Героическая сага

Главное в этом повествовании – пещера, потому, что всякие там парашюты – такая фигня. Но без прелюдии не обойтись. Или как там ее, – без преамбулы. Прошу прощения за редкие и некачественные фото – сканировала с бумажных, и снимать в процессе было некогда.

Годов мне было примерно 31, состояние предразводное - это объясняет мое взбудораженное эмоциональное состояние. И мы с будущим бывшим мужем, общей подругой и семейной парой друзей этой самой подруги поехали в Хакассию. Поездом и прямиком в семью, организующую отдых. Жили в юрте все вместе, организаторы нас возили по выбранным экскурсиям на Буханке, все как обычно – отдых как отдых.

Выделить стоит сплав по реке. От слова «сплав» я напряглась, отсутствие физической подготовки вовлекло меня в переживания и боязнь не справиться с тяготами активного отдыха. Погрузились в две резиновые лодки, погнали. Ну как, погнали? Медленное фланирование по мелкой речушке не соответствовало моим ожиданиям. Запал-то мой остался – и я гребла! Я задолбала всех – как я гребла!

Будущий бывший муж, отложив весло, любовался красотами и думал о вечном. А я гребла одним веслом за двоих, мне энергию девать некуда, в ближайшем отрезке той вечности меня ждал развод, и предвкушать не хотелось. Остальным трем членам группы во второй лодке пришлось догонять, угомонить меня не могли их коллективные потуги. И на привале из-за меня не обошлись сухим пайком, я подготовилась заранее варить борщ! На костре. Сделала, даже майонез не забыла.
Всем совет на будущее – не берите с собой в походы баб, которым себя реализовать некуда, раздражают…

Карма настигла на обратной дороге со сплава. Напоролись на спасателей-спелеологов в количестве 5 штук. Мистическим образом договорились, что завтра они нас поведут в пещеру «Ящик Пандоры», к Изумрудному озеру (ссылок давать не буду – в поисковике «ящик пандоры» - и офигенские фото! Красть не решилась)
Как я себе представляла поход в пещеру? Заходим, значит в обширный зал, а там сталактиты и сталагмиты. И подсвечено разноцветными огоньками. А каски мы одеваем, чтобы на голову не капало. Это также верно, как и то, что по М4 можно доехать до Австралии.

Экипировали нас хозяева отдыха знатно – каски, роба, резиновые сапоги, перчатки, а еще выдали фонарики. Ранним утром отвезли к тропе в гору. Пока в гору шли, я уже устала, я ж спортсменка еще та! Переоделись в выданное имущество и я приготовилась входить в пещеру, только пока ворота не видела. Я, зараза, этот вход, чтоб ему, и потом не увидела! Вход, блин! Его потолок заканчивается на уровне колен! Нас поставили на четвереньки (пониже, еще пониже) и мы вползли, тюкаясь касками о камень. Я ждала, когда можно будет выпрямиться – и не дождалась. Вернее дождалась, но обратного – четвереньки сменились пузом! Не преувеличиваю – надо лечь на живот, руки вперед, чтобы не застряли, и змеиными движениями двигаться вперед. Руки над головой, ноги в пустоте, оттолкнуться и зацепиться нечем. Вот каким усилием мозга двигаться-то? А лаз мало того, что узенький – плотно так обхватывает тело, еще и изгибается под углом, а роба вся в глине – почувствуй себя земляным червяком. «Бутылочное горлышко». Если бы мат не придумали, хрен бы мы там пролезли. Нас спасатели успокаивали – потерпите, скоро пешком пойдем. Зря надеялись, пешком – это на коленях и руках!

Я лезла, стиснув зубы методично и молча. Жена из малознакомой пары ныла, стонала и орала всю дорогу. Вспоминая предыдущий день, я переносила это стоически, понимая, что сегодня ее очередь выносить всем мозг.
Вопрос доверия спасателям возник как некое явление с горы – неожиданно и эффектно. Извилистый путь привел к дырке в поверхности земли с вертикальными стенками. Метров 30 глубиной (могу приврать, так как до дна свет фонарей все равно не доставал). Труба в ад. Мне настойчиво предложили пойти туда первой. Паника сменялась недоумением. Добрый спасатель объяснил: «Ты сейчас вся в глине, ты прилипнешь к стенке и сползешь медленно, как сопля». Я поверила и двинулась. И сползла как сопля…

Второй затык случился позже – я застряла в камнях. Ну, не вся я – а скорее центр тяжести. Задние конечности в воздухе, слабыми ручонками упираюсь в камни – и ни туда, ни сюда, такая мечта паука. Я не вякала, но меня вычислили: «ты карабином зацепилась». И теперь я поведаю, что такое «беседка» - задница моя обвязана специальной конструкцией из ремней, а на месте воображаемого члена крепится связка карабинов, которые лупят по этому месту крепления, если активно двигаться. И вот эти карабины и помогли мне осознать трагические чувства насекомого в паутине. Спасатель просунул руку мне пониже живота, схватил за этот пояс верности и выдернул как морковку.

Силы у меня кончились задолго до того, как мы доползли до Изумрудного озера. Я бездумно перла на автомате, молча, медленно, но неуклонно. Отдыхать больше пяти минут нам не давали - температура +4 градуса, не рассидишься.  Будущий бывший муж мне на следующий день рассказал, что спасатели договаривались – если Светка «ляжет», кто пойдет за спальниками. Оказывается нередки ситуации, когда клиент «ложится» - то есть просто не может дальше идти. И ничем не поднять – это как кома. Человека укладывают в спальник, и просто ждут, когда очнется и сможет двигаться. Так что в этом героическом порыве я познакомилась с понятием «второе дыхание», я ж не знала, что можно полежать.

Озеро я не увидела, пока в него не наступила. Не потому, что уже органы чувств атрофировались, а потому, что прозрачное с абсолютно гладкой поверхностью – смотришь сквозь него и видишь камни, такие же как все вокруг. Чтобы его сфотографировать, пришлось бросать камни – чтобы пошла рябь.

Поели, и в обратный путь. Я ж узнала, что такое жумар!
Суешь конечности в петли, надо поднимать ногу и одноименную руку! А потом наоборот. Синхронизация движений занимает некоторое время, потом привыкаешь и лезешь вверх по веревкам. Надо сказать, что спасателям иногда надоедало наблюдать мою отточенную технику скоростного подъема, и они просто цепляли меня к веревке и я, отклонившись спиной к пропасти, ногами шагала по стене, коряво, но быстрее, чем с жумаром.

Близкий выход почуяли по потеплевшему воздуху. И меня ждал подарок! По моей трепетной просьбе, из огромной кучи спящих летучих мышей спасатель взял одну особь и дал мне подержать! Такое милое создание со смешной злобной рожицей – как персонаж мультика. Я так жалею, что нет фото. Мягкая, с крылышками!
Мы вышли и окунулись в теплый ночной летний воздух. Тропинка в реальную жизнь и днем не особо баловала проходимостью, а ночью даже угадываться перестала. Я ночью плохо вижу, фонари не помогают – контрастные черно-белые силуэты камней не намекали на тропу. Опять пришлось довериться спасателям – «ты просто беги, не смотри на дорогу». Как я не сломала шею или ногу – уже не знаю, состояние измененного сознания еще не отпустило. Потом нас кормили, налили обязательную порцию водки «с устатку» и отправили в баню. Я провела в пещере 14 часов.

На следующий день я жалостливо смотрела на туалет, не зная, как извернуться. Молочной кислотой мышцы забились так, что нагнуться и присесть было делом повышенной сложности. В руках ничего не держалось, ничего не двигалось и не поднималось.
В общем, отдохнули.
Что осталось со мной, кроме впечатлений:
Плюсы:
 - я теперь точно знаю, что никогда не умру.
- клаустрофобии я не подвержена
- спасатели очень терпеливые
- новая пассия моего будущего бывшего мужа смертельно обиделась, что ее с собой не взяли
Минусы:
– я, оказывается, на свежем воздухе храплю… Это меня опечалило до невозможности. Теперь у меня еще один комплекс.


Рецензии