Всё просто

На дворе стоял свежий погожий январь. Яркое зимнее солнце лучезарно освещало слегка накрытый снегом город, ещё спящий в своём величии. Бегущие люди, вечно спешащие, боящиеся не успеть и познать принцип заработка. Среди них шли и те, кто изредка любил  останавливаться посреди шумной улицы и с необычайным любопытством наблюдать, видимо получая от увиденного великое удовольствие, за тем действом беспорядка и шума, царящим в этот час в городе-мчащимися автомобилями по проспектам и беспокойным движением толпы.
Соглашусь непременно с тем, кто считает такой полёт над суетой, безусловно, важным и нужным навыком. Необходимо уметь видеть не только грани этого мира, но и выходить за его пределы. Ведь человек становится похожим  на растение без духовной пищи. Постепенно отмирают его клетки, отвечающие за правильное восприятие мира, и в конечном итоге он зажат рамками быта и работы. Скукота! Нелепость! Глупость! Увы, мнение большинства.

На переходе, недалеко от уставшего и легендарного метрополитена, в инвалидной коляске сидел, ссутулившись от холода, безногий мужчина лет сорока. Взглядом он спокойно,  но уверенно смотрел, замёрзшими руками перебирая чётки, на проходящих мимо и с тем безропотно смотрящих в его сторону людей. Время от времени он переминался с боку на бок, закуривая дрожащими руками сигарету. Мужчина был опрятно одет, чист. Не было на его одежде грязных масляных и жирных пятен, какие бывают у людей бедных, потерявших кров и веру, и теперь бесцельно скитающихся без дела из угла в угол, от одного перехода к другому. Причём имея руки и ноги. Особенно непонятны всегда мне были люди молодые, лет тридцати, а то и моложе. Полные сил и энергии, но уже побежденные. Почему бы не пойти устроиться на работу, не бороться, а сразу, бросаясь во все тяжкие, спиваться, ползать по грязному холодному асфальту, ища недокуренный бычок, и так остаться лежать на нём, уснув в пьяном угаре? Что с нами случилось? Как бесцельно мы нынче живём, как скучно! У нас появились средства, власть, ресурсы, но пропало желание, пропала душа. Куда спрашивается? Куда? Какая сила её переманила на свою сторону, а потом задушила? Люди-пустышки. Да, такие люди встречаются сейчас и крайне часто, что у меня лично вызывают сочувствие и вместе с тем ярость, непонимание. Это так. Но должен быть хотя бы островок надежды в этом море равнодушия и тщеславия.

Мужчина как будто бы ждал кого-то. Не было похоже на то, что передо мной очередной попрошайка. В глазах его то и дело мелькали грусть и беспокойство, пробивавшееся порой через пасмурность к происходящему. С замиранием он глядел на солнце через оправы чёрных очков. А оно то пряталось за беспорядочно разбросанные по небу тучи, то вновь выходило из-за них, чтобы безвозмездно подарить тепло этому холодному, но живому городу.
Я шагнул к нему навстречу через перекрёсток замёрзшей обледенелой улицы, вдыхая выхлопные газы проезжавших мимо машин. Достав пятьдесят рублей, я сжал их в ладони левой руки и подступил теперь уже совсем близко на расстоянии метра к мужчине.
-Здравствуйте, - сказал я, - И долго вы уже стоите здесь на морозе?
-Добрый день. Нет, почему... - подняв глаза, он ответил мне, пряча руки в карманы черной пуховой куртки.
-А вы? - спросил он меня,
-Я просто шёл мимо...
-Зачем тогда остановились? Это ведь так просто, спешить куда-то напролом, не жалея ни сил, ни времени. Господи, как же всё просто! О, если бы вы знали как! Вот сегодня ты идешь по улице такой счастливый, весёлый, тебе хочется петь, плясать! А завтра тебя нет. То есть совсем нет. Есть, нет. Есть, нет. Есть, нет. А где-то там, в огромном мире о тебе никто не вспомнит. Ну разве что родные и близкие, друзья (Смеётся). Алексей Иванович! - мужчина протянул, вынув из кармана, мне свою руку.
-Михаил Сергеевич, Миша.
-Ну, так зачем остановились?
-Вы обидитесь наверняка. Вы ждёте кого-то?
-Да, жду. А вы, наверное, решили, что я прошу милостыню? Угадал, а?
-Извините - Я кивнул ему в ответ.
-Да, ничего. Ко мне частенько подходят, суют мне эти деньги. Вы вот что-то без денег подошли. А я отказываю. Говорю, что мне не надо, я не бедный. И вы знаете, я делаю это не из чувства собственной важности, нет... Ведь я действительно не нуждаюсь в заработке такого вида. У меня есть много друзей-сослуживцев. Они помогают мне, моей семье.
-У вас есть семья?
-Конечно, есть! Как у любого нормального человека у меня есть семья.
-Здорово! Расскажите о себе.(Про себя подумав, как же жена терпит его такого?)
-Вы не спешите? О...простите, вам интересно?
-Да, у меня есть время.
-Да что рассказывать, всё просто! Родился и рос в провинциальном городке, посёлок Латное. Это в Воронежской области. От роду мне сорок пять лет. Воевал в 85-ом в Афганистане, под Кандагаром. Там же лишился ног.
На этом моменте в голове у меня проскальзывала мысль о том, не давит ли он мне на жалость?
-С 93-го года живу в Москве с женой. У нас двое сыновей. Один сейчас служит в разведке, другой только школу в этом году заканчивает. И внук есть!
Последнюю фразу он произнёс с особой гордостью и достал из внутреннего кармана пиджака две фотографии, завёрнутые тщательным образом в газету. На одной, чёрно-белой я увидел его совсем молодым, юнцом, стоящим в толпе таких же воинов-афганцев, а на обратной стороне была подпись "На долгую память от братьев по оружию". Ниже стояла дата "1985 год", навечно канувшая в лету бессмысленной, как оказалось, войны. Но и тут мне не хотелось охотно верить этому человеку. Он стоит на переходе, в коляске сидит без ног, рассказывает мне про Афганистан. Только военной формы ещё не хватает до полной картины! Фотография с краёв была чуть обгоревшая. На ней он показал два своих друга, которых, по его словам, разорвало во время одной из операций под Кандагаром. Он в это время находился на другом краю обороны и узнал  о их страшной, но мгновенной лёгкой смерти уже после того, как его и ещё десятерых ребят, всё что осталось от роты, положили с пулевыми ранениями в медсанчасть. Там же он познакомился и со своей женой, Лидией Николаевной, красивой статной брюнеткой с карими глазами. Она была на второй  цветной фотографии. В её взгляде чувствовался редкий шарм и ласка безграничного трепетного сердца.
Вдруг она подошла к нам.
-Здравствуйте, - быстро проговорил я. В её глазах теперь я увидел некую усталость, но вместе с тем искорку жизни.
-Добрый день! Лёша, кто это?
-Это, Лидочка, Михаил, прохожий. Ты всё купила, что нужно?
-Да, Лёша.
Я, было, хотел пожать ей слегка её женскую нежную ручку, но увидел и ужаснулся, пряча эмоции на лице, что кистей у неё нет, причём на обеих руках.
-Вы так не волнуйтесь, у всех такая реакция по началу…
-Но как это случилось? Когда?
-Я была медсестрой в санчасти в Афганистане, куда и привезли Лёшку в первый раз с пулевым ранением. Я влюбилась в него, как девчонка, ухаживала за ним, кормила, готовила для него, сладости приносила разные. Думаю, пока здесь, пусть отъедается, отдыхает, пылинки с него сдувала. А он, смотрю, тоже ко мне неравнодушен стал. И тоже влюбился в меня, как потом рассказывал. Забрали его через месяц обратно служить. А у меня сердце разрывается. Вот я за ним и поехала. Там, в санчасти устроилась. Он, конечно, это узнал, ругался жутко. Потом обнял, и говорит, мол, никому тебя не отдам. Люблю, говорит, тебя сильно! И как-то в бой он ушёл, а я вместе с ним пошла, как медработник. Обстрел, духи бомбят нас. Смотрю, мой Лёшка раненый в ногу осколком лежит, глядишь, убьют сейчас. Я к нему, достала аптечку, давай перевязывать. И в этот момент осколки полетели, и ему две ноги, а мне кисти отрубило. Плакала, кричала, он ещё сильнее кричит, меня на землю повалил, собой закрывает. У меня туман перед глазами, шок! Тут солдатики нас подхватили и в БМП, да и увозить скорее с другими ранеными бойцами. Просыпаюсь, смотрю, в больничной койке лежу. И сразу мысль, с Лёшкой что? Голову поворачиваю, а он рядом лежит, живой! Плачу…
-Вот я ей тогда предложение-то и сделал! И поклялись друг другу вместе быть и детей родить, воспитать. Вы извините нас, Михаил, мы пойдем, наверное, нам пора. До свидания! Успехов вам и любви!
Мы пожали руки. Я обнял Лидию Николаевну, мужественную и крепкую духом женщину.
-До свидания! Спасибо вам! Счастья вам и здоровья!
И они вошли в серую массу. Но мне виделось, что от них идёт свет и тепло. Надежда в душе проснулась у меня и запела высоколетящей белой птицей в небе. Может потому, что я узнал этих сильных людей, их судьбу на двоих? Только что, за несколько минут попытавшись пережить тот страх и любовь, которые пережили и пронесли, прочувствовали эти люди, я получил ответы на многие волнующие мою неугомонную душу вопросы. Всё просто.

P.S. Основано на реальных событиях.


Рецензии