Крещенский вечерок

                Моей бабушке  О. В. Овечкиной- Кучеренко посвящается
               
                Нас лента времени уводит в дни иные,
                Еще не опаленные огнем,
                Где нет разлук, потерь невосполнимых,
                И мы бездумно –  счастливо живем…
    
         В деревянной пристройке-кухне в русской печи «доходила» кутья; ведерная кастрюля с узваром остывала в прихожей. Поправляя на ходу  котиковую  шапочку и муфту,  семнадцатилетняя гимназистка Люся выскользнула во двор, вдохнула морозный воздух. Какой замечательный вечер! Белые искристые сугробы обрамляют  расчищенную братьями  дорожку к калитке, снежные хлопья блестят  на  ветвях посаженных вдоль  всего  Ярмарочного тополей;  белые шапки делают  одноэтажные домики сказочно- загадочными…

         Вот-вот должны подойти подружки-соученицы: серьезная, начитанная Даша и хохотушка Груня, у отца которой, купца средней  руки,  были замечательные расписные сани, запряженные парой  лошадей.  По большим зимним праздникам он,  солидный, с окладистой седеющей бородой, в белом  овчинном тулупе,  «с ветерком» катал дочерей с их друзьями и подругами по хрустящему  снегу . Маршрут выглядел примерно так: «загрузив» молодежь в сани у своего дома на Ярмарочном, набирая  скорость, неслись по середине дороги  к Мясницкой, по Мясницкой до Кладбищенского. Если спуск не был слишком скользким, съезжали на берег моря и там, вдоволь набегавшись и набрав полные ботинки снега, раскрасневшиеся и счастливые, возвращались домой.

         Завтра  наступит великий праздник-Крещение Господне.  Утром предстоит  водосвячение в храме, затем вся семья соберется за огромным дубовым столом…    А сейчас, в этот  замечательный морозный вечер, девушки сговорились погадать на суженого.  Впрочем, и  у Груни, и у  Люси в глубине души теплилась надежда, что сужеными станут  те, кто уже давно робко ухаживают за милыми гимназистками-  юноши-друзья в красивых форменных мундирах. Этой весной они заканчивают Техническое  училище и собираются покинуть Таганрог, мечтают учиться  дальше  в Петербурге,  в Политехническом.  Груня, которой учеба в Мариинской гимназии дается с трудом, весной  покинет гимназию  и станет ожидать свою «удачную партию», при встрече подшучивая над более серьезными, желающими стать учительницами подругами.  А Даше и Люсе  необходимо еще год проучиться в гимназии и сдать соответствующий экзамен. Но все это впереди, а сейчас…

 В узкую калитку,  слегка толкая друг друга,  вбегают подруги. Накануне, наслушавшись  страшных рассказов  более  сведущих товарок,  девушки  наотрез отказались гадать у зеркала. Договорились о самом  простом гадании:  посмотрят на звездное небо, скажут соответствующие ритуалу слова, и за ворота полетит башмачок. А точнее - зимний ботиночек с наборным каблучком. Он упадет на снег за воротами и носком укажет сторону, откуда  суженого ждать… 

         Но все почему- то пошло  совсем  не так, как было задумано. Первым  полетел ботинок Даши.  Довольно тяжелый  и неизящный,  он ударился о верхушку ворот и, не перелетев их,  упал во дворе, почти у ног  расстроенной  хозяйки.  Его носок показывал прямехонько на входную дверь Люсиного дома…

         Груня оперлась на Люсино плечо и, чтобы не повторился Дашин неудачный случай, бросила свой ботиночек из дорогой кожи  с широким замахом, да так, что ботинок, перелетев ворота, зацепился шнурком за ветку и, покачиваясь,  повис  на ней. Пришлось искать длинную палку и под причитания стоящей на одной ноге Груни  и смех забывшей о своей неудаче Даши  прыгать под деревом по снегу.  А потом, после того как ботинок  благополучно вернулся к хозяйке, был долгий спор- так в какую  же сторону, качаясь на ветке, показывал он своим носком…
   
          Люсе в общем-то   и гадать  расхотелось,  и разуваться на крепчающем к ночи морозе было  неуютно. И только чтобы не нарушать уговор,  она  быстро сняла ботинок и запустила им  за ворота.  А через мгновение в проеме отворившейся калитки с Люсиным ботинком в руках появился тот самый «техник»  Матюша Карасев в припорошенной снегом форменной шинели. От неожиданности  стоящая на одной ноге Люся под хохот подруг  свалилась в высокий сугроб…

       …Прошло почти полвека.  Войны, репрессии, болезни унесли в мир иной  многих близких, родных, просто хороших знакомых. От некоторых, например  от   проучительствовавшей  полвека в украинском селе Даши,  приходили  поздравительные открытки к праздникам. Правда, жила неподалеку, по прежнему своему адресу,  Груня, Глафира Ивановна,  выращивала с мужем виноград.  Изредка за чашкой чая вспоминали подруги давно ушедшую юность.

       Зима  пятьдесят  девятого  в Таганроге выдалась снежной, морозной. В один  из таких словно  сошедших со старой фотографии сказочных вечеров кто-то постучал  в дверь. Люся,  не  спросив, кто же там,  отворила дверь. А в ее проеме стоял он, суженый из давнего гадания…

       Вот такую позднюю встречу подарила им судьба. Оба, давно овдовевшие и не ждавшие уже радости в этой жизни, боялись снова потерять друг друга. Договорились, что расстаются совсем ненадолго-  Люся решит домашние дела и приедет к нему в Ленинград. А приехав, она узнает страшную весть- только что диагностированный «рак» вскоре разлучит их. И теперь уже-навсегда.

Сегодня тоже крещенский вечер. Морозно, снежно и немного грустно. А почему грустно- знаю только я…

               


Рецензии
Прочёл с удовольствием. С уважением Рогач В

Владимир Рогач   14.06.2015 15:20     Заявить о нарушении