Битва уродов
Успешный московский адвокат приезжает в некую дыру защитить друга от посягательств на собственность со стороны муниципального начальника-злодея. Но вместо помощи вступает в интимные отношения с женой товарища. И та после второго совокупления, подобно Катерине из «Грозы» Островского, кончает жизнь самоубийством. Только в пьесе есть луч света в темном царстве, а в кинокартине он отсутствует. Супруга должны упечь на десять лет за решетку за якобы убийство жены, хотя понятно, что он сам по себе протянет недолго, ибо бутылку водки практически не вынимает изо рта. Адвоката избивают, и он спокойно отправляется в Москву. На месте бедной халупы и крохотного причала, из-за которых сыр-бор, строят роскошную церковь. Всё…
Подобную историю мы наблюдали в сотне российских сериалов с участием и более высоких чиновников, и с отторжением огромного, а не жалкого бизнеса или имущества. Намеки были и на Путина, и на Суркова, и на всех олигархов, вместе взятых. Ну и что? Никто на эти сериалы не обращал особого внимания, поскольку мотивировка преступлений была понятной и банальной, а за нею стояла пустота. В «Левиафане» мотивы не внятны, суммы смехотворны. Поэтому начинают одолевать сомнения: а не прозевали мы чего-либо? Может быть, муж все-таки убил жену и тогда мэр в исполнении Мадянова – просто святой!..
В фильме дважды с вызовом звучит фраза из Нового завета: всякая власть от Бога. Мол, вон что Господь натворил! Этот вызов связан с непониманием христианства. Разная власть нужна Творцу для разных целей. Вот и "безумный" Ельцин пригодился. Главное же, что деление на плохих и хороших – чисто людское изобретение. Бог учит всех и хочет спасти всех. Цитата из того же источника.
К сценаристу и режиссеру есть и другие вопросы. Зачем уничтожать никчемного спившегося человека? Ради прихоти? Но мы-то живем в век расчета. Зачем показывать чересчур гадким архиерея? Ведь для веры это не имеет никакого значения, он же – просто сотрудник учреждения. Однако честно скажу, таких епископов в природе не встречал. Это ведь не какой-то шаловливый архимандрит, который сразу вступил в должность по блату после окончания, допустим, университета. За епископом – годы монашеской жизни. Даже, будучи притворной, она нелегка и оставляет глубокие следы хотя бы на манере поведения.
Зачем строить церковь на месте преступления? Кругом полно свободных площадок. Зачем ее вообще строить, если не веруешь? Зачем рассуждать о Боге, если Его для тебя не существует? В итоге мы видим некое смутное зрелище глазами подростка, которому, видимо, не суждено стать взрослым. Он испугался пьяных дяденек и полагает, что они уже никогда не протрезвеют.
Чушь, вздор и мерзость запустения – таково общее впечатление от просмотра полной версии фильма. Даже мат там не нужен. Они молча грызли бы друг друга более убедительно. Кино обычно приукрашивает действительность. Здесь же изображают лишь то, что может существовать в мрачном болезненном воображении. В реальности подобную гадость надо годами собирать по крупицам, чтобы склеить в нечто целое.
19.01.2015
Свидетельство о публикации №215011901128
С уважением
Владимир Руссь 19.01.2015 15:10 Заявить о нарушении