ёлки

      Я достигла возраста, когда хочется писать мемуары… я, как в той песне: всё, что было не со мной, помню… то, что было давно выплывает  грустными картинками. Мелькнёт и уйдёт.  И совсем память плохая  на то, что говорили на очередной планёрке.

     Свои елки я помню не все, но некоторые близки, будто бы это было вчера.
 

     Я в 4 классе. Мы  приехали на Кубань в   середине лета и вот уже зима. В  тот год перед новогодними праздниками прошли снежные бури. Мело неделю. Небо было серым. В школу мы не ходили, на улице почти не гуляли. Сугробы,  перемешанные с землёй, поднятой с полей были такими огромными, что даже сейчас, вспоминая это, становится страшно. Серый снег замысловатыми кучами закрывал заборы, дома занесены были перемётным снегом под самые крыши.  К домам были проложены проходы в добрый рост взрослого человека. Когда погода позволила, мы катались с этих огромных гор на санках и на пятой точке.   И доставалось же - ведь были грязные, как чертенята! Но, как это было здорово! С полей тогда сдуло ветром весь поверхностный слой. Большую часть земли со снегом задержали лесополосы. До сих пор в некоторых посадках встретить можно нагромождение земли. А лет-то прошло…

     Отец принёс ель за неделю до праздников. Она стояла на веранде и так чудесно пахла! Мы с братом окусывались возле неё, так хотелось быстрее нарядить красавицу. А дня за три до Нового года мы проснулись утром и …о, чудо! Роскошная красавица ёлка, чуть не до потолка ростом, украшенная  новенькими блестящими стеклянными игрушками, бусами, цветными лампочками, серпантином и кусочками ваты,  величественно смотрела на быстро пробудившихся нас. А  самое главное,-  на верхушке стеклянная… из трубочек… ярко-красная звезда.  Под ёлкой в предновогодний вечер мы нашли целых четыре бумажных кулька! Чего там только не было.!  Карамельки в ярких обёртках, леденцы в прозрачных фантиках, орехи, печенье в пачках, яблоки, мандарины и … шоколадные конфеты! Они так чудесно пахли!... только иногда я сейчас встречаю запах тех мандаринов и тех конфет… увы, это запах нашего детства…  а ближе к ночи к нам подтянулись две семьи и … началось веселье. По телевизору шёл «Голубой огонёк», мы с детьми кувыркались под ёлкой, а у взрослых становилось всё шумней. Потом наши мамы решили что нужно пройтись по улице с поздравлениями.  Моя мама прицепила на живот большую подушку, тётя Таня накрасилась печной сажей и нарядилась в мужской полушубок, тётя Люба выкрасила ярко лицо, надела роскошную шаль и пошли на подвиги. Мужики тихонько пили и задремали, а  мы устроились вповалку на кровати и папа нам рассказывал новогодние истории. Самая интересная была «Ночь перед рождеством». Мы не спали, да и дремать не хотелось, уж больно история была захватывающая… и вдруг… на веранде послышались странные, страшные звуки!... мы дрожим…  и с папой выходим  посмотреть… и что же!  Барахтаясь в снегу, пьяные, и грязные , как черти, наши мамы на четвереньках пытались одолеть ступеньки! Страх сменился весёлым хохотом и мы дружно стали затаскивать непослушные тела в дом. Как-то вскоре и гулянка свернулась, папки разобрали наших друзей по домам, а в  зале на полу, укрытые одеялками дружно сопели и храпели ночные поздравляльщицы. Папа в печь подкинул дров.  Мы  с братом устроились по кроватям спать, а сон не идёт: и чудится Чёрт, мечущийся по снегу, и завывает ветер в трубе… и вдруг страшный грохот и звон! Мы подскочили, включили свет…и…о!… наша красавица ёлка лежит на полу в сверкании битых игрушек, рядом валяется разбитая звезда!   Гирлянда уже и не светит…  А на полу счастливые лица наших спящих, отогревшихся мам…  Елку подняли, она простояла ещё пару дней, начали сыпаться иголочки, пришлось разбирать…  Мы прощались с ёлочкой, как с живой, было жаль, прятали слёзки, но деваться некуда… всё проходит…  Отец воткнул её в сугроб и, почти до весны с ней не расставались.

Уже где-то к седьмому или  восьмому классу родители стали покупать сосну. Я и сейчас её предпочитаю ёлке.  Сосенка была аккуратная, пушистая, да и игрушки на ней заметно изменились. Появились бумажные печатные птички, снеговички, нарядные яркие шары, всевозможные фрукты. И сосенка вырядилась в цветной алюминиевый дождик. Сосенку наряжали уже и мы с родителями. Правда больше сутолоки создавали, но это было так интересно! Новый год – праздник семейный и под телевизор. Наш телевизор уже не был таким большим, как казалось раньше. В семьях стали появляться аппараты и больше и лучше нашего. Но, каким бы он ни был, очарование «Голубого огонька» в чёрно-белом изображении ничем было не заменить. Каналов было всего два.  А может и один?... вот уж не помню. Мы смеялись над шутками популярных в то время артистов, пели песни. До чего же красивые были песни…  а с утра показывали любимую программу «В гостях у сказки». Все каникулы сказки! Тогда я первый раз увидела фильм «Двенадцать месяцев». Фильм закончился, а грустная музыка всё не отпускала. Я украдкой смахивала слёзы, снова и снова вспоминала  кадры из фильма. Сейчас-то понимаю: на горизонте маячила первая влюблённость…
   
 И вот она пришла. Уже на предновогодний бал  в 9 классе. Мы тогда учились по 10-летней программе. Она объявилась в виде красивого мальчика, десятиклассника. Моя классная подошла к кучке девчонок и говорит: «ну, чего вы стоите, бал вовсю, так и простоите в углу свою молодость. Давайте я вам по кавалеру на вечер организую».  Надо немного представлять наше воспитание тех лет. Стеснялись многого, что сейчас  молодых не смущает.  Итак,… мне достался самый красивый мальчик. Я танцевала с ним, а у самой   дрожали коленки, а ладошки противно были влажными. И это я, которая была  секретарём комсомольской ячейки в школе, я, которая смело выходила петь на школьную сцену под баян без микрофона, а тут тряслась от страха. Ну, лиха беда начало… несколько танцев таки было наших. Вечер был замечательный. Кавалер  проводил меня  до самого дома. И… мы целовались… неумело, бестолково. Холодно ... Я замёрзла, а ему на другой край станицы топать… ночью плакала, тихо, от необъяснимого счастья. Я влюбилась. До чёртиков. Потом была весна. Мальчишки нам таскали по веточке сирени. Или мальчик, который нравился мне, не был мною очарован, или я так и не смогла преодолеть робость, но так ничего и не сладилось. Зачастую первая любовь бывает безответной, непонятной и грустной, но она была. Мы с ним встретились, когда я уже работала в школе. Те же смешинки в его глазах, та же открытая улыбка и такая же нерешительная я. После экзаменов моя любовь укатила  в военное училище. Где он сейчас, не знаю. Никогда не интересовалась

 На третьем курсе института уже мало кто стремился домой. Отвыкаешь потихоньку, да и с друзьями по-взрослому оторваться хотелось. Мы с девчатами украсили комнату, нарядили ёлочку. Наша комната и так была самой лучшей в общежитии. Бывало вечером подходим к общежитию, и если кто дома, - окна светятся  приятным зелёным цветом. У нас были зеленоватые  шторы на окнах и круглая голубая люстра.  Конечно же, мы напридумывали самых разных вкусностей, накрыли очень красивый стол, налили в кувшинчик вина. Ну и как положено, причёски, платья, разрисовали моськи косметикой «от цыган», может кто и помнит маленькую коробочку туши, в которую надо было плевать, а потом это мыльно-сажевое безобразие надо было умудриться нанести на ресницы. А тени, так вообще были из цветных мелков, похоже.  Ну, вот… «уж полночь близится…». Мы живём на четвёртом, а наш любимый чёрно-белый друг телевизор на первом этаже в холле. Таких как мы половина общаги: забились битком в холл, ждём поздравление  и  бой Курантов. И, как только ударили первые звуки колокола,  все понеслись к своим столам, чтобы к двенадцатому удару успеть  выпить, загадать желание и поздравить друг друга. Влетаем в комнату, хватаем бокалы, кувшинчик с вином и…!!! Он выскальзывает из рук и на пол… Конечно, раскололся.  Но не на тех несчастье! Похватали трубочки, упали на четвереньки и прямо с пола!… ну, что здесь такого? Комнату перед Новым годом мы убрали хорошо, вылизали… Вот вам и приметы: перед праздником должно быть чисто. Мы и сейчас в семье соблюдаем эту традицию.

 Когда моей дочке было около четырёх лет, мы уже жили в городке на полигоне в Казахстане. Квартира у меня была двухкомнатная,  в ней диван, да телевизор, но уже огромный и страшно тяжёлый, килограмм двадцать, наверное, как не больше. На кухне столик, плитка и всё хозяйство. Но зато на стенах полно цветов. Это хлорофитумы и традесканции создавали уют и ощущение зимнего сада. Там зимы вообще не такие как здесь, на Кубани. Снег с ноября, совсем не тает, только обновляется и закрепляется хорошим морозцем. 20 градусов мороза, да без ветра, да без лишней влаги - это самое время для лыжни, коньков, санок. Детвора вся на улице. Щёки красные, без рукавиц, шапка сбилась на бок, шубка в снегу- это Иришка. Она залетает в квартиру и кричит: "мама, иди быстрей, я ёлку притащила!" Я ничего не пойму. Выскакиваю на улицу и правда!... Лежит сосна метра два высотой у подъезда. Я спрашиваю- ты где её взяла?  А она мне – "дядя на машине всем раздавал, ну я у него и попросила…" Вот так свою первую ёлку приобрела моя дочь. Жили мы… ох... да что там говорить!… внатяг. Часов в школе было достаточно, но стаж маленький, да и ничего у нас не было, а диван и телевизор мы взяли в кредит. Так что еле сводили концы с концами. Но мало об этом кто знал. Были у нас друзья, семья, которая стала нашей. Так вот десять лет и жили, помогая друг другу. Иришкину сосну мы нарядили в снежинки, вырезанные из тетрадей, развесили мои бусы, из бантиков сделали цветочки, какая она получилась чудесная! Дело осталось за подарками… В военторге продавались страшно дорогие немецкие куклы. С шелковыми волосами,  с глазками в густых ресничках, в нарядном платье.  Мне так хотелось, чтобы такую подарил Дед Мороз, пришлось сильно напрячься и загадать желание. За Дедом Морозом дело не стало. Их было достаточно. Они выдерживали четыре- пять квартир, их готовых трамбовали в "УАЗик" и наряжали нового. Ну, я и выловила такого, на последней стадии. Кое-как объяснила, что мешок у двери, ему нужно только зайти и подарить. Надо видеть дочкины глаза, когда позвонили в дверь и в комнату шумно с мешком за плечами ввалился Дедушка Мороз, поддерживаемый внучкой, Снегурочкой.  Он прошёл к нашей ёлке, что-то спрашивал, что-то говорил, а Ирина стояла с огромными удивлёнными глазами и смотрела то на Деда, то на Снегурочку.  Когда мы проводили своих гостей и побежали смотреть подарки, радости не было предела. В мешке оказалась та самая загаданная кукла!  Потом уже, успокоившись, Ирина сказала, - "мама, а Дед Мороз настоящий, он холодный и у него красный нос, а Снегурочка, это тётя из соседнего дома". Ну и правильно, Дед-то не может один, а тётя как раз и была его внучкой. Ну и всё стало на свои места.

я думаю, что допишу ещё...


Рецензии