О повести Фарида Нагима Мужчины Рождества

  А вообще-то  зачем волхвы отклонились от своего пути и ринулись к новорожденному с дарами? Царя почуяли, хотя бы и в хлеву. Звезды указали им и место рождения царя, и путь к этому месту. Вероятно, на обычного царя звезды не обратили бы внимания.       Сакральное стало очевидным через три десятка лет. Богу незачем торопиться – все время в его власти. А человеку? К завершению третьего десятка лет жизни уже вся она обретает свой «формат».
  Вот и торопятся у Нагима в повести «Рождественские мужчины» - «сбивают сметану». Если читатель не ханжа, то поймет, что пацаны эти симпатичны автору.
Только жизнь подсунула им порошковую жидкость «Домик в деревне». Откуда им знать, что в этой среде, бейся – не бейся, не спасешься? Дальнейшее автор велел нам понимать в пространстве заданной сакральности и афористичности. В каком «хлеву» родились персонажи, осталось за горизонтом – застигнуты они автором в тот момент, когда «заданный формат» уже внятно очерчен. И адресована повесть явно не юношеству – она явно мужская. Дамы если и появляются, то в качестве среды – не очень благожелательной, сосуществующей по принципу «подводной лодки», как иронично заметила теща одного из персонажей.
Впрочем другой персонаж обходится без дам, но это проблем не решает. Принцип «ищите женщину» для объяснения того, почему попали в капкан, автором отброшен. Схема «люблю-куплю-поехали» дезавуирована. В четырех рассказах  герои распределились симметрично: двое любят детей – двое любят друзей. Но это дела не меняет – ситуация все равно центрирована на них самих. Востребована их собственная рефлексия. Собственно вся «рождественность» героев в этой рефлексии – они могут! Без гарантии победности, но могут! Ситуацию, когда ни назад – ни вперед, а как-то выходить из нее надо, философичные греки называли апорией.
  У Нагима герои выход нашли. Один – выскочил из собственной истерики. Другой – бросил гнилую работу. Третий – вернулся на родину. Четвертый – просто остался живым.
  В этом смысле мужечки действительно рождественские.
   Повесть опубликована в журнале «Дружба народов», 2014, №12.


Рецензии