Вундеркинды

Что  поставим  мы  у  истоков  темы?  У  истоков  темы  надо  поставить  Одессу.  В  то  время  приморский  город  еще  не  ходил  в  героях  и  значился  пересмешником  Российской  империи.  Две  специальности  были  у  города:  пшеница  и  вундеркинды.  Пшеница  поставлялась  на  экспорт,  вундеркинды  -  на  экспорт  и  на  внутренний  рынок.

В  славном  городе  не  глохли  таланты.  Разворошим  историю,  и  история  скажет  нам:  Нижний  Новгород  запятнан  по  этой  части,  но  никак  не   Одесса.  Ибо  в  Нижнем  Новгороде  произошел  этот  случай:  двое  отроков  явились  поступать  в  хоровую  капеллу.  Инспектор  велел  им  прокашляться  и  начать.  Из  этих  отроков  приняли  в  хор  одного.  Звали  его  Алексей  Пешков  (впоследствии  Максим  Горький).  Второго,  по  имени  Федор  Шаляпин,  отсеяли  ввиду  неподачи  вокальных  надежд.

Будем  кратки:  Нижний  Новгород  достаточно  не  разбирался  в  детях.  У  тамошних  экзаменаторов  не  было  того,  что  назовем  мы  конечным  видением  предмета.  Нижний  Новгород  не  имел  своего  профессора  Столярского.

Ныне  немногое  известно  о  великом  одесском  профессоре.  Сохранилась  фотография:  он  на  борту  парохода  "Ратьковъ-Рожновъ"  рядом  с  дамой  в  полувуали,  а  также  знаменитое  заявление  в  Одесский  губком: "Прошу  властей  отремонтировать  в  Столярского  автомобиле  калитку".

И  мало  кто  знает,  что  именно  этот  чудаковатый  старец  воспитал  человечеству  почти  всех  скрипичных  гениев  двадцатого  века.

Пропитанная  скепсисом  и  критической  мыслью  Одесса  не  признавала  авторитетов.  Но   мы  не  получим  ни  одного  ругательного  письма  от  одесситов  со  стажем,  если  сказать:  два  непререкаемых  авторитета  были  в  городе  -  окулист  профессор  Филатов  и  педагог  профессор  Столярский.

Все  причерноморские  дамы,  умыв  дитя,  надев  ему  на  нос  продукцию  профессора  Филатова  и  поправив  на  шляпке  гроздь  вишен,  теребили  звонок  у  заветных  дверей.  Дверь  приоткрывалась,  и  дитя,  дрожа  всем  непрочным  каркасиком  тела,  представало  перед  великим  профессором.

Великий  человек  был   не  очень  задавлен  культурой  эпох.    Вместо  слова  "триумф"  он  всегда  произносил  "тримуф"  и  был  убежден,  что  в  слове  "самообразование"  неправильно  писать  два  "о"  подряд,  и  какая-нибудь  из  "о",  очевидно  же  -  "а".

Но  распознать  гениальность  в  ребенке  он  умел, как  никто.  Он  обладал  конечным  видением  предмета.  Он  отсеивал  десятки  мальчиков,  виртуозно  владеющих  скрипкой,  и  по  неясным    скрипичной  общественности  факторам  брал  под  крыло  невыразительных  пиликальщиков.  Ну,  например,  мальчика  Давида  по  фамилии  Ойстрах.

И  родители  отсеянных  мальчиков  не  роптали,  не  давили  профессора  связями  с  Русским  для  внешней  торговли  банком,  не  кляузничали  в  городскую  управу  и  градоначальнику,  что  "зарезан  светлый  талант  России",  как  это  сплошь  и  рядом   бывает  теперь.  Родители  соглашались: Столярский  знает,  Столярский  -  бог.

А  он  делал  свое  дело,  и  когда  его  ученики  разошлись  по  всему  свету,  а  он  лишь  получал  сведения,  что  его  ученики  повернули  к  себе  все  медальное  золото  мира,  он  говорил:
-Закономерный  триумф!

Но тут  прошло  несколько  лет  под  музыку  пушек  и  пулеметов.  За  эти  несколько  лет  утвердилась  новая  точка  отсчета  времени  в  новой  стране.  И  молодая  педагогика  государства,  влезши  в  горнило  большой  перестройки,  долго  плутала  в  дезориентированном  дымном  горниле.  Были  загибы,  заскоки,  уклоны,  побочное  лупцевание  литературных  стилей  Корнея  Чуковского:
-Надо,  товарищи,  давать  по  шапке  как  стилям,  так  и  Чуковскому!

И  когда  отборолись  с  Чуковским  -  бросились  на  борьбу  с  вундеркиндом.  Предали  его  анафеме.

Конечно,  тяжело:  выдать  одаренность  ребенка  за  негармоничное  развитие  личности.  Но  ничего,  плодотворно  покусились.  Опрокинули  выявительные  теории  по  маленьким  гениям.  Дошли  до  теорий  Столярского,  озадачились,  погрызли  деформированные  спусковым  крючком  наганов  ногти,  сказали:
-Надо,  товарищи,  дать  по  шапке  и  этим  теориям,  и  отдельно  Столярскому!

А  время,   конечно,  шло.  И  настал  час,  когда  педагогика  вызволилась  из  горнила,  оздоровилась.  Тут  вычеркнули  из  меню  Чуковского  и  Столярского,  и  раздался  вполне  трезвый  голос:
-Надо  открывать  одаренных  детей.  Как  теперь  говорят  -  детей-индиго.

И  поступили  сведения,  что  не  только  в  перспективной  Одессе,  но  также  в  Селец-Завоне,  Култуке,  Торжке,  Гуляй-Поле,  Ельце  живут  дети  с  необычайно  извилистыми  мозгами.

Поступили  сведения,  что  качественно  изменился  сам  тип  вундеркинда.  Вместо  бледного  существа  с  пергаментной  кожей  и  синими  жилками  на  висках,  склонного  к  обморокам  и  уединению,  открыли  подвижную  личность  с  тягой  в  коллективизм  и  общительность.

Теперь  одаренных  детей  разыскивают.  Не  везде,  правда,  с  достаточным  рвением,  не  везде  озаботясь  как  делом  большой  государственной  важности.  Но  все-таки  родина  глазами  назначенных  министерств   вперивается  в  населенные  пункты.  Впериваются  университеты,  Академия  художеств,  Союз  писателей,  Союз  композиторов,  и  спортивные  общества,  отыскивая  таланты,  связываются  уже  чуть  ли  не  с  родовспомогательными  учреждениями.  И  в  отдельных  отшибных  местностях  даже  сельский  родитель  не  опасается,  знает:  если  его  малютка  Михей  с  завязанными  глазами,  помня  все  ходы  на  двадцати  шахматных  досках,   разделывает  под  ноль  двадцать  взрослых  мужиков  да  еще  уличает  колхозного  счетовода  (профессиональное,  куда  человеку  от  этого  деться!)  с  мухлежкой  с  передвижением  ладьи  по  дуге  -  быть  мальчишке  в  столице.

И  если  Галя  Бондаренко  из  Гуляй - Поля,  второклассница,  спасает  десятиклассников  от  краха  по  математике  -  быть  ей  замеченной  и  быть  в  столичной  спецшколе  для  ребятишек-индиго.

А  Леня  Пятаков,  в  белоснежной  рубашке,  заштопанной  курточке  и  коротковатых  брюках  жил  прежде  в  поселке  Бучи.  И  сейчас  Леня  сдает  экзамены  профессорам  консерватории  в  письменном  виде:  на  что  расходует  каждый  день  время,  что  успел  сделать.

Есть  дети,  которым  сам  бог  велел  стать  вундеркиндами.  Ну,  положим,  папа,  мама  баба  и  деда  в  семье  -  первой  руки  математики.  В  силу  наследственности  и  окружения  ребенку  трудно  стать  нематематиком.

В  генетике  известны  наследственность  и  изменчивость.  Наследственность  -  отнесемся  к  ней  уважительно.  Но  будем  славить  изменчивость,  наше  главное  благо  и  достояние.  Изменчивостью  прирастает  прогресс  человечества.  Изменчивость  -  это  Михайло  Ломоносов,  Леня  Пятаков,  артист  Юрий  Никулин.

У  Лени  Пятакова  чудесная  мама.  Она  -  воспитатель  детсада,  к  музыке  никак  непричастна.  Папа  тоже  далек  от  музыки,  далек  от  семьи  и  вообще  расплывчатый  морально  мужчина.  А  Леонид  Пятаков  родился  композитором,  сразу  композитором,  неизвестно  в  кого.  Он  внимательно  глянул  на  нас,  поддернул  рукава  старенькой  курточки  и  сел  к  инструменту.  Он  играл  фрагменты  из  последней  своей  композиции  "Времена  года".  Потом  он  -  неполных  четырнадцать  лет  -  рассказал  о  своих  сюитах,  импровизах,  прелюдах.  Затем  он  сказал  "до  свидания"  и  пошел  работать  над  оперой.  ("Осталось  много  доделок.  Летом  у  меня  достаточно  времени,  я  читал  сочинения  Шиллера.  Мне  больше  нравится  Шекспир,  только  Шекспир  пока  не  во  всем  доступен  для  меня.  Должно  пройти  еще  несколько  лет,  чтобы  я  смог  разбираться  в  переживаниях  его  героев,  а  без  этого  нет  права    писать  музыку  к  его  трагедиям.  Я  выбрал  "Мессинскую  невесту"  Шиллера.  Либретто  мне  тоже  пришлось  написать  самому.  Ведь  театральные  либреттисты  не  стали  бы  писать  для  меня  из-за  моего  возраста.).

-Скажите,  -  спросил  я  концертмейстера  Ермакова,  -  только  так,  положа  руку  на  сердце:   а  могли  бы  не  открыть,  проглядеть  Пятакова?
-Нет,  -  сказал  концертмейстер.  -  Будь  мальчик  одарен  в  три  раза  менее  -  он  все  равно  попал  бы  к  нам.

И  тут  просится,  лезет  в  текст  отступление.  Антик  Софокл,   классик  Гашек  и  другие  словесники  сожалительно  писали  о  затертых,  затерянных,  не  проявленных  в  мирской  суете  талантах.  И  давали  проекцию  небесного  рая,  где  всяк,  в  отличие  от  земли,  сидит  на  истинном  месте,  в  силу  природных  способностей.  И  там,  в  раю,  адмирал  Нельсон,  Михаил Кутузов  и  Наполеон  Бонапарт  сидели  отнюдь  не  над  всеми  военачальниками,  а  сидел  на  главной  ступеньке  стекольщик  из  Гдыни,  в  котором  люди  затерли  при  жизни  наивысшего  полководца.

Так  как  же  теперь  с  прижизненным  выявлением  дарований?

На  Украине  есть  девушка  Оля  Шевченко.  Она  побеждала  на  самых  высоких  астрономических  олимпиадах.  Она  окончила  школу  с  золотой  медалью.  Она  была  человеком,   очень  желанным  науке. Но  произошел  тот  несчастный  случай,  как  с  Шаляпиным  в  Нижнем  Новгороде:  ее  не приняли
в  институт.  Потому  что  она  знала  тьму  сложнейших  вещей,  но  в  экзаменационном  сочинении  позволила  себе  написать: "Анна  Каренина  ехала  в  карете  с  поднятым  задом".

И  обиженная  Оля  уехала.  И  в  большинстве  своем  сказали  бы  у  нас:  ну  и  пес  с  ней.  На  таланты  щедра  наша  отчизна,  не  эта  -  так  будет  предостаточно  других  всяких  Оль.

Однако  Олю  персонально  разыскивают.  Ищут  профессора  Всехсвятский  и  Горделадзе.  Ищут  газеты.  И  непременно  найдут.

У  писателя  Бабеля  (три  вундеркинда  жили  в  этом  человеке,  и  Максим  Горький  был  его  профессором  Столярским)  есть  рассказ  "Карл - Янкель",  и  рассказ  кончается  такими  словами:
"Я  вырос  на  этих  улицах,  теперь  наступил  черед  Карла - Янкеля,  но  за  меня  не  дрались  так,  как   дерутся  за  него,  мало  кому  было  дела  до  меня".

Есть  очень  хорошая  драка  на  свете  -  за  детей-индиго.  Это  очень  хорошая  драка,  в  которой  всем  нам  нелишне  участвовать.

               


Рецензии
эхе-хе... детишки-синяки, говорите... а кто их беднягам наставил? В этой драке, в которой не лишне поучаствовать. Наследственность в лице Папы? Не римского, не пугайтесь. Не такие у того длинные руки. Это - работа ближних. Которых надо любить. Как себя.
Что же касаемо науки и ея учёных мужей (а мужей у бесстыдной хватает), то на их заявления я бы не слишком полагался. Известно же, сколько столетий они скрывали от нас, что мы произошли от обезьяны. Но, будучи разоблачены (до гола перед костром) признались. Хотя обезьяну ту ищут до сих пор. По их недосмотру сбежала! Или так её достали...

Ааабэлла   24.02.2015 20:46     Заявить о нарушении