Крыса

    Елене Фёдоровне Ефимовой посвящается.             
               
    Так  обидно мы звали свою классную руководительницу - преподавательницу математики. Почему Крыса?  Да, сопляками были неумными, потому и обзывались.  На самом деле она имела конкретную фамилию и имя – Ефимова Елена Фёдоровна. 

Нашим классным руководителем была 3 года, а учителем была уникальным, т.к. имела свой собственный стиль преподавания. Внешне выглядела вполне обычно:  высокая, с довольно пышными волосами цвета гнилой соломы, уложенными сзади в скромный валик. Ей было за пятьдесят, что для нас ассоциировалось с глубокой старостью.

Тогда мы решительно не верили даже в возможность её прихода.  Неблагозвучное прозвище она получила за маленькие потускневшие голубые глазки и небольшой рот бантиком. 

Не знаю, как и для кого, а для меня Елена Фёдоровна педагогом была безупречным, а человеком остроумным и не злым. Факт совершенно невероятный – за все годы преподавания ей доставались исключительно способные к математике ученики.  Догадываетесь почему?  Да, именно так: она умела внушить уважение к своему предмету. 

Можно было не выучить какой угодно школьный урок, но только не математику.  Других преподавателей всегда удивлял факт высокой успеваемости по математике в классах, где преподавала наша Крыса. Порой её подозревали в завышении  оценок, но все экзамены неизбежно выявляли высокий уровень знаний у этих «дебилов» именно по математике. 

Учителя пожимали плечами.  Как может ученик, тупой в физике, получать отличные отметки по математике?  Порой это приводило к всевозможным недоразумениям.  В учительской Крыса неизменно защищала своих подопечных, тогда, как другие преподаватели ругали, на чём свет стоит за лень и неуспеваемость. 

О Елене Фёдоровне известно было немного: не распространялась она по поводу своей персоны, т.к. была очень скромной. Одинокой была.  Вроде где-то в другом городе была сестра, а, может, и не было. 

Но один факт биографии был интересным. Во время войны Елена Фёдоровна была на фронте медсестрой. Медали свои никогда не носила, хотя я точно знаю, что они у неё были.

После войны вернулась к своей любимой математике, а семьёй у неё были мы.  Это она никак не демонстрировала, наоборот скрывала.  Об этом я догадалась потом.  В 9-а  класс школы №1 г.Спасска-Дальнего я перевелась из сельской школы, где считалась "хорошисткой".

На первом же уроке математики я с ужасом поняла,  что по сравнению со своими новыми однокашниками, я её не знаю вообще. Помню состояние потрясения и паники.  Пришлось мне всё начинать сначала, с самого 5 класса.  Постепенно отставание стало сокращаться, а к 11 классу я уже полностью выровнялась  с остальными. 

Мой рассказ, наверное, скучный, но, вдруг, мне повезёт, и его прочтёт преподаватель.  Хоть один. Если прочтёт внимательно, то может стать великим педагогом,  таким, каким была наша незабвенная Крыса – Елена.

Опишу её манеру (в нём весь секрет) проведения урока. После приветствия, она обращалась к нам с вопросом: «Кто не смог сделать домашнее задание?».  Кто не сделал, тот и поднимал руку.  Доверие в классе к Елене и её к нам было полным.  Затем она обращалась с противоположным вопросом: «А кто решил домашние задания?».  Опять поднимались руки.

В зависимости от  результата опроса, Елена решала, как вести урок дальше. Если не понят предыдущий материал, двигаться дальше не имело смысла, тогда решивший задачку вызывался к доске и объяснял остальным её решение. 

Дальше начинали изучать новый материал.  Объясняла она очень доходчиво – любому хулигану было понятно.  Главный фокус в искусстве школьного преподавания Елены Фёдоровны:  создать соревновательную  атмосферу в классе.  Страшно не хотелось быть в числе тех, кто не осилил домашнюю задачу по математике, геометрии, тригонометрии. Это было позором.

Поэтому, мы собирались, иногда, перед уроком и думали, как найти решение. Ни один школьный предмет не вызывал у нас такого ажиотажа и азарта. Обучение превращалось в занимательное действо. На сколько я знаю, Елена Фёдоровна никогда не имела никаких званий, вроде "Заслуженного учителя". Её это мало волновало. 

Результатом  увлечения математикой в нашем классе стало то,  что все до одного успешно сдавали её при поступлении в институты.  Одарённая же многими талантами моя одноклассница Оля Гусарчук не стала солисткой знаменитого танцевального коллектива, а, закончив университет, осталась преподавать там  высшую математику. Половина моих одноклассниц стали учителями.

Другой мой одноклассник стал учёным и даже директором НИИ. Помню своё волнение, когда перед экзаменами мы спросили Елену, как можно осилить такое количество билетов. Лично для меня её мнение было важным.

Она сказала просто: начните с малого, постепенно все билеты и выучите. Её слова: не бойтесь начинать - стали моим девизом в жизни. Никогда не поверю тому, кто считает математику скучной сухой наукой. 

Не рассказывала никому, что при расставании со мной после выпускных экзаменов, Елена Фёдоровна прослезилась – чувствовала, что и эта  очкастая рыжая девчонка исчезнет навсегда из её жизни. А её удел - учить следующих неблагодарных. 

Вспоминать и благодарить её за знания мы стали позже, когда осознали, как она нам помогла в жизни.  Не уверена, что кто-то из нас пришёл и сказал ей простые слова благодарности. Молодость эгоистична. 

Её давно нет в живых, но память о ней в нас,  её учениках,  пребудет с нами всю нашу жизнь.  Учить детей трудно, но это единственная профессия, когда тебя помнят тысячи людей, пока живы. 

Мне давно хотелось написать о Елене Фёдоровне много хороших слов, отдать ей должное от всех нас. Простите нас, неблагодарных слепых котят. Повзрослев, мы всё поняли и оценили вклад Крысы в наши жизни. Светлая память светлому человеку.


Рецензии
очень трогательное повествование, уважаемая Ольга...
Увы, теперь редко адекватно оценивается учительский труд, наоборот, во всем винят учителей...
Царство Небесное Вашей несравненной учительнице.

Василина Иванина   05.12.2015 21:21     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.