Тетраграмматон на договоре Василия II

Сагит Фаизов

Тетраграмматон на договоре Василия II


В 1447 г., по общепринятой датировке, великий князь Василий Васильевич заключает новый договор о покровительстве с верейским и белоозерским князем Михаилом Андреевичем; верейский «противень» договорной грамоты хранится в Российском государственном архиве древних актов (Ф. 135. Отд. I. Рубр. II. Ед. хр. 27) [1]. На обороте листа грамоты есть загадочная вертикальная запись, которая в прошлом году была названа «вертикальной лигатурой» из разряда дьяческих монограмм [2]. На мой взгляд эту запись следует отнести к разряду промасонских кодировок (XVIII в.), которые ранее отмечены мной на иных договорах Василия II [3]. Схема расположения букв, нестрого циклическая с доминирующей вертикалью в конструкции, та же, что у вертикальных записей на полях Псалтири, известной как Буслаевская [4].
 
Раскодировка записи может быть осуществлена при условии чтения ее в перевернутом виде относительно основного текста; при этом условии буква «р» окажется верхней, а буква, напоминающая крест, - нижней.

Описание записи в выбранной экспозиции.

Основной элемент записи – графема в виде буквы «Г» с вытянутой вертикалью (горизонтальная планка буквы завершается короткой косой линией, направленной в сторону вертикали). На вертикаль посажены буквы, сверху вниз: «м», «а» (строчная, греческого образца), «м». В нижней части «Г» соединяется с буквой, напоминающей крест. К верхней «м» справа примыкает вторая «а» (между ними прописана цифра «1»), к графеме «а», расположенной на вертикали, справа же примыкает буква «н», к нижней «м» справа примыкает буква «i». Под «1» расположена буковка, сходная со строчной «г». Нижний, длинный хвост прогреческой «а» перечеркнут соразмерной линией – так, что в этом месте образовалась еще одна крестообразная буква. К хвосту «а»  примыкает буковка, напоминающая древнегреческую «хета», родственную финикийской «хет».

Чтение.

Ключ к чтению репрезентован в сочетании букв «м» и «а» с единицей между ними. Единица в этом случае подсказывает, что буквы, объединяемые ею, являются первой и последней буквами слова «монада» - «единица» (греч.), которую пифагорийцы считали математическим знаком («неделимое») и обозначением божества, или первого существа; позже пифагорийское понимание монады получит развитие в философии Джордано Бруно и Лейбница [5]. Нижняя «м» в сочетании с «i» cвязана с верхней «м» и выполняет относительно первой и самой себя распознавательную функцию (в первой проекции): являясь названием буквы «м» в греческом языке, две буквы подсказывают, что «м» это и есть «м» (при восприятии записи в «правильном» соотношении верха и низа буква «м» может восприниматься либо как «w», либо как «омега» строчная; таким образом, «мi» еще и поясняет, где верх или низ у самой записи). Для чтения записи «тетраграмматон» к ранее заявленным буквам следует добавить хотя бы две буквы «т», но они есть: отмеченные выше две крестообразные графемы и есть буквы «т» («тау»), финикийского алфавита (истинные авторы «договоров» Василия II уже обращались к финикийскому алфавиту – в договоре с Юрьевичами) [6]. Необходимая, не категорично, буква «е» присутствует в контаминации с буквой «хета» древнегреческого алфавита (в «договорах» Василия II можно видеть широкое употребление «е» в виде поставленного на бок «т», то есть в виде «хета»); соответственно, «хета» замещает в записи и третью «т». Буква «о» прочитывается в контаминации с «а» греческого образца: бочок этой буквы, в которой уместно видеть «о», отделен от своих двух хвостов вертикалью «Г». Вторая буква «г» была отмечена выше как графема, похожая на букву «г». Чтение лексемы «тетраграмматон» нестрого циклическое: от нижнего «т», в первичном восприятии, до переворачивания листа, оно верхнее (подсказка к цикличности прочтения записи), к «е», выше которого вторая буква «т», далее следует отдаленная буква «р», она используется дважды, далее – «а» в середине вертикали, за ней лигатура «гр» и «а» правее верхней «м», далее - два «м» с «а», которая из положения между ними должна перейти в положение после них, и, наконец, «т» и «о» с расположенным справа «н». Затрудненность чтения лексемы «тетраграмматон» сама по себе является символом: четыре буквы («йод», «хей», «вав», «хей» - иврит) собственно тетраграмматона скрывают имя Бога (Ветхозаветной традиции), которое остается непрочитанным [7]. В «договорной» записи 13 знаков с учетом единицы, но без учета вероятной «лемда» (см. о ней ниже), конечное числовое значение количества знаков – 4, в тетраграмматоне 4 буквы.

Вероятные дополнительные смыслы.

Горизонталь буквы «Г» с «отростком», направленным в сторону вертикали графемы, возможно, является реминисценцией финикийской буквы «лемда» и символизирует жезл или посох. Эта же буква со смыслом «палка» присутствует в конечном протоколе «договора» Василия II с Дмитрием Шемякой [8]. С «лемда» в записи 14 знаков, столько же в слове «тетраграмматон».

Графема «г» строчная находится в сходстве с планом колоннады, окаймляющей площадь собора Святого Петра в Риме. В середине круга, образуемого двумя окружностями, находится обелиск из Гелиополя (древний Египет).

«Грамота» датируется 19 числом (июня), конечное числовое значение которого 1, единица-«монада» присутствует и в записи.

Годичную дату «грамоты» 6955 (1447) нельзя считать даже условно действительной, поскольку в обеих ее фиксациях (на лицевой и оборотной сторонах листа) третий элемент даты не прочитывается. Дата 6955-й год извлечена архивистами и источниковедами из «копии» грамоты 1767 г. Третий и четвертый элементы даты - 5 и 5, их сумма равна 10, или «декаде», важнейшему числовому показателю тетраграмматона-тетраксиса пифагорейской школы [9].

Приложение. Описательная ст-я РГАДА.

«Отд. I рубр. II. № 27, л. 1 (№ 48 - по описи 1767 г.). Подлинник. Полуустав. Печати светловосковые прикладные (отворчатые) вел. кн. Василия Васильвича (повреждена) и кн. Михаила Андреевича. Грамота хорошей сохранности; внизу припись другим почерком о времени составления грамоты. На обороте листа пометы: почерком XV в. – "Грамота князя Михаила", почерком XVII в. - "Грамота докончальная великого князя Василья Васильевича з братом ево, со князем Михаилом Андреевичем" и почерком XVIII в. приписано "чтоб быть им в дружбе, у ней 2 печати на черном воску, писанная в 6955-м году, июня в 19 де[нь]". В арх. описи 1767 г. отмечено: "Сия грамота за двумя восковыми печатями, ис коих одна раскрошилась" (л. 19 об.). Арх. копия 1767 г. (лл. 2-4) с акварельными рисунками печатей на л. 4. Из архива верейских удельных князей. Публ.: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. Подготовил к печати Л. В. Черепнин. М.-Л., 1950. № 44. С. 126-129; Древняя российская вивлиофика, или Собрание древностей российских, до российской истории, географии и генеалогии касающихся, издаваемая помесячно Николаем Новиковым. Изд. 1. Ч. 9. № 41. С. 309-315 (первая публикация 1775 г.); Изд. 2. Ч. 1. № 41. С. 265-270; Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. Ч. 1. М., 1813. № 64. С. 140-142. Описание печатей: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. Подготовил к печати Л. В. Черепнин. М.-Л., 1950. С. 571; рисунки: Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. Ч. 1. М., 1813. С. 142. О грамоте см. Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV-XV веков. Ч. 1. М., 1948. С. 139».


Сноски и примечания.

1. В сети: http://rgada.info/index4.php?T1=&Sk=10&page=8
2. Грязнов, А.Л. Дьяческие монограммы на духовных и договорных грамотах московских князей XVв. В сб. Вспомогательные и специальные науки истории в ХХ начале XXI вв.: призвание, творчество, научное служение историка. М., 2014 (есть в сети).
3. Cагит Фаизов Судакская крепость и масоны в договоре Василия  II // http://sagitfaizov.livejournal.com/120439.html; Он же Уйгуро-масонская хронология в договоре Василия II // sagitfaizov.livejournal.com/120642.html; см. также на proza.ru
4. См., в частности, на листах 218, 223, 232, 238, 247, 253. Чтение этих записей: Сагит Фаизов Хронологические атрибуты Буслаевской Псалтири. Из цикла «Классические тексты» // http://sagitfaizov.livejournal.com/87197.html; см. также на proza.ru
5. ru.wikipedia.org/wiki/Монада
6. Cагит Фаизов Судакская крепость и масоны в договоре Василия  II // http://sagitfaizov.livejournal.com/120439.html
7. В древности в Иерусалимском храме оно было известно. См.: ru.wikipedia.org/wiki/Тетраграмматон
8. Cагит Фаизов Уйгуро-масонская хронология в договоре Василия II // sagitfaizov.livejournal.com/120642.html
9. Cм. о тетраграмматоне-тетраксисе в акции Стефана Великого: Сагит Фаизов Золотоордынская тамга и пирамида с крестом на стенах Хотинской крепости // www.tataroved.ru/publicat/sttg_2.pdf; Он же: Лаодикийское послание: восстановленный текст. Часть 2 // http://sagitfaizov.livejournal.com/26337.html

Опубликована 19 января 2015 г.


Рецензии