваны, Катя сказала ей, улыбаясь,
- Мама, наверное, уже ждёт свою дочку и напекла пирогов.
- Да, конечно, -ответила Света, - но, наверное, больше всех ждёт меня моя бабушка, - она, с улыбкой снова вздохнула, и тихо произнесла,
- Моя милая, моя старая и добрая бабушка. Она очень любит меня, - говорила она Кате, - и так же "цветочком" называет меня.
- Бабушка-то с вами живёт, с мамой? - спросила Алла Владимировна.
- Нет, в деревне.
- А сколько ей лет?
- Лет семьдесят, наверное, я не знаю, - сказала Света, - старенькая она у меня. Не хочет в Саранске, у нас жить, говорит: "В своём доме я хозяйка, а у вас, как веник в углу."
 И мама моя, и папа, хорошо к ней относятся, и всё для неё делают, но она всё равно в деревню к себе хочет,  говорит: "Где родилась, там и умру." В деревне ей тяжело одной жить. Она корову держит, поросёнка и кур. Зачем? Не понимаю! - Света тяжело вздохнула, вспомнив старую бабушку. Она молчала с минуту, потом что-то вспомнив, засмеялась и вслух сказала,
- Выдумщица она у меня, каких свет не знает. Вот талант пропадает, книги бы ей писать, но, ведь, она, не напишет, неграмотная. Я перескажу вам только одну её сказку."
- Расскажи! - попросили женщины.
 Света прикрыла глаза и начала рассказывать: "Вот просится однажды нищенка в дом к богатым переночевать, а те послали её в свой старый дом, куда сами боялись заходить. Пошла нищенка и только легла, а откуда-то с потолка голос: "Упаду, да упаду!" Нищенка слушала-слушала и говорит: "Упадёшь, так упади!" Потолок проломился и оттуда посыпались золотые монеты, много-много монет. Нищенка вытряхнула из сумы куски хлеба, что собирала и наполнила их монетами. Наутро пошли хозяева смотреть, что с нищенкой и видят, что её нет, а несколько золотых монет валяется."
 Помолчали, затем Света прыснула смехом и, смеясь, сказала,
- Ох, уж, эта моя бабушка! – говорила она смеясь, что-то вспомнив и сквозь смех  рассказывала, - один раз мы пасли с ней стадо, так как пастуха в деревне нет, то все люди в деревне пасут по очереди, - говорила похохатывая Света, - ну вот, бабушка прилегла на травке и говорит мне: "цветочек, ты береги мой рот!" - я засмеялась и спросила бабушку: "Зачем, бабушка?" Она отвечает: "Чтобы змея не заползла." И опять свою сказку "Вот, бывало, мать, дочь и невестка, сено ворошили и легли на кучку сена.
Света так живо рассказывала, будто куча сена была в вагоне, - «ну вот, - рассказывала Света, - просыпается дочь и видит, что невестке в рот змея заползает, она испугалась и будит мать, показывает ей на невестку, у которой рот открытый и хвост змеи только мелькнула, а мать приказала дочери молчать, . когда невестка проснулась, то рассказала им свой чудный сон; она рассказала им, что видела во сне, что будто так пить захотела, что выпила целое ведро воды по глоточку. Прошло несколько месяцев и стала невестка худеть на глазах. А тут что-то не поделили невестка с золовкой, с той, которая видела это и поссорились они. Золовка всё и рассказала, ты, мол, гадюку проглотила. "Как!?"Невестка в обморок. Мать к ворожее, а та велела баньку истопить и крынку молока у изголовья невестки поставить. Они так и сделали, И выползла змея на запах парного молока, а с нею двенадцать змеёнышей. Невестку осторожно уволокли, а змей убили..." Вот такие сказки рассказывает моя бабушка. Она их знает, наверно, тысяча. Света ещё сказала,
- Выдумщица она у меня. А потом, глядя в окно, Света вдруг громко засмеялась, видимо ещё вспоминая бабушку и сказала попутчицам,
- Вот ведь выдумает-то она, выдумает и сумеет так рассказать, что в неё верят. Ребята, уже большие, однажды весь холмик у леса перекопали, это она им рассказала, что там, будто, какой-то очень богатый помещик жил, и перед тем, как выгнали заграницу, он там клад зарыл. " - Ха-ха-ха, - смеялась Света заразительно, так что две её спутницы тоже засмеялись.


Рецензии