Пермский этап. Басовые струны
-- Зачем?
-- Как, зачем?! Чтобы дети научились играть на пианино.
-- Зачем?
-- Заладил: «зачем, зачем?». Вон все девочки учатся, а наши дети, чем хуже?
Действительно, по утрам в большом ведомственном доме, где жили Барсуковы, почти в каждой квартире нудно звучали гаммы. Почему-то офицеры считали, что их благородные дочки должны играть на фортепиано.
-- Кроме гамм я ничего от них не слышу. И не услышу. Не будут они играть на фортепиано. Учатся из под палки. Чтобы хорошо играть, нужно любить и музыку и инструмент. Как Чайковский, как Моцарт. Твои дети -- Моцарты? Нет, ну и успокойся.
-- Но все-таки игра на фортепиано – это престижно.
-- Обучение фортепианной игре – это большой труд и масса времени. В стародавние времена, при отсутствии даже граммофонов, понятно было стремление барышень научиться бренькать на клавикордах: романс саккомпанировать, вальсок сыграть. А сейчас мы имеем море разнообразной музыки. Какая нужда заставлять детей долбать гаммы?
-- Музыкальное развитие. Общая культура.
-- Этого можно достичь другими путями. А то. что мы у соседей наблюдаем, так это все для понта. Ради маминых амбиций. Короче: я на это дело накладываю азы*, как говорят на флоте.
Таким образом, рассудительный папа отвратил от детей ряд негативных проявлений и, прежде всего, от возникновения чувства ненависти к такому благородному инструменту, как фортепиано.
«Азы азами, а жена права, подумал Барсуков. -- Детям музыкальное развитие нужно. Ну, что ж, займемся развитием.»
В юности Барсуков с огромным увлечением играл на мандолине в заводском неаполитпнском оркестре. В любое свободное время он уединялся с инструментом и отрабатывал ту или иную партию. С возрастом любовь к музыке не угасла. Он и сейчас, иногда, открывал ноты, брал в руки старенькую мандолину и к удовольствию детей исполнял несложные композиции.
На день раждения сына Барсуков купил ему подарок. Мандолину с плоским корпусом. Такой инструмент удобнее держать на колене.
Пацану подарок понравился. Он быстро выучил ноты и их расположение на грифе мандолины. Начал упорно отрабатывать тремоло. Вскоре он коряво, но музыкально грамотно стал наигрывать мелодии типа «Во поле береза стяла».
Глядя на брата захотела иметь мандолину и дочка Барсукова, но не такую как у брата, а красивую, какую она видела на картинке: грушевидную с инкрустацией вокруг отверстия и по периметру верхней деки. Папа с удовольствием купил бы ей такой инструмент, но ничего похожего в музыкальном магазине не было. А были простенькие ширпотребовские мандолины. И только через месяц, будучи в команировке в Ленинграде, Барсуков в одном из комиссионных магазинов отыскал нужную вещь.
Прошло некоторое время и брат с сестрой стали с удовольствием разыгрывать дуэты .Мальчик вел первую партию, девочка – вторую. Папа аккомпанировал им не гитаре. Партии он расписывал из фортепианных альбомов.
Мама просто умилялась, наблюдая как вечерами трио усаживалось вокруг стола и начинало репетировать, например, «Вальс-фантазию» Глинки. Умилялась она не долго. Оркестранты быстро пристроили её к делу.
Войдя во вкус ансамблевого исполнения, музыканты почувствовали, что трио звучит жидковато, что ему не хватоает басовой поддержки. Оркестранты сговорились посадить маму на басовую партию.
Ах, как заволновалась, как загорячилась мама: «Еще чего! Мне, что делать больше нечего? Бас им, видете, нужен. Я ж не умею играть!».
«Мать, надо! Ты ж сама беспокоилась о музыкальном воспитании детей. Вот и помогай воспитывать. А, партии я тебе буду писать простейшие. Справишься.»
Маму в конце концов уговорили, но возник вопрос, где взять басовый инструмент. Ни виолончели, ни контробасы в магазине не прдавались, а если бы и продавались, то наверное были бы очень дорогими.
Папа решил натянуть басовые струны на гитару. Однако и струн басовых в продаже тоже не было. Что делать?
Однажды вечером Барсуков оделся в форму, положил в портфель бутылку коньяка и отправился в оперный театр. Через служебный вход он проник в здание театра и обратился к бабушке на входе с просьбой познакомить его с музыкантом-контрабасистом.
Театральный люд стал прибывать. Он пестрой, говорливой цепочкой тянулся мимо Барсукова, с удивлением пялясь на офицера. Вскоре бабушка пропела: «Николай Валерианович, к вам товарищ военный пришел».
Познакомились. Барсуков прямо сказал, что он хочет обменять бутылку коньяка на струны ми и ля контроктавы.
«Конечно, струны стоят дороже, но что не сделаешь для родной Советской армии, -- ответил музыкант. – Пройдемте в гримёрку".
Оставив Барсукова в какой-то каморке Николай Валерианович исчез, но вскоре вернулся со струнами. Барсуков отдал ему коньяк, взял струны, поблагодарил и собрался уйти.
-- А, за знакомство? -- предложил музыкант
-- Так вы ж, можно сказать, при исполнении.
-- Контрабасу это не помеха.
Николай Валерианович извлек откуда-то два пластмассовых стаканчика, наполнил их коньяком. Новые знакомые чекнулись, выпили, пожали друг другу руки и расстались.
В честь 8 марта в актовом зале Проектно-конструкторскго института, в котором рабоала жена Барсукова, шел концерт художественной самодеятльности. На авансцену, перед зановесом вышел конферансье:
"Бетховен. « К Элизе » . Исполняет фамильный квартет Барсуковых."
Наверное в таком составе этот шедевр Бетховена никогда не исполнялся. Публике «Элиза» в барсуковской интерпретации понравилась безмерно. А кроха, играющая на мандолине, её безмерно же умилила.
По нестоянию публики квартет исполнил еще пару вещей и под бурные аплодисменты покинул сцену.
За кулисвми Барсуков повернулся к жене:
-- Ну, вот. А, ты говорила: «Пианино, пианино!»
-----------------------------------
*АЗ - флажный сигнал, означает: "нет", "не разрешаю".
Свидетельство о публикации №215011802179
Владимир Орлов3 02.05.2015 21:04 Заявить о нарушении
А на роль струн соль-ре были приспособлены басовые гитарные струны.
С уважением.Александр
Александр Брыксенков 03.05.2015 08:26 Заявить о нарушении