Траур и позор. Путевые заметки

   
    С самого детства Тони страдал ревматизмом, что мешало ему играть с другими детьми. Правда, это не препятствовало длительным одиночным прогулкам, которые он полюбил на всю свою жизнь. Ограниченная  подвижность обострила его наблюдательность. Он уходил к морю, где часами мог строить замки из песка, собирать раковины, которые потом распиливал и изучал их строение. Его внимание занимали облака над морем, деревья, цветы. Гнезда ос, которые он тоже распиливал, чтобы восхититься их внутренним устройством. Его поражала способность природы выстраивать свои произведения в соответствии с «божественной пропорцией», как назвал это "Правило золотого сечения" Лука Пачоли — друг Леонардо да Винчи.
     Тони мечтал стать архитектором. Но он не хотел ничего изобретать нового, только так строить, как это делает природа, ставшая главным источником идей для  решения художественных и конструктивных задач, источником его вдохновения.  И он верил, что сможет создавать свои творения по законам природы.
     Однажды школьный учитель сказал, что птицы могут летать благодаря своим крыльям. Тони тут же ответил, что крылья есть и у кур, но они не могут летать. Но крылья им нужны, чтобы быстрее бегать. И человеку нужны крылья, чтобы творить, только, к сожалению, он не всегда знает об этом. И Тони был уверен, что у него  эти крылья есть...
     Его отец был котельных дел мастером. Именно в его мастерской, по словам самого, теперь уже Антонио, пробудилось ощущение пространства. И здесь же  он  пристрастился к художественному литью. И позже, когда Антонио Гауди станет архитектором, многие его  творения  будут сделаны из кованого железа его  руками.
     После смерти матери Антонио с отцом переехали в Барселону, где он после пяти лет подготовительных курсов был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую окончил в 1878 году.
      В дорогих костюмах, с безупречно постриженными головой и бородой, молодой архитектор выглядел настоящим денди. Был гурманом, театралом, посещал оперу. Строительные участки объезжал в собственном экипаже. Не чурающийся светской жизни он посвятил себя архитектуре. Только раз в жизни стал оказывать внимание учительнице Жозефе Моро, которая работала в рабочем кооперативе. Но она не ответила взаимностью, и Гауди с головой ушел в архитектуру и католичество, и на всю жизнь остался одиноким. Стал замкнутым и, как многие считали, грубым и высокомерным. Но те, кто был близок с ним, утверждали, что архитектор был верным другом, дружелюбным, вежливым, приятным в общении человеком. Тогда же он перестал следить за своей внешностью, кое-как одевался и питался.  Когда дело касалось его лично, не признавал ни роскоши, ни богатства. Очень часто в городе его принимали за нищего, а вместе с тем все деньги, что он зарабатывал в должности архитектора  храма Святого Семейства, Гауди вкладывал в  строительство этого храма. Он много лет работал бесплатно, не считая себя в праве присваивать народные деньги: храм строился на пожертвования богатых и бедных барселонцев.
     В его характере появилось много странностей. Если еще в студенческие годы  его руководитель не мог решить, с кем он имеет дело — с гением или сумасшедшим, то сейчас его частенько принимали за городского сумасшедшего, настолько он был поглощен собственными мыслями, когда бродил по городу, не замечая ничего и никого.  Уже то, что он носил в кармне сырые куриные яйца, предназначенные на завтрак, делали его странным в глазах знакомых. Им и в голову не приходило, что он делал это из-за веры в чрезвычайную прочность оболочки яйца, достигнутой в результате работы природы. Точно так же, как и его способность на лету левой рукой ловить мух относили не к его ловкости, а к очередному чудачеству.
     У Антони Гауди были разные глаза: один — близорукий , другой — дальнозоркий. Он не носил очков и может быть поэтому пытался создавать несуществующие до него объекты.  Он   ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства. Больше всего  ненавидел стены, которые просто бесили его. Он избегал прямых линий, утверждая, что  это изобретение человека, тогда как круг —  порождение Бога.
     И так же сильно он не любил «резать» пространство внутри здания на части. И чтобы избежать этого, чтобы не строить внутри пространства колоны для поддержки перекрытия, этот полусумассшедший архитектор, который все строил без инженеров, проектировщиков, без чертежей, без предварительного плана, придумал безопорную систему перекрытий. Понадобилось столетие, чтобы создать  компьютерную программу, способную выполнить такие расчеты. Такая программа была создана НАСА для расчетов траекторий космических полетов.
     Проведение свело Гауди с текстильным магнатом   Эусеби Гуэлем, богатейшим человеком Каталонии, который в последствии стал его другом. Гуэль, тоже чудак,  не чуждый эстетических озарений, мог мечтать о самых немыслимых сооружениях. У него было достаточно денег, чтобы любое его желание было  воплощено в  жизнь. И Гауди получил то, о чем может только мечтать любой художник: свободу в творчестве  и не быть стесненным в средствах для самовыражения.
Гауди мог строить все, что захочет, и там, где пожелает, и превратил захолустный городишко Барселону в жемчужину Каталонии.
     Плохо одетый старик вышел из дома и отправился в свой ежедневный путь к церкви, прихожаниномом которой он был. Как всегда рассеянный, он изучал облака, которые считал настолько совершенным созданием природы, что дают творческие идеи. А в Барселоне только-только пустили трамвай, который двигался по этой улице и сбил, не заметившего его старика.
     Никто не пришел на помощь нищему - неопрятно одетому, без документов  человеку, которому, наверняка, нечем будет заплатить извозчику или автомобилисту за доставку в больницу.  В конце  концов стражи порядка доставили старика в больницу для нищих, где ему оказали кое-какую помошь.
      А в это время служащие храма Саграда-Фамилия (Святого Семейства) сбились с ног в поиске Антонио Гауди и только на следующий день каппелан храма нашел и опознал его, но к тому времени состояние Гауди ухудшилось настолько, что спасти его уже не удалось.
     Скончавшегося архитектора похоронили два дня спустя в крипте недостроенного им храма.
     И тогда мэрия Барселоны особым распоряжением 1926 года приказала всем извозчикам и всем таксистам города отныне и вовеки веков носить на себе черный цвет траура по великому Гауди и желтый  цвет позора человеческой черствости.
      С тех пор все такси Барселоны окрашены в желтый и черный цвета.

     PS. Уже около десяти лет идет кампания в поддержку причисления Гауди к лику святых. Как ожидается, в 2015 году Папа римский подпишет документ о беатификации,  что станет третьим из четырёх этапов канонизации. Тогда Антонио Гауди станет  святым - покровителем всех архитекторов


Рецензии
Как будто сам там побывал! :) Спасибо!

Дмитрий Мишелин-Марков   27.01.2015 21:04     Заявить о нарушении
Ну, ты уж скажешь!

Леонид Пауди   27.01.2015 21:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.