Люди на работе

Аня

Неприятно, когда кто-то рядом в плохом настроении, или злится.
Я чувствую её настроение спиной. Наша двадцатипятилетняя монтажница Аня  выдаёт себя шумом: брякают инструменты, гремит паяльник, брошенный на подставку; по-другому сегодня гудит её вытяжка, по-другому крутится, постукивая, катушка с кабелем…
Боковым зрением наблюдаю за ней, но не могу и оторваться от приборов, иначе цикл проверки придётся начинать сначала.
Вижу: она готова что-то рассказать,  поделиться чем-то.
Рядом,  слева от неё, глухонемая Ирочка; с ней много не наговоришься – руки устанут; за спиной Ани сижу я. Вот и становлюсь понемногу, то слушателем, то утешителем.
Аня – молодая одинокая мамочка. Муж умер три года назад,  дочке как раз три года. Аня водит девочку в детсад, но чаще сидит с ней дома из-за всяких простуд. На работе мы видим её не часто.
«Ну, говори уж, не молчи» - подаю знак. У меня закончился  технологический цикл,  я поворачиваюсь к ней в пол оборота; вот и она, заметив, что я освободился, бросает паяльник и поворачивает своё красивое, потемневшее от обиды, лицо:
- Сдаю, Саше больничный лист, а он возмущается, что я почти не бываю на работе. Я ему: «Что я виновата, что ребёнок мой подвержен простуде? Никто в саду за детьми не следит…» Он мне: «Это не ребёнок такой, и не детсад. Это мать такая…»
Помолчав, Аня добавила: «Ну не сволочь ли?..»
Рассмешила меня. А на самом деле смешного мало: испортил ей молодой мастер  настроение на весь день, хотя может и сказал это в шутку. Утешаю, как могу: «Он ведь, это шутя, наверное, сказал... Шутка неудачная, конечно».
«Можно подумать Саша семерых вырастил. Посмотрим, как он потом запоёт, когда свои будут».

Как-то, не очень давно, Аня вернулась с обеда и говорит: «Не пойду больше в столовую: меня там коровой назвали…»
Я был  занят своими схемами, и, может поэтому, неловко так поддержал: «Ну-у-у… Они ещё коров-то не видели…»
Вот утешитель-то… Уточнение неудачное. Чтобы загладить неловкость тут же сравнил её с оперной дивой - Анной Нетребко. Да, была ли в этом необходимость?   Наша Анна – девушка в теле, но лицом, пожалуй, красивее. Правда, попроще в смысле образования, да не поёт.
- Если голос (того, кто назвал её коровой) был женский – значит из зависти, - говорю ей тоном знатока. – А если мужской – от глупости.
Аня перестала посещать столовую, носит обеды с собой. Иногда ходит обедать на соседний этаж  к своей матери. Перезванивались до последнего времени они часто: забавно смотреть, как Аня разговаривает через гарнитуру телефона, поправляя при этом трубу вытяжки, – будто общается с кем-то через эту трубу. 
Тут как-то замечаю - перестала ходить.
- Что, говорю, к маме не ходишь? Надоели друг другу?..
- Поругались. Два дня не разговариваем.
-???
- Она заметила мой пирсинг, который я ещё шесть лет назад сделала…
- А как можно его не заметить? - спрашиваю, имея ввиду голубенький кристаллик на крыле её носа.
- Да не здесь! А здесь, - и показала мне язык,  в середине которого сверкнула  перламутровая горошина…
 Не знаю, что и сказать.
- Вы бы разрешили своей дочери в 19 лет это сделать?
- Не знаю… Вряд ли.
- Вот и мне не разрешали. Потому я сделала это тайком от родителей. На спор с подругой. Проявила самостоятельность.
Ну что тут скажешь…
Она всё ещё гордится этим юношеским поступком – молодая современная мамочка.

Стёпа
 
Юный флегматик Стёпа (22-23 года) подобно шарику пластилина намотал  на  себя весь  мусор детских и взрослых комплексов и не торопится с ними расстаться.  Убивает его манера общаться. Говорит тихо, приходится прислушиваться. Если скажет три-четыре слова подряд - краснеет от своей болтливости. Частенько говорит, не вынимая зубочистку изо рта, и потому жует слова. Вообще, это здорово бесит: хочется дать ему по шее, чтобы слова произносил громче и внятнее.
С появлением в коллективе весёлой симпатичной монтажницы Ани Стёпа как-то немного ожил – разговорился, повеселел. Про молодую мамочку я уже писал: она три года назад схоронила мужа (умер от рака), воспитывает одна трёхлетнюю дочь и готовится войти в новую семью – в общем, не унывает, одаривая улыбкой всех подряд.

И Стёпа, и Аня, как оказалось, выросли на одной улице в не очень благополучном районе, в не очень благополучных семьях, но наш Степан из тех от кого молоко киснет, Аня – щебечет мартовской синицей.
Она частенько подшучивает над Стёпой, когда он, освободившись от работы,  садится где-нибудь рядом и пытается вести с ней разговоры (пока не видит мастер).
Я сижу к ним спиной; время от времени  слышу:
- Стёпка, блин! Говори громче -  щас тресну тебя линейкой…
Стёпка улыбается, пряча глаза. Или мне кажется? Оборачиваюсь: и правда, улыбается, гад. И продолжает говорить в своей манере: тихо, тихонько, ещё тише…

Есть у Стёпки ещё одна удивительная и редкая привычка: по каждой мелочи говорить спасибо. Столько «спасибо» я в жизни своей не слышал от одного человека. Видно, пытается молодой человек таким образом компенсировать недостаток воспитания.
Подашь ему отвёртку, подскажешь что-нибудь – парочку «спасибо» вы себе обеспечите. Не то чтобы это было плохо – скорее непривычно. Любые слова можно обесценить частым употреблением.
«Стёпа наш настолько вежлив, что как только родился, сразу же сказал маме: спасибо». Такой анекдот ходит у нас до сих пор.

Иногда Степан переходит на нормальный человеческий голос: тогда и мне слышны отдельные фразы.
Слышу, как он осмелился спросить у Ани про пирсинг на крыле её носа. Слышу, как Аня отвечает ему что-то про древние традиции  индийских женщин, а Стёпа предлагает примерить ей сари. Смеются. Аня говорит, что у неё ещё в одном месте есть пирсинг, и предлагает Стёпе угадать: где.
Спинным мозгом чувствую, что Стёпа краснеет.
Приходит мастер и разгоняет парочку. Гонит Стёпу работать, но оказывается, что Стёпа всю свою работу выполнил. Мастера это бесит: сидеть рядом с Аней Стёпе строго запрещено.
Как только мастер уходит, Стёпа снова подсаживается к монтажнице; мысль о пирсинге не даёт ему покоя. Аня беззлобно смеётся над ним, дразнит его, но язык с пирсингом не показывает.
Всем понятно, что Степка не нужен ей; ну разве что как объект для отработки давно уже отработанных навыков кокетства - чтобы форму не терять.
А вот понятно ли это Стёпе?

Несколько последних дней они не разговаривают. Стёпа узнал наконец-то, что у Ани есть молодой человек и обиделся на весь мир – замкнулся в себе.
Дельфин и русалка, они если честно…


Рецензии
Хорошая история.

Андрей Брикс   14.04.2017 23:43     Заявить о нарушении
Спасибо.
С уважением,

Виктор Слободчиков   15.04.2017 05:22   Заявить о нарушении