Бедность

                Б Е Д Н О С Т Ь

У нашего Саввы карманы дырявы.
От того, что богатые становятся беднее, государство, в целом,
не становится богаче.
Крайняя бедность народа почти всегда является преступлением его вождей.
Не от того мы оголели, что сладко пили, ели; а, знать, на наши денежки прах пал.
Купил сапоги, да не избыл босоты.
Блюди рогожу, а шубу вши съели.
Купила б я накупила, купило притупило.
Ох-ох, кабы денег дал Бог: купил бы сало да и жил бы весело.
Бедные в нужде – что жаба в луже.
Богатые раньше нас встали да всё расхватали.
Не от того мы оголели, что сладко пили, ели; а, знать, на наши денежки прах пал.
Человек бедный не может быть свободным.
Ничего не бывает так завистливо, как бедность, и ничего не обвиняет
оно так строго, как всякое искание богатства.
У бедняка в кармане вошь на аркане, а в другом блоха на цепи.
Часом с квасом, а порой с водой.
Скупой богач беднее нищего.
Бедно, да не корено.
Был гол, да не вор, а беден, да честен.
Нужда придёт, сама скажется.
Тот попрекает, кто нужды не знает.
Худырь - восемь дыр, раздобрел.
Что беднее, то щедрее.
Кто бедного обижает, тот гибель себе накликает.
Рай богачей создан из ада бедняков.
Хорошо тому живется, кто записан в бедноту.
Лучше жить в бедности, чем в зависти.
Бедная, как церковная мышь.
Бедность – это великое испытание для человека.
Куда натянешь - там и крыто.
На рогоже сидя о соболях не рассуждают.
Беден, но честен. (Блюдя заповедь)
Бедности стыдится тот, кто раньше знал богатство.
У бедного человека добро на спине, ложка – за поясом.
В доме пусто и в коморе не густо.
Бедность начинается в головах.
Бедняцкое счастье и по ровной дороге идёт, спотыкается.
Батюшка Питер все бока вытер.
У беззащитной бедности нет своей веры, кроме веры в случай.
Признание в бедности – не позор, но позорно не стремиться избавиться от неё трудом.
Богатых бездельников ещё можно понять, труднее понять бедных бездельников.
Исстари говорили: грибы – мясо бедняков.
В бедности приветливое слово и то радость.
В бедняцкой семье привереды не живут.
Остаться на бобах.
Кто не богат, тот и рублю рад.
В богатстве много друзей, в бедности нет даже родственников.



  "Если бедность - мать преступлений, то недалекий ум - их отец".
              Жан де Лабрюйер

     Бедность всегда считалась принадлежностью и даже украшением великих людей.
                Ч. Ломброзо «Гениальность и помешательство»

     Беден, как Лазарь. Петь Лазаря.(В старину нищие-калеки, выпраши-
  вая подаяние, пели "духовные стихи" и особенно часто "стих о бедном
  Лазаре",созданный на сюжет евангельской притчи).

     - Вот что...- заговорила она наконец. - Вот ты говоришь, что ты
  потомок черни. Чернь - это не обязательно беднота. Наоборот, бедняк
  много думает, размышляет над своей судьбой. И даже над человеческими
  судьбами. И между прочим,- тут Надя улыбнулась,- в процессе этих
  размышлений именно бедняки иногда приходили к гениальным открытиям!
  Чернь - это что-то другое, не кажется тебе?
     Леонид Иванович ничего не сказал на это.
     - Это действительно что-то черное,- задумчиво продолжала Надя.- И
  страшное. Самое плохое. Оно стремится захватить побольше и все время
  кривит душой. А когда захватит - сразу разжиреет, и все равно у него
  будет морда, а не лицо...
                В.Дудинцев "Не хлебом единым".

     Лес везут сильные мужики, у кого лошадь хорошая и может выдер-
  жать эту большую работу. Слабым да бедным людям зиму приходится
  сидеть на печи. Зимой, пройдя по деревне, сразу можно узнать дворы,
  где ворота занесены и на сугробах нет следа даже кошачьего.
                М. Пришвин "Обоз"

     В Китае тех времен (1805г) почти не было ни лошадей, ни коров,
  и бедняки исполняли там работу домашнего скота. Они не только возили на себе
  богачей по улицам городов, они перетаскивали на себе товары из города в город.
     Вот как описывает Лисянский жизнь бедняков в Кантоне: "Эти бедняки при-
  нуждены искать себе насущного хлеба на воде, так как на берегу не имеют ни ма-
  лейшего имущества. Людей такого состояния в Кантоне великое множество, а река
  ими наполнена. Иные промышляют перевозом, другие с крайним вниманием стерегут,
  не будет ли брошено в воду какое-нибудь мертвое животное, чтобы подхватить его
  себе в пищу. Они ничего не допустят упасть в реку. Многие из них разъезжают
  между кораблями, достают железными граблями, со дна разные упавшие безделицы,
  продают их и тем доставляют себе пропитание.
            Николай Чуковский "Капитан Крузенштерн"

     Поразительность человеческого бытия: я никогда не ощущал своей бедности,
  никогда она меня не вгоняла в стыд. Конечно, были какие-то ситуации, когда
  она мне закрывала какие-то пути, но ведь это совсем иное. И это иное обна-
  руживалось скорее не мною, а другими. Другие постоянно знали и стыдились
  моей бедности, и когда я это подмечал, то злобная гордость охватывала меня.
  Злобная она, эта гордость, была потому, что они, эти другие, не знали моих
  несметных богаств, которые были заключены во мне самом, в моем теле, в моей
  мечте, в моих надеждах, в моей уверенности в том, что мое богаство надежнее
  и сильнее любых овеществленно-суетных ценностей.
     Очевидно, бедности стыдится тот, кто раньше знал богатство. За моей
  спиной стояла более горькая бедность, и в сравнении с нею теперь я был
  богат. И еще, наверное, бедности стыдится тот, кто рассчитывает обрести
  овеществленно-суетный мир ценностей, его сделать смыслом своей жизни. Меня
  же вещи как таковые не притягивали, ибо духовность высшего порядка влекла
  и в ней я находил свое счастье. А потому и в высокий, теплый, обитый кожей
  и войлоком уют не стремился.
             Юрий Азаров "Печора"

     Если у многих людей бедность удваивает энергию, то на других она дейст-
  вует подобно яду.
             Оноре де Бальзак "Лилия долины"

     В 1872 году отец Иоанн напечатал в газете «Кронштадтский вестник» воззвание к жителям Кронштадта. «Кому не известны рои кронштадтских нищих – мещан, женщин и детей разного возраста? – спрашивал он. – Причин кронштадтской нищеты и бедности – множество, вот главные – бедность от рождения, бедность от сиротства, от разных бедственных случаев, например, от пожара, от кражи, от неспособности к труду по старости, болезни и маловозрастности, бедность от потери места, лености, от пристрастия к хмельным напиткам и в большей части случаев – от недостатка средств, с которыми бы можно взяться за труд – порядочной одежды, обуви, инструмента или орудия, - так писал отец Иоанн и убеждал: - Ведь это – братия наши». Он призывал: «Всему кронштадтскому обществу – духовному, военному, чиновничьему, торговому, мещанскому – образовать из себя попечительство или братство, по примеру существующих в некоторых городах, в том числе и в Петербурге, и соединенными силами заботиться о приискании для нищих общего жилья, рабочего дома и ремесленного училища».
          В. Воскобойников «Дивный дар»   (Иоанн Кронштадтский)

В крайней избушке не гаснет ночник,
Спит на печи подгулявший старик,
Спит в зипунишке и в старых лаптях,
Рваная шапка комком в головах.
Молится богу старуха жена,
Плакать бы надо – не плачет она.
Дочь их красавица поздно пришла,
Девичью совесть вином залила.
Что тут за диво! И замуж пойдет…
То-то, чай деток на путь наведет!
Кем ты, люд бедный, на свет порожден?
Кем ты на гибель и срам осужден?
          И.С.Никитин  «Ехал из ярмарки ухарь-купец» 1858 г.

Не было у неё, что называется, чем собаки из двора выманить.
              Орест Сомов  «Сказка о Никите Вдовиниче»

                ДОЛЯ   БЕДНЯКА
                И.З. Суриков  1866г.
Эх ты, доля, эх ты, доля,
Доля бедняка!
Тяжела ты, безотрадна,
Тяжела, горька!
     Не твою ли это хату
     Ветер пошатнул,
     С крыши ветхую солому
     Разметал, раздул?
И не твой ли под горою
Сгнил дотла овин,
В запустелом огороде
Повалился тын?
     Не твоей ли прокатали
     Полосой пустой
     Мужики дорогу в город
     Летнею порой?
Не твоя ль жена в лохмотьях
Ходит босиком?
Не твои ли это детки
Просят под окном?
     Не тебя ли в пиру обносят
     Чаркою с вином
     И не ты ль сидишь последним
     Гостем за столом?
Не твои ли это слёзы
На пиру текут?
Не твои ли это песни
Грустью сердце жгут?
     Не твоя ль это могила
     Смотрит сиротой?
     Крест свалился, вся размыта
     Дождевой водой?
По краям её крапива
Жгучая растёт.
А зимой над нею вьюга
Плачет и поёт.
     И звучит в тех песнях горе,
     Горе и тоска…
     Эх ты, доля, эх ты, доля,
     Доля бедняка!
         ******************************

     - Всё это очень хорошо, - перебил Ларибусьер, - но рождение Бауэра вовсе не такое событие, чтобы давать торжественные представления. Немцу нужно что-нибудь попроще: Гедувиль хорошо придумал. Нас пятнадцать человек, по двадцать франков с каждого, выходит триста франков, на это можно сделать хороший завтрак.
     - Ларибусьер вечно говорит не подумав, сказал Мабиль. – Разве все пятнадцать человек в состоянии заплатить по двадцать франков?
     Наполеон нахмурился.
     - Ну, так заплатят те, которые смогут, - отвечал Роланд Виларсо.
     - И только те и будут на завтраке, - коротко сказал Наполеон.
     - Нет, этого нельзя, все должны завтракать, - ответил Виларсо.
     - Так что же, богатые будут платить за бедных? – спросил Наполеон насмешливо.
     - Конечно, - отвечали все в один голос.
     - Нет, этому не бывать!
     - Да тебе не всё ли равно, - снова заговорил Ларибусьер, - ведь мы с тебя ничего не взыщем, ещё сами за тебя заплатим.
     - Этого я не хочу, - гордо отвечал Наполеон.
     - Ну, так плати сам в таком случае.
     - А коли я не могу?
     - Какой же ты гордый, - дружески сказал ему Дамазис, - разве стыдно быть бедным?
     - Нет, но стыдно в этом признаться…
                «Наполеон Бонапарт»  (Детство знаменитых людей)

Богатым - нужно помогать,
А бедные подохнут сами.
         Юрий Ковалёв.

     «Самый бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, но тот, у которого нет мечты».
                Сократ


Рецензии