СССР в годы Великого перелома

На рубеже двух десятилетий политическая и экономическая ситуация в мире была плачевной. В результате перенасыщения мирового рынка всевозможными товарами (в следствие былого подъема производительности) на Западе начался крупнейший за всю его историю экономический кризис, повлекший за собой двоякие последствия. Некоторые страны осознали, что либеральная, стихийно-рыночная экономика истощила себя, и нужно путем демократических реформ начать регулирование хозяйственной жизни. Так повели себя в первую очередь США, Англия и Франция. Однако существовали страны, не имевшие колоний и больших ресурсных запасов, которые предложили поиски выхода из кризиса за счет введения диктаторского режима с полной ликвидацией демократических свобод и государственным контролем на всех уровнях, а так же они выступали за возобновление территориального передела мира военным путем. Это положило началу такого явления как «фашизм», который больше всего развился в Германии, Италии и Испании. Не смотря на слабую связь с мировым хозяйством, Советский Союз также поразил экономический кризис.
В декабре 1925г. коммунистическая партия СССР взяла курс на форсированную индустриализацию, в следствие чего сразу же обострился вопрос хлебозаготовок, так как крестьяне не хотели продавать зерно по предлагаемой цене, а денег у государства не было, ведь все средства уходили на индустриальные постройки. Поэтому в 1927-1928 гг. начался острый хлебозаготовительный кризис. Большевики прибегали к насильственным методам изъятия хлеба – в деревнях было зарегистрировано около трех тысяч террористических актов.
Тем временем компартия не могла прийти к единому мнению по вопросу поиска антикризисных мер. Существовало две точки зрения: Н. И. Бухарина и И. В. Сталина. Бухарин предлагал поддержать бедняков и середняков с помощью гибких закупочных цен, пока приобретая зерно за рубежом и активно развивая отечественную легкую промышленность. Однако победила позиция Сталина, который выступал за ускорение индустриализации и перевооружение народного хозяйства. Таким образом, существовало два направления: крестьянский вопрос, который Сталин хотел решить путем «ликвидации кулачества как класса», и также образование крупных коллективных хозяйств (колхозов), которые, судя по опыту, работали в два-три раза продуктивнее и были намного удобнее в плане контроля.
Коммунистическая партия одобрила пятилетний план на 1928\29-1932\33 гг., ставя перед государством практически невыполнимые задачи. Большой упор делался на тяжелую металлургию и строительство огромных индустриальных гигантов, таких как, например, Днепрогэс или же Турксиб, при этом средства для индустриализации изыскивались исключительно внутри страны: доходы от легкой промышленности (прежде всего хлебный экспорт), огромные займы у населения, продажа природных и культурных богатств заграницу и др. Однако, не смотря на тяжелую обстановку, огромным нематериальным ресурсом индустриализации оставался вызванный большевиками трудовой энтузиазм населения. При заводах происходило образование курсов по профессиональной подготовке кадров, так как, по официальным сведениям, около трети оборудования простаивало и работало неполную мощность из-за нехватки образованных кадров. Таким образом, хоть планка Сталина и не была преодолена, за годы первой пятилетки страна совершила огромный индустриальный скачок и по объемам промышленного производства вышла на второе место в мире.
Следующим шагом правительства было ведение «политики ликвидации кулачества как класса» и насильно принуждение населения вступать в колхозы. По разным данным число раскулаченных составило от 3,5 до 9 млн человек, часть из которых были отправлены в тюрьмы, а других отправляли в отдаленные районы в трудовые лагеря Сибири и Севера в качестве переселенцев. В целом коллективизация закончилась в середине 30-х годов, когда в колхозы объединились более 93% крестьянских хозяйств, однако такие насильственные меры, проводимые государством, ослабили население, а в довершение ко всему в 1932-33гг. случилось засуха и как следствие – неурожай, отчего в результате голода погибло от 7,5 до 10 млн человек, и по официальным данным, к 1937 г. численность крестьян сократилась почти на треть. Однако по сравнению с 1928 г. государственные заготовки зерна увеличились почти в три раза.
Также в это время начался так называемый «большой террор». С 1935 по 1939гг. по стране прокатилась огромная волна репрессий, начавшаяся с убийства одного из руководителей компартии – С. М. Кирова, что дало Сталину возможность физического устранения мешавших ему людей. За эти годы было репрессировано около двух миллионов человек, причем все судебные процессы больше походили на политические спектакли. Цель данных репрессий совершенно ясна – они должны были нанести удар по коммунистам, отказывавшимся признавать правоту сталинской политики, и устранить свободомыслящую часть нации, способную критически оценивать действительность и происходящие в ней процессы, представляя угрозу личной власти Сталина. Показательно также, что власти предпринимали попытку полного уничтожения религии, объявляя все религиозные организации «контрреволюционной силой». Однако не смотря на разрушений церковных зданий, расстрелы священников, сжигание икон и богослужебных книг, искоренить религию не удалось – по итогам переписи 1937 г. большая часть населения все-таки осталась верующей. В сфере культуры 1930-х годов власть также проводила политику жестокой регламентации и усиления государственного надзора: закрывались многочисленные объединения мастеров литературы и искусства, из библиотек изымались книги репрессированных литераторов, была переработана история Российского государства. Более же свободно развивались технические и естественные науки, создавались новые конструкторские бюро, где велась разработка образцов боевой техники, под лозунгом «Грамотный, обучи неграмотного!» происходило искоренение неграмотности и развитие образовательной сферы.
Итогом политического развития страны стало образование тоталитарного государства. Его особенностью было то, что он базировался на идеологии классового предпочтения. Враждебным и подлежащим ликвидации считалось все то, что было связано с представлением о «буржуазной», «капиталистической» системе, но при этом и принадлежность к «классам трудящихся» еще не была гарантией от преследований. Мы видим, что в 30-е годы в СССР произошел резкий подъем тяжелой промышленности, большинство предприятий получили в эксплуатацию новую технику, поощрение разработок новых военных орудий привело к укреплению обороны страны. Поставленные цели индустриализации были выполнены, а именно: ликвидация технической отсталости, достижение экономической независимости и создания мощной обороны. Однако все эти достижения, на мой взгляд, не может перекрыть то огромное количество беспричинно репрессированных и погибших людей. Все огромные индустриальные постройки стоят практически на костях ни в чем неповинных советских граждан. Удивляет лишь тот энтузиазм, царивший среди рабочего населения, однако и его можно оправдать тем, что все репрессии пытались скрываться и вообще происходило буквальное зомбирование людей всевозможными лозунгами и даже той известной статьей Сталина «Головокружение от успехов», где всю вину за «перегибы» он возложил на местных руководителей, оставляя себя с чистыми руками.


Рецензии