Рецензия на книгу Дмитрия Руса Играть, чтобы жить

Книгу Дмитрия Руса «Играть, чтобы жить» мне посоветовал прочесть известный писатель-фантаст Алексей Бобл. К чтению подбирался долго, поскольку озвученный Алексеем жанр новой книги — литературное РПГ — внушал определенный скепсис. Представлялось что-то вроде описания нарисованных человечков, которые то и дело воспроизводят вокруг себя отстрел таких же нарисованных противников. Тот факт, что части книги, выложенные на самиздате, произвели там настоящий фурор, особого впечатления тоже не произвел. Слишком хорошо знаю, сколько шума может поднять даже небольшая группа фанатов. Тем неожиданнее получилось полное погружение в текст буквально с первых страниц.
Главному герою предстоит не просто шевелить мышкой, гоняя по экрану неуклюжих человечков, а полностью раствориться в новой реальности, созданной в недалеком уже будущем, одной из крупнейших компаний по разработке многопользовательских онлайновых игр. То есть, действовать ему придется, конечно же, в игровом мире, но с полным погружением, когда требуется поддерживать своё виртуальное существование цифровыми едой и питьем, а вражеская стрела в живот, несмотря на свою виртуальную эфемерность, это очень больно.
Отдельно следует отметить, что главный герой не какой-нибудь компьютерный задрот, которому больше заняться нечем, кроме как шляться по игровым серверам. Вовсе нет. Молодого парня в киберпространство привела надежда пусть на призрачное, но спасение от смертельного недуга. Врачи приговорили его и отправили умирать. Но так случилось, что незадолго перед этим в мире принялись происходить удивительные вещи. Игроки начали уходить в «срыв».
Феномен «срыва» подразумевает, что человек, погрузившийся в игру достаточно глубоко, остается там навсегда. Цифровой персонаж на сервере становится носителем сознания, а биологическое тело человеку больше не нужно. С тем учетом, что игра имеет высокую степень детализации и напичкана невероятным количеством игровых локаций, а в онлайне постоянно находятся сотни тысяч игроков (как обычных, так и «сорвавшихся»), все вместе это означает, что человек оказывается в ничуть не менее полноценном мире, чем тот, который он покинул. А может в чем-то и побогаче. Кто-то уходит в этот мир сознательно, убегая от жизненных проблем, а кто-то оказывается случайно.
Хочется отметить, что в отличие от многочисленных книг про параллельные фэнтези-миры, здесь герой всегда отдает себе отчет в том, что он находится внутри игровой матрицы. Что создает свою собственную неповторимую атмосферу, в которой в равных пропорциях смешаны магия и кибер-пространство, ощущение собственной неуязвимости, ответственность за решение коллективных задач и беспокойство за людей, оставшихся в обычном мире.

Итак, герой уходит в «срыв» под действием обстоятельств и немедленно оказывается в роли новичка внутри MMORPG. Он совершенно один, а тот минимальный капитал, что прихвачен из дома в качестве игровой валюты, вряд ли ему поможет в мире, где постоянно происходят схватки с чудовищами и другими игроками. Придется проявить недюжинные навыки выживания, а где-то и просто понадеяться на чудо, чтобы позаботиться и о себе, и об оставшихся «в реале» близких людях, и о вновь приобретенных друзьях. Тем более, что врагов самого разного вида и уровня злокозненности, в игре, где действуют настоящие люди, больше чем нужно для спокойной жизни.
Здесь нужно колдовать и махать мечом, но, в то же время, следить за объемом маны и вести учет игровой валюты. Приручать зверье, поднимать в бой мертвецов и общаться с богами. Здесь есть все, что есть в обычном мире и то, чего там в принципе быть не может. И во всем этом герою теперь предстоит разобраться, одновременно решая проблемы и в оставленном мире (да-да, возможно и это).
Нет дальше смысла расписывать достоинства книги. Скажу коротко: если вы ищете увлекательного приключенческого чтива — это самое то. Сам прочел с удовольствием и если автор не затянет с написанием продолжения — буду ждать.

Итого:
Что есть в книге?
Масса приключений, стремительное развитие сюжета в кибер-пространстве, юмор, сражения, интересные намеки на развитие сюжета в дальнейшем, любовь, дружба и абсолютно живой герой.
Чего нет в книге?
Рассуждений о смысле жизни, нравоучений, политической сатиры, терзаний в стиле «… или право имею?», а также закона Бойля-Мариотта и «е равно мц квадрат».
На что похоже, какую книгу напомнило?
Пожалуй, близка по стилю серия книг Г.Ю. Орловского про Ричарда Длинные руки.
Быстро ли прочлось? Да.
Хочется ли читать дальше? Да.
Как там концовка? Автор сумел закончить роман на «отлично».
Стоит ли читать?
Если интересует развлекательный аспект — то да, конечно. Насчет глубокого смысла сказать поостерегусь, хотя лично мне показалось любопытным, как автор начал загибать всю идею в целом. Есть там что-то, цепляющее чуть глубже, чем может показаться, если просто читать общее описание.
 
Ежи Тумановский


Рецензии