Случай в поездке

   В обитель М., что в Украине, отец В. пришел от скорбей.
   Женился уже после 30-ти. Семейная жизнь не сложилась, жена попалась непутевая, сколько не бился с ней, не вразумлял, так и не стала она ни доброй хозяйкой, ни заботливой матерью их единственному ребенку - дочери. Сначала стала пропадать на двое-трое суток, а потом и вовсе исчезла, никому ничего не сообщив. Молва донесла, что вроде кто-то видел ее где-то в России, то ли она, то ли нет, но уж больно компания, в которой ее видели была нехороша, чтоб беспокоиться о ней. Надо было отцу В., тогда в миру Владимиру, налаживать жизнь, воспитывать дочь. Второй раз жениться он не решился, как мог, зарабатывал на жизнь, все, что имел в душе, отдавал дочери. Соседи всегда видели ее ухоженной, сам Владимир тоже повода для пересудов не давал. Так прошло 15 лет, дочь выросла - невеста на выданье.
   Пора было уже и Владимиру определяться.
   В Церковь Владимир начал ходить от поиска смысла жизни - вот как быстро она пролетает, а что он видел, - беспутную жену, пеленки, уроки с дочкой, работа, забота о хлебе насущном. Так, мало-помалу пришел он к пониманию, что если есть жизнь, то есть и ее смысл. Надо только его найти.
   В Церкви Владимиру стало открываться, что без Бога мы все живем как-бы понарошку, не знаем, что все, посеянное нами, сами и пожинаем, все к нам возвращается: добро-добром, зло-злом, неправды-неправдами. Ах, если б только эту науку начинать проходить смолоду, да где уж! К сорока семи годам уже столько ошибок и глупостей человек успевает наделать, как их исправить?
   Квартиру оставил дочери, что уже пошла работать. Выписался, оставил взрослую дочь на попечение добрых друзей - семьи верующих их храма, куда стал регулярно ходить, и принял решение стать уйти в монахи.
   Так он оказался в возрождающемся монастыре, где прошел путь послушания на всех участках. За компанейскую простоту и легкость в общении, покладистость, его поставляли на все послушания, был и водителем у настоятеля, был и снабженцем, не чурался и когда назначали кочегаром или на трапезную. Через несколько месяцев послушания принял постриг с именем В.
   Особых богословских познаний отец В. не приобрел, молитвенником был как все, усердием и преуспеянием как-то тоже не выделялся, все больше был занят не молитвой, а хозяйственными вопросами, да и опыт жизни в миру помогал ему разрешать казалось бы нерешаемые вопросы, помогали где житейский опыт, а где сноровка и умение общаться со сложными людьми, как он их называл. А на чтение, или размышления у отца В. оставались лишь немногие часы, когда он был на дежурствах, да иногда удавалось послушать чего, когда гости наместника рассказывали что читали или что видели сами.
   Когда у монастыря появлялись спонсоры, наместник А. брал часть братии с собой в редкие поездки по святым местам России. Выпало и отцу В. попасть в одну из них. Он и тут умел подсобить братии и в дороге оставался таким же дружелюбным, помогал с устройством трапезы, организации ночлега, да и водителю помогал, если тот просил.
   За восемь дней объехали немало обителей, посмотрели глубинку российскую, увидели красоту возрождаемых обителей, помолились на службах. В плане  паломнической поездки оставалось посещение одного дальнего монастыря К. Монастырь К. был раньше хорошо известен, при советской власти был закрыт, но не разграблен. Часть территории была отдана под склады, а Храм с пристройками как-то уцелел. Сейчас стала собираться братия, власть передала почти всю территорию монастырю и приходской общине. Вот туда-то и ехала братия с далекой Украины, завершая свой путь.
   К вечерней прибыли на место, успели попасть на службу, потрапезничали. Наместник, архимандрит Н. пообещал после ранней литургии показать обитель и уделить время гостям. Утром наместник архимандрит Н. показал свое хозяйство, рассказал о трудностях; настоятель А. с Украины рассказал о своих стройках, о текучке с послушниками, пригласил братию монастыря К. в гости, и вышло время прощаться. Тут-то отец В. и задал свой каверзный вопрос, а "почему это наместник не показал им старинную икону Божией Матери, чей образ хранится тут уже больше 150 лет?". Вопрос этот поставил наместника немножко в тупик: "Не знаю такого Образа в обители, принимал все по описи, ничего не было." Тут уже отец В. стал настаивать - "Есть, - говорит, - такой Образ у вас, точно есть, покажите да покажите. Я читал и точно знаю, от неё много помощи было и чудес." - Покажите да покажите.
   Наместник Н. позвал своего казначея, что пришел в монастырь еще раньше его. Но прибывший казначей ясности не добавил. "Нет такого Образа, и все тут." Настоятелю А., что привез с собой отца В. уже стало неловко за своего монаха, начал его увещевать, что, наверное, тот что-то перепутал, - "видишь, хозяева ничего не знают". А отец В. знай, твердит, - "А я знаю, что есть. Я сам читал, что есть, еще и открытка при царе была выпущена с упоминанием о Чудотворной иконе. Я мечтал, что, вот - приедем, и сам увижу эту икону своими глазами". Пришло время недоумевать хозяину-настоятелю - столь уверенно говорил об этом образе отец В.
   Решили еще раз пройти по всей обители, подошли еще отцы и братия, так толпой человек тридцать хозяева и гости стали обходить и осматривать все вокруг, заходить во все помещения. Обошли практически все. Сам настоятель еще раз увидел: сколько ж еще предстоит сделать и как много труда надо, чтоб привести все в порядок. Но Образа так и не увидели. За ходьбой и поисками так и не заметили исчезновения отца В. Он как-то смешался с толпой и незаметно отстал. Наместник А. с Украины стал извиняться перед хозяевами, что отнял много времени, напомнил, что приглашает всех в гости. Братия-гости  направились к автобусу, кто-то побежал искать отца В. Было немного неудобно перед хозяевами, но все равно их радушие и приветливость к гостям были искренними, как и подобает по законам гостеприимства.
   Тут к архимандриту Н., наместнику здешней обители, подбегает послушник и что-то говорит вполголоса. "Нашел... там собрались... она висела" - доносились лишь отдельные слова негромкого разговора. По лицу наместника Н. было видно, что, кажется, случилось что-то совсем уж невиданное и жестами он показал отъезжающим, что надо вернуться, есть повод, - вероятно, в комнате-складе, где свечной ящик (так называют место, где принимают записки на молитву и продаёт свечи и крестики) хранит разное свое имущество - нашли икону, о которой идет речь.
   Отец В. остался верен своей привычке доводить любое дело до конца. Не стал обходить территорию со всеми, а начал думать, где еще могла бы быть икона, о которой он читал, уже сам не помнил когда и где. Зашел в храм, посмотрел с послушником из рухольной на складе, где в шкафах и в ящиках остались иконы, принесенные местными и привезенными в подарок в обитель паломниками. Обошедши с монахом несколько мест, увидел в старой пристройке крыльцо и спросил "а это что у вас?". Ответили, что склад, где свечной ящик хранит свечи, книги, крестики. Сбегали за ключами. Открыли. Все заставлено коробками, пачками, свертками, как на складе. Несколько икон, что висели над дверью и в углу заинтересовали отца В. Попросил лестницу, чтоб добраться, пока принесли, рассматривал, сквозь потемневшие от времени краски можно было с трудом рассмотреть лик. Простая рамка, простое оформление, ничего необычного. Но надо было знать отца В., что так настойчиво просил, нет - уже требовал - показать ему Святой Образ. Из всех висевших на стене икон отец В. выбрал именно ту, какую искал, взяв в руки, аккуратно вытер пыль и попросил вынести на свет. На обратной стороне деревянной доски (рамка была сделана намного позже) хорошо читались сохранившиеся слова "Сей Образ был дарен... в 18**" году и указано имя дарителя.
   Подходила братия с наместником. Слова были не нужны - весь торжествующий лик отца В. с Образом в руках говорил о том, что искомая икона найдена. Тут уж пришла пора удивляться наместникам - хозяину и гостю. Хозяину, что вот, оказывается, и не все ему про свое "хозяйство" известно, а наместнику А. - гостю с Украины, что вот оно как - как раскрывается братия порой с неожиданной стороны.
   Быстро собрались отцы и братия обители К., отец В. по памяти рассказывал, что знал про эту Икону, от Образа Родившей Спасителя было явленно много чудес и о чем современники уже могли никогда не узнать. Отслужили пред обретенным Образом молебен Пречистой. Храм был полон. Паломники, тоже прослышавшие о новой иконе Богородицы, заполнили весь храм. В тишине, под пение хора, разносилось "Радуйся, Невесто Неневестная" и радость Божией Благодати приходила в души всех присутствующих.
   Автобус ехал по российским дорогам. Впереди было еще несколько сот километров пути и государственная граница России с Украиной. Братия, уставшая от дальней поездки и одновременно наполненная радостью от увиденного, пережитого, ехала молча. Каждый думал о своем. А на заднем сидении, прилегши, спал отец В. Мирный крепкий сон ничем не выдавал в нем героя дня и виновника незапланированной задержки. Наместник А. думал про себя, что по-настоящему и не знает отца В., - сколько уже он проехал вместе с отцом В., а так и не понял, что он за человек. А, может, и не только один наместник так думал? -"вот ведь ты какой у нас, отец В."
   А икона обрела своё достойное место в Храме и, как и много лет назад, источает для людей "неисчерпаемое чудес море".


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.