Единственный смысл
Нам рассказывает телевизор про 600 тысяч погибших советских солдат при освобождении Польши, но у миллионов людей сердце сжимается не от этого (про это уже много раз слышали), а от растерзанного снарядом мальчика Вани из Донбасса, искромсанного осколками автобуса с телами вповалку под Волновахой, от плевка Яценюка «Россия вторглась на Украину и в Германию»… И никто из «адекватных» политиков и общественных деятелей Германии или Украины не извинился, не рассмеялся, не надел траурную ленту, не вызвал «Скорую»… По фиг!
Наша Победа, ребята, становится БЛОКАДНОЙ. Наша Победа в блокаде. И уже давно. В информационной, в эмоциональной блокаде, в блокаде мировой академической истории. И патриотические причитания тут не помогут, потому что, строго говоря, непобедимость Победы лежит не в плакатах и мероприятиях, а в сакральной тишине. Тишине кладбищ и тишине личной молитвы об убиенных.
Для чего составлялись годами списки Книги Памяти? Не для справочников же, и уж точно не для курсовых и дипломных работ студентов-историков (хотя все это тоже важно). Списки составлялись, чтоб помянуть и чтоб помнить. Два однокоренных слова означают не совсем одно и то же.
Поминают на общих и личных молитвах. Общая молитва называется Лития. Если быть ещё более точным, то Лития – это усердная молитва. Так же, как Литургия – это общее дело не одних священников в алтаре, а всех прихожан общины храма – от клироса до бабушки-свечкодуйки и «ворчушки» у порога. Заметим – совсем не важно сколько метров георгиевской ленты вы намотаете на себя и на своих детей, не важно даже сколько свечей поставите и сколько цветов принесете – все это имеет смысл только в одном случае – если сердце усердно помолится и помянет… Иначе однокоренное слово «помнить» не работает. Иначе начинают помнить статистику и «вторжение СССР в Украину и Германию».
Представьте себе, что записки со списками «о здравии» или «за упокой» складываются пачками, красиво оформляются в «книгу памяти», а служители храма выпускают толстые книги-справочники и рассылают по другим храмам (друг другу) и по библиотекам. И стоят такие «памятники-книжки» на полках, удивляя золотыми переплетами. Вот, дескать, «никто у нас не забыт и ничто не забыто». Какое это имеет отношение к реальному диалогу с Богом, вопросам вечности, спасения души, исправления путей народа в его исторических смыслах? Правильно – никакого!
Синодики (а Книга Памяти – это громадный синодик) и в древние времена были разных типов: 1) поминавшие только местнокняжеские и боярские имена, а так же мучеников за веру, погибших при защите града, при пожарах и морах; 2) поминавшие списками общегосударственные, общецерковные имена и местные в том числе; 3) Вселенские синодики (они и сегодня используются в больших монастырях мира) – где поминание идет от Адама и в годовом календарном круге есть как ежедневные поминания, так и еженедельные и особые дни в постах. Синодик – рабочий документ, над которым склоняют головы в молитвах столетиями , который не золотится, но и не пылится. Синодик протирается в прах от постоянного использования в службах и на персональных чтениях псалтыри.
Я сомневаюсь, что 27 миллионов имен, погибших в Великую Отечественную войну хотя бы раз были помянуты на Литиях и Литургиях. Многие из погибших были богоборцами, атеистами, коммунистами, многих не поминали, потому что они были живы или неизвестны, но дело совсем не в этом. Дело в том, что ещё ни разу общецерковная и общенациональная воля не ставила перед собой задачу молитвенно помянуть их всех. Я скажу более печальную новость – половина районных администраций, например, в нашей республике Коми около года не забирали выпущенный 12 том Книги Памяти, мы развозили сами. А часть книг не разобрано до сих пор. И это при том, что тираж-то символический – 500 экземпляров. Положивших душу за други своя на фронтах Великой Отечественной войны, в тех районах и городах, где Книги Памяти нет, будут поминать , видимо, каким-то другим способом . Но людей ли будут поминать? Или так – дату помянут, события, цифры статистики той войны… Хоть бы не перепутали, кто и куда вторгся и Вечный огонь с действительно Огнем Вечным…
Есть единственный вопрос нашего смысла на Земле. Или как говорил известный философ Альбер Камю:« Есть единственный вопрос философии – что такое Смерть?». Если смерть – это отсутствие тебя, то есть Ничто и Нигде – тогда и жизнь твоя – это такая иллюзия, а на самом деле это Ничто и Нигде. Но если смерть – это всего лишь переход в другое отражение Вечности в тебе и тебя в Вечности, тогда только память души и память о спасении души есть Единственный Смысл.
Не даты, не цифры, не ордена и медали, не масштаб мероприятий и направления вторжений… Единственный Смысл – душа, не помянув которую, мы навсегда в блокаде. Беспамятства. Смерти. Мероприятий. Или меры неприятий…
Свидетельство о публикации №215012000752
Единственно, я возможно не соглашусь с Вашим выводом о том, что (цитирую): "ещё ни разу общецерковная и общенациональная воля не ставила перед собой задачу молитвенно помянуть их всех". Общецерковная воля находится в самом положительном движении в сторону поминовения воинов погибших именно в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. На 9 мая вся полнота Русской Церкви совершает молитвенную память всех погибших в то страшное время. Вспоминаются воины на сугубой заупокойной ектении единой молитвенной формулировкой утверждённой Священным Синодом. Она по существу своему охватывает миллионы и миллионы людей.
Что касается поимённого поминовения, то тема, это, конечно, полного избавления от "блокады". Она произойдёт (осмелюсь предположить) когда поминовение в храмах будет инициировано непосредственно всеми людьми и всем народом, а не Постановлением Св. Синода. Этот момент взаимодействия очень важен и многое по сути объясняет. Только потомки погибших в той страшной войне, могут в своих душах и сердцах издать такое духовное постановление после чего не замедлят себя ждать и Постановления иерархов Церкви. Вот именно тогда весь накопленный архивный ("статистический") материал будет оглашаться в храмах приобретая для памяти живущих и новый Свет и новую Победу. Думаю, так.
С уважением и признательностью,
Левченко Игорь 17.05.2015 08:40 Заявить о нарушении
Григорий Спичак 17.05.2015 09:26 Заявить о нарушении