Повесть по дороге в Мордовию Часть 4

Часть 4  СПОР ДВУХ ВЕРУЮЩИХ.
 (И Катя рассказывает историю Мордовии)
 Катя до сих пор молчала и сострадательно слушала, но теперь, нарушив тишину она  тихо и осторожно спросила,
 - А в Мордовии как вы оказались?
- В той воронке познакомилась я с Клавкой. У неё тётка жила под Саранском, а у меня нигде никого. Она, моя Клавка, и предложила ехать с ней, в мордовскую деревню. Там вот и нашла я свою семью, - и тихая улыбка осветило на мгновенье печальное лицо.
 Алла Владимировна вытерла слёзы и сказала, - с Клавкой мы теперь как сёстры. Ждёт не дождётся она меня в каждое лето. И народ там хороший. Язык, я, значит, мордовский изучила и разговариваю с ними. – говорила Алла Владимировна,  она продолжала, -много у меня там подруг и друзей, - она опять улыбнулась и добавила снова, - народ там хороший!
- Ну слава Богу, что вы у нас нашли вторую родину! Это Господу было так угодно!
- Господу было так угодно, - повторила Алла Владимировна, а потом удивлённо спросила Катю, - ты тоже верующая?   
- Да, -улыбнулась ей Катя.
- А в какую церковь ты ходишь?
- В церковь святой Марии, что напротив Д.Л.Т.
- Там же не наша церковь!
- Церковь не может быть наша или не наша, Церковь христианская и кто верит в Христа, всё братья и сёстры.
- Мордва - финно-угры и Слово Божье должны читать на своём языке. Финны перевели на наш язык Библию и теперь, даже в глухой мордовской деревне могут читать Святое Слово на родном языке, прославлять Его по-мордовски, а не по старо-славянски, который язык наши люди не знают и не понимают.
- А зачем понимать? Надо верить! – с усмешкой, кривя рот, сказала Алла Владимировна. И в миг Катя для неё стала, как чужая.
- Да, конечно, надо верить и любить Бога всем сердцем, - сказала Катя, сделав вид, что не заметила её отчуждение, - только, как  вот объяснишь мордовским людям, на чужом языке, которую они не понимают, кто такой Иисус Христос, и почему Он умер за нас.
 - Вера через слышание Слова Божьего, - говорила она, - и очень хорошо, что эрзяне и мокшане будут знать Слово на своих языках. Разве же не было у нас своих замечательных песен и сказок? - спросила она Аллу Владимировну.
- Были, - согласилась та. Я помню одну мордовскую песню: «Умарина» называется, мы очень любим петь её.
 - Но теперь, - говорила она, - всё больше по-русски поют и разговаривают в той деревне.  Да, жаль, - вздохнула Алла Владимировна, - что многие теперь называют себя русскими, хотя у них все предки были мордва.
- Вот-вот. Скоро мордва совсем обрусеют и потеряется, как народ, сказала Катя, и она продолжала говори ть, - ведь потерялись, исчезли многие народы и племена и не звучат теперь их языки. Потерялись Гунны, Хазары, Половцы итак далее, и мы- мордва можем исчезнуть! Но нам,  оставшимся мордовским людям,  надо сохранять свою культуру, свой язык и гордиться, а не стесняться своего происхождения, и не считать себя людьми второго сорта.
- Зачем  же ты перед Светой, этой неискушённой девочкой, развиваешь свой национализм?  - все люди равны перед Богом! – сказала Алла Владимировна и добавила, - мы славяне и православные христиане….
- Да, перед Богом все национальности равны, сказала Катя, - но я бы не утверждала так уверенно, что мы славяне.  И я не одобряю тех русских, которые, заняв все более менее высокие посты, стали притеснять коренное население Мордовии, ненавидели всё мордовское; и культуру, и историю, и язык. Русские сделали нас-мордву второ-сортными. Особенно после революции, когда истребили почти всю интиллегенцию. Да и теперь в самой Мордовии живут  два раза больше русских, чем мордвы.
- А где же они живут?  Ведь мордвы больше девятисот человек. Так вот, они живут в России, - говорила горячо Алла Владимировна.
- Да, - отвечала Катя спокойно, - они живут по всей России. Особенно много их в Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, в Симбирской и Саратовской областях, но они живут и в Иране и в Турции  и в Америке.
- Значит, мордовские люди сами виноваты, что не хотят жить в Мордовии!
- Не совсем так, - отвечала Катя Алле Владимировне, - ох, если бы их не притесняли, и если бы их не высылали, после революции, и если бы не голод гнал их, то они бы преспокойно жили на своих территориях.
 Потом, после небольшого молчания Катя сказала, - по переписи 1897 года, мордвы было болше миллиона, где-то миллион двести тысяч, а теперь же мордвы осталось  девятьсот тысяч. Многие вымерли  до войны и в войну многие погибли, защищая народы России.
- Но в войну погибло болше русских, чем мордвы, - сказала твёрдо Алла Владимировна.
 - Да, верно, - но и другие многие национальности, - сказала ей Катя, - но вы же сами сказали, что «война-проклятая» и «зачем она нужна нам, людям, пусть воюют те, кто затевает войну». Катя продолжала говорить, - но, если бы все верили и любили друг друга, как заповедовал нам Иисус Христос то, никаких бы войн не было и тогда точно незачем бы стали войны.
- Ты, кажется хорошо знаешь историю Мордвы, - сказала ей, слегка ухмыльнувшись, Алла Владимировна. Тогда ты мне, неучённому человеку, расскажи, когда мордва поверила в Иисуса Христа?
- Знаю, - сказала спокойно и твёрдо Катя, - словно не заметив ухмылку Аллы Владимировны, - все люди в Мордовии перешли от язычества к православии, только к двадцатому веку, - сказала она, - но  были попытки были и много раньше обратить  «поганных» в православию. – Катя говорила негромко, - да, были, и много попыток русских священников было, обратить мордву в православную веру, только им это никак не удавалось. Мордва верила в своих богов и не хотела принимать «чужих».- Катя рассказывала далюше, - мордву хотели обратить в православную веру уже с соединения Мордовии к Росии, а это происходило с четырнадцатого века.
  Света слушала и молчала, она, к своему стыду, ничего не знала о своей родине, ведь, в школе это не преподавали, да и по-русски она стала говорить в двенадцать лет.
 В школе, которую она закончила, преподавание велось на мордовском языке. Только в пятом классе, они, ученики стали иногда объясняться с учительницей по-русски. Их классный руководитель была русская и не очень-то уважала мордву. Она, почти призирала тех учеников, которые не говорят по-русски. Но Света про себя решила тоже изучать историю Мордовии. Она несмело вмешалась в разговор этих милых и почти родных женщин и спросила Катю.
- Скажите, Катя, откуда мы-мордва взялись?
- Официално мордва учитываются с первого тысячелетия до нашей эры. Но это только офицально, но мордовский народ жил ещё семь тысяч лет назад между реками Волгой  и Сурой. Мордва из уральской семьи финно-угров.
- Вот те раз, - сказала Алла Владимировна, - разве мордва не славяне?
- Они финно-угры, - твёрдо сказала Катя, но за много тысяч лет смешались со многими национальностями. Между Сурой и Волгой, всегда велись войны, вторгались; то Гунны, то Хазары, то Половцы, то Скифы. Много принесло бед и несчастий в Мордовию и татарское иго. Так, что я думаю, что мордвы чистокровной нет, как нет и русских и многих других национальностей…
 - Ну, здесь ты перегнула палку, - сказала Алла Владимировна.
- Почему? – тихо спросила Катя, - ведь, со времён создания Богом земли и людей прошло много веков, и смешание крови. А потом, татары, когда завоевали Мордовию, носиловали наших женщин и после рождались полу-татары, поу-мордва.
 По Мордовским просторам проходило много кочевников, которые тоже любили мордовских женщин, так что в нас течёт не только мордовская кровь, но и цыганская и татарская, и хазарская, и булгарская и многих других народов. Я не думаю, что есть чистокровные люди среди мордвы. Мордва были, по истории Геродота, голубоглазыми и светловолосами.
- Но я, ведь, светловолосая и глаза у меня тоже голубые, - с гордостью перебила Катю Света, - значит я истинная мордовка.
 Катя улыбнулась ей и сказала, - да, ты можешь гордиться своим происхождением, вот только не все русские любят мордовских людей.
- Но, всё-таки, Катя, расскажите мне всё, что вы знайте о мордвы, - попросила её Света.
- Да, я много знаю и всех тридцати часов, пока мы едем вместе, не хватит мне, чтобы рассказать всё. Ты сама, Светик-цветочек, узнавай это, у тебя впереди вся жизнь, - сказала ей Катя, обняв её. – Но скажу тебе то, что все северные народности произошли от Иафета ,то есть после потопа, когда Ной благословлял его он сказал Иафету «Да распранится Иафет, да размножится» .   Люди, после того, как Бог создал Адама и Еву и сказал им: «плодитесь и размножайтесь заселили землю, но стали делать много грехов и так развратились, что Господь  сожалел, что Он создал человечество и решил всех уничтожить, наслав на землю потоп. Только один Ной был праведный и чтил Бога. Тогда Господь сохранил Ноя, повелев ему построить ковчег. Ной говорил всем, что будет потоп и чтобы люди покаялись, но они смеялись над ним, но всё это ты сама, Цветочек, прочтёшь в Библии . Но до потопа был один язык на земле, но люди захотели быть сами богами и прославлять своё имя. Они построили Вавилонскую башню, но Господь не терпит других богов, Он не только Любовь, но и Ревнитель и Он смешал язык народов и расселил их по всей земле.
 А мокша и эрзя – эти наречия двух мордовских народов, стали значительно позже,  наверное в первом тысячелетии нашей эры - рассказывала Катя Свете, и добавила, - Бог Ревнитель и не потерпит других богов , и Он сказал нам, Своим ученикам: "Идите и научите все народы..." А как же научить тех людей, которые не понимают чужого языка и уже им поздно учит какой-либо язык? А они, тоже, любимые дети Бога. Как же они узнают, что они любимые?...
- Наверное ты права, - согласилась теперь с Катей  и Алла Владимировна, - но ведь, ты, Катя, наверно православная, и должна ходить в православную церковь.
 Катя улыбнулась и сказала ей,
- Кому, простите, Алла Владимировна, я должна, попам, или же Богу? Но Богу нужна наша любовь, а не обязаловка, - сказала она, мы свободные люди, Господь умер за нас, чтобы освободить нас от пут дьявола!- говорила Катя.
  И так они ещё долго спорили о духовным.
    А Света, в это время, молчала. Она не знала, кто из них прав. Они обе её землячки, и обе они добрые. "И что они спорят, - думала Света, - ведь Бог то Один, по-русски или по-мордовски Его назовёшь, Он не изменится. И крестятся кто как тоже не имеет значения; кто слева, а кто с права, он всё равно же крест.
   Но почему-тот она, в этом споре больше поддерживала Катю.
 А Катя спокойно говорила Алле Владимировне,
- Человек не может брать на себя функции Бога. Кто из нас прав, кто виноват рассудит Господь. Но некоторые православные попы, настраивают свою паству на всех, кто не так, не по их обрядам, славит Господа - Христа. Они говорят, что грех изменять своей вере. А вера-то в Иисуса Христа - едина. Кто и как прославляет Его, судить не нам. Не все "сектанты", как это называют попы другиих; всех протестантов, католиков, баптистов и других христианских конфессий. Все, исповедующие Христа Богом - братья и сёстры. Христос дал нам главную заповедь. Он сказал: "По тому узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь друг другу", а о какой любви может идти речь, если православные ненавидят людей других христианских конфессий? И как понять то, что мордву насильно крестили, и убивали тех людей в Мордовии, которые не хотели принимать «их веру». Были и такие случаи, когда крестили мордву, некоторые крестились по пять – шесть раз, и ещё хвастались друг перед другом, что они-де, теперь благословенее своих земляков, которые крестились только раз. Что-де, они имеют больше денег, так как крещённым тогда попы давали пятак? Но, а попы не очень старались отличать мордовских людей, - говорила с улыбкой, спокойно Катя, - ведь, для них, попов, мордва были все на одно лицо – все скуластые и «широкомордые».
 Как, наконец,  понять то, - спрашивала она Аллу Владимировну, - что все языческие праздники потом сделали христианскими? И как понять то, что многие в России  живут по дедовским обрядам и обычаям, и влачат жалкое существование? Что, Алла Владимировна, ужель Господь не любит мордву?  Да, вот ещё; Господь говорит: "Не судите и не будете судимыми..." и "какой мерой мерите, такой  и вам будут мерить..." Разве же, русские попы, когда крестили Мордовию не знали этого? Они крестили мордовских людей, как поганых, крестили их обманом – кнутом и пряником.
А сколько людей тогда они убили, четвертовали, за то, что поганые люди-мордва не хотели принять чужую веру? Катя говорила Алле Владимировне, - сколько невинной крови пролили православные попы и почему, ответьте мне, православные судят всех других и считают их «сектантами»?
  Но а Света всё это слушала и про себя думала: «Катя знает всё и верно говорит, и ей можно доверить самое сокровенное». Свете очень захотелось ей рассказать свою тайну.
 Она прислушалась их разговору снова. Теперь говорила Алла Владимировна Кате,
 - Но ведь, ты, Катя, крещена в православную веру, и я не понимаю, как и почему ты стала "сектанткой" как бишь там, твоя вера зовётся?
- Вероисповедание или конфессия лютеранская, - ответила Катя. Да, я была крещена в православное вероисповедание.  Но тогда, когда крестили меня - меня не спрашивали


Рецензии