Размышления об альтруизме и эгоизме

                Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
                Матфей, 22:39

      Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Такое понимание заповеди современному человеку кажется вполне логичным и вписывается в прагматичные системы координат, хотя следование этой заповеди в каждодневной жизни уже приводит к моральным сложностям и требует определенного нравственного усилия.

     Возвращаясь к истинно библейскому пониманию заповеди, человек осознает, что способность возлюбить другого очень избирательна и по отношению к любому, то есть каждому  ближнему, практически недостижима, потому что не причинять кому-то зла еще не значит его любить.

     Любить человечество гораздо легче, чем его конкретных представителей, но и любить другого иногда легче, чем любить себя. Наше воспитание и личный опыт укрепляют в нас убеждение, что любят за что-то, что любовь нужно заслужить, что нужно быть достойным любви.

     Мы постоянно оцениваем окружающих, делим на достойных нашей любви, не очень достойных и вовсе ее не заслуживающих. Оставаясь  вполне гуманистами в целом, мы незаметно утрачиваем человеколюбие, переходя на личности. И становимся практически безжалостными, оценивая самого себя.

     Возлюби самого себя – эти слова следовало бы написать губной помадой или зубной пастой на зеркале ванной комнаты, чтобы каждое утро напоминать себе о том, что начинать нужно с себя.

     Говорят, что у Станиславского был любимый актерский этюд – очень прочувствованно сказать своему отражению в зеркале простые три слова “Я люблю тебя!”. Вот на этом самом упражнении его знаменитое “Не верю!” звучало особенно часто.

     Будучи абсолютной альтруисткой, я призываю к тотальному эгоизму, к необходимости ежедневно и ежечасно заниматься собой, своим телом и своей душой, своим физическим и ментальным здоровьем.

     Нас ведь не удивляют слова стюардессы о том, что кислородную маску мать должна надеть сначала на себя, а потом на своего ребенка, или объявление в  лифте, что нужно выйти из кабины самому, а лишь потом выкатывать коляску. Потому что если с нами что-то не так, некому будет спасать нашего ребенка.

     Чтобы быть в состоянии помогать другим, нужно уметь позаботиться о себе, чтобы быть в состоянии возлюбить ближнего, нужно научиться любить себя, понимать себя, видеть свои слабости, желать их исправить, но непременно верить, что это достижимо.

     Нас так воспитывали, что критику мы можем начинать с себя, а вот научиться любить людей, начиная с себя, мы не в состоянии. Многие даже забывают, что в записочке о здравии, которую мы в церкви подаем, первым должно стоять наше собственное имя.

     Только став осознанными ежесекундными эгоистами, мы можем быть достаточно сильны, уравновешены и позитивны, чтобы  в самой критической ситуации оказаться среди тех, кто оказывает помощь пострадавшим, протягивает руку слабому, утешает страждущих, упорядочивает окружающий нас  хаос – в общем, становимся законченными альтруистами!

     И тогда понятнее становятся слова Конфуция о том, что благородный человек предъявляет требования к себе, а низкий человек - к другим.

(рецензий 1 в ленте + те, что ниже)


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.