Повесть по дороге в Мордовию Часть 6

Часть 6 СПОР ПРОДОЛЖАЕТСЯ
- Да, конечно, я преклоняюсь перед такими людьми, как Ксения Блаженная, - сказала Катя, - и я понимаю людей юродивых, это было тогда единственный способ говорить вельможам правду. Да, они отреклись от  всего земного и даже от имени, ради того, чтобы нести Слово Божье людям, но вот, ведь, Алла Владимировна, эти люди не принадлежали к церкви при жизни, и почему-то теперь они канонизированы православной церковью, православие, как бы присвоило их, но они просто дети Божьи. Все-все верующие в Христа - Его дети. И вот ещё, Алла Владимировна, я хочу сказать об иконах. Это изображение Христа, Богоматери и святых. Но ведь Бог Сам говорил нам: "Не делайте себе кумиров и не поклоняйтесь никаким изображениям...", но многие люди не могут отличить "изображение" от Бога, и поклоняются  размалёванным деревяшкам, а святые…
- Ты не трогай святых, они посредники между Богом и людьми, - говорила Алла Владимировна горячо, - и они не так страдали, как мы с тобой. Мы не можем своими грешными устами обращаться к Святому Богу, а святые, умершие они ближе к Богу и ходатайствуют за нас.
- Никто не может быть посредником между Богом и людьми. Есть Один Бог и посредник Иисус Христос, Он и ходатайствует за нас. А попов, почему вы называйте отцами?  Разве в Писание не сказано, что у вас один Отец, который живёт на небе и не должны вы называть никого отцом.
- У них такой чин, они этого заслужили, - говорила горячо Алла Владимировна.
  Света слушала это и тоже хотела участвовать в разговоре, хотя она и не всё понимала. Она не была верующей и не ходила ни в какую церковь.  И что теперь она скажет этим своим попутчицам-землячкам? То, что она неверующая, что она смеялась над верующими и называла их недалёкими. Но они, эти верующие землячки , сто раз образованнее её, Свету, и они знают гораздо больше. – «А может мнерассказать то, как бабушка посылала её "собирать" яйца по деревни? – думала она, и  Света несмело вмешалась в разговор чсвотх землячек, сказав,
 - Да-да, Иисус Христос. Я тоже помню,  как мы маленькими, в деревне ходили по избам в Пасху и мы говорили в каждой избе: "Христос воскрес!",  не придавая значения этим словам, а нам отвечали "Воистину воскрес!"и давали яйцо, красное или крашеное луковой шелухой. – А что, - обратилась она, в основном Кате, - правда, что Он воскрес?
- Правда, - ответила Катя, - и Он любит тебя, -  добавила она улыбаясь и глядя на неё.
- Меня?! – удивилась Света.
- Да! Бог есть любовь и Он любит всех, какие бы мы не были, и принимает всех.
- Я понимаю, Он вас любит, вы же - верующие, а я нет.  За что Он может меня любить? Я же, - и Света покраснев, нечётко выговорила, - грешница! Не за что меня любить, меня ненавидеть надо.
- За таких вот "грешниц" Христос отдал жизнь, - улыбнулась Катя, внимательно посмотрев в её голубые глаза.
- Ещё я, ведь, мордовка, а любит ли Он мордву, как русских? – спросила Света.
- Он любит всех и всяких, - сказала ей Катя, - и Он не смотрит на лица и национальности.
- Светлана, - вмешалась Алла Владимировна, - в Мордовии всегда была только православная вера, а не лютеранская, - с ехидцом, взглянув на Катю.
-А вот и не всегда! - возразила Катя, прямо глядя, на Аллу Владимировну, - было у мордовского народа, у эрзи и мокши своё вероисповедание, отличное от других.
 Мордва не поклонялась всяким божкам, как язычники. Они  поклонялись Верепазу, Инепазу, Нишке-Пазу. Они поклонялись матушке-земле, и было у них божество – Мод-ава. Они любили небо, где жил Нишке-паз. Они любили создание Божье-природу. Да, конечно, они собирались в рощах, и в самых красивых местах, недалеко от своего села, будь то, у оврага или какое другое место. И это место для них было святое. они, сами того не сознавая, чтили единого Бога – Творца земли и неба. Они только называли Его по своему, - говорила Катя Свете, - правда была у них ерархия из богов. Их те боги гораздо меньше Верепаза: например Мод-ава, Ведь-ава или Тол-ава. Они поклонялись и многим другим божествам, у них были божества на всякие случаи жизни. О их вере правильно может судить только Господь, а не мы простые смертные.  И я знаю, что Бог есть Судья праведный! Но вот что интересно, Алла Владимировна, я уже это говорила вам и повторяю, - обратилась Катя опять к Алле Владимировне, - тогда, когда  в середине шестнадцатого века присоединяли Мордву к России, тогда были убиты, истерзаны тысячи мордовских людей, которые не хотели принимать чужую для них веру. Зачем, ответьте мне, надо было тогда насильно, когда вводили христианство в Мордовию? Ведь, обман и насилие отвратило многих мордовских людей на веки от этой вашей "праведной веры", - говорила она ей – и теперь в Мордовии много не верующих ни  во что, а, ведь, извините, Бог есть любовь!  Он, ведь, Судья праведный! И все ответят Ему за с деланные дела, и, за слова, которые произнесены со злобой...
  Но Алла Владимировна не хотела быть "побеждённой" в этом разговоре, она сказала: - - Значит так надо было! На всё воля Божья! Но теперь мордва должны быть благодарны тому, что русские князья и священники принесли им цивилизацию...
- А с ней и бездуховность, и развращение нравов мордовского народа, - прервала её Катя, - поймите меня правильно, Алла Владимировна, я не сторонница насилия. Бог есть Дух!  И дух дышит, где хочет...
- Я не настолько начитана, как ты, но моя вера не слабее твоей, и Бога я люблю не меньше. Только язык у меня не так подвешен, - сказала ехидно и зло Алла Владимировна, глядя на Катю. Она говорила, повысив голос, и довольно жёстко.   
 Катя, немного помолчав, мягко сказала ей,
 - Простите, Алла Владимировна, что я, кажется, ввела вас в грех. Гнев - это грех, а грех есть страдание и болезни. Я не хочу, чтобы вы страдали за это.
 


Рецензии