Алые тюльпаны Кара-Балта. Глава 3. Будь готов!

     Вы можете не заниматься политикой, но все равно политика будет заниматься вами. Так было в жизни всегда. В советской школе тоже образовательный процесс всегда шёл параллельно  с политическим воспитанием детей. По всей огромной стране по исполнению 10 лет октябрята снимали красную звёздочку с груди и с гордостью надевали красный галстук, произнося клятву.


    До этого им приходилось месяц учить эту клятву и учиться искусству завязывания красного пионерского символа. В четвёртом классе, тех, кто учился хорошо, и при этом имел примерное поведение, принимали  в пионеры 22 апреля – в день рождения В. И. Ленина, а остальных принимали 19 мая, это был День Пионерии.


    Мы, не были исключением, и тоже готовились в апреле 1961года к этому важному этапу в нашей жизни. В классе, рядом с доской нам сменили плакат, повесив новый с заголовком «Законы пионера». Пионервожатая Маша рассказывала нам  о пионерах-героях. Скажу честно, нам было действительно интересно узнать о детях – участниках Великой Отечественной войны.


   Пионеры были разведчиками, партизанами, юнгами на военных кораблях, помогали укрывать раненых. За боевые заслуги десятки тысяч пионеров награждены орденами и медалями, а четверо пионеров посмертно удостоены звания Героя Советского Союза. Наше детское сознание было потрясённо до основания. Мы поняли, что в жизни есть место подвигу!


   Надо ли говорить, как мне очень хотелось быть похожим на этих героев. И тут вдруг в мою душу вкралось сомнение: смогу ли я стать достойным пионером? Дело в том, что образцом пионера был назван Павлик Морозов, который, донёс властям на своего отца (бросившего мать Павлика), помогавшего «кулакам». Как я прочитал, он  выступил против отца в суде, после чего следил за кулаками, укрывавшими хлеб, и доносил на них; за это он был ими убит.


   Павлика,  убитого вместе с младшим братом, мне было, искренне очень жаль, но доносить на своих родителей я бы некогда бы не смог. В нашей мальчишеской среде вообще презирали ябед и доносчиков. Полный мучительных терзаний я, печальный, приплёлся домой. Мама не могла не заметить моего состояния и спросила  в чём дело. Я честно поделился с ней своими сомнениями. Она меня успокоила словами:


- Ни когда не иди против своей совести. Поступай к людям так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой.


   Очень мудрый совет, который я сохранил на всю свою жизнь. После её слов, на душе стало легче, значить я не один такой «несознательный». Мы ждали 22 число, день рождения Ильича, но 12 апреля по всей нашей огромной стране теле- и радиоприёмники разнесли  удивительную весть, взорвавшую всю страну.


   Диктор громким, чётким, голосом Левитана вещал:

 «Внимание! Внимание! Говорят все радиостанции Советского Союза. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту.
 

   Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик лётчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошёл успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли…»


  С замиранием сердца, мы ловили каждое слово диктора:

 «Период выведения корабля-спутника "Восток" на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенёс удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально. Полет корабля-спутника "Восток" с пилотом-космонавтом товарищем Гагарин на орбите продолжается".


   Люди, понимая, что происходит, что – то очень важное, какое-то событие  мирового значения, выходили на улицу. Наши соседи, стар и млад, тоже высыпались со своих дворов. Задрав голову,  всматривались в небо и оживлённо обсуждали сообщение.
 

   Бабушка Снежко всё допытывалась у окружающих:


- Ну, где этот космос?

               
– Космос выше неба, бабушка. Вы его просто так не увидите.


                – Выше неба должен быть Бог. Бога  этот лётчик Гагарин видел?


                - Про Бога пока сообщений нет. Может, спугнули Бога, улетел куда далее.

                – Да вы что.…Нельзя нам без Бога. Большая беда будет. Ой, горе!


                - Не переживай, бабушка, теперь и в космосе Бог не скроется. Найдут его компетентные органы и доставят обратно, - хохочет народ.



    Люди все возбуждены. Всех переполняла гордость за нашу страну. Люди тогда были очень патриотичными. У меня тоже было приподнятое настроение.
Так наш приём в пионеры совпал с историческим полётом Юрия Гагарина в космос. Это был хороший знак.

               
    Кто из рождённых ребят в СССР не помнит торжественную церемонию принятия в пионеры? С дрожью в голосе произнесённые слова клятвы и красный галстук, повязанный на шее. «Как повяжешь галстук, береги его: он ведь с красным знаменем цвета одного»- говорили строки одного стихотворения. В принципе это был радостный и торжественный день.


   Те, кто не удостоился стать пионером  22 апреля, с завистью смотрели на ребят с красивыми красными галстуками. В общем, если отбросить чрезмерную политизацию, имеющую тогда место, что-то хорошее в этом явлении, несомненно, было. Нас всегда нацеливали на полезные дела. Все очень хотели отличиться на начальном этапе своей пионерской деятельности.


    Когда в классе объявили субботник по сбору металлолома, мы договорились, что каждый постарается, и принесёт что-то солидное, увесистое. Нужно было опередить соседние классы. Я решил обязательно отличиться, и  отправился на поиски лома вдоль нашей улицы в сторону парка сахзавода. Ни чего подходящего долго найти не мог. И вдруг на территории хоздвора, который почему – то все называли конным двором, я увидел трубу.


   Труба была, как мне показалось, толстая, длинная, тяжёлая. Она мне сразу очень понравилась. Труба лежала вдоль забора в траве и недалеко от ворот. У меня мелькнула мысль спросить у кого-либо о том, можно ли её забрать, но двор был пуст. Тогда я решил, раз труба валяется, значить, точно ни кому не нужна, а Родине нужен металл. Я по - хозяйски освободил трубу от травы и земли, с усилием приподнял один её конец, и с трудом поволок за ворота.
 
 
    Устал я быстро. Сообразил, что до школы один я эту трубу не дотащу. Придумал её катить, но дело шло медленно. Мешали камушки, бугорки. Редкие прохожие удивлённо смотрели на меня. Прокатив метров пятьдесят, я окончательно выбился из сил. Перепачканный, умаявшийся, я сел рядом со своей добычей и задумался о том, что делать дальше. Нужна была помощь, и она пришла, но совсем не та и не от того, кого бы я хотел.
 

    За моей спиной раздался громкий крик и топот ног. Повернув голову, я увидел разгневанного деда, сторожа хоздвора, с палкой в руке, бежавшего ко мне. Что он кричал мне, я не разобрал, но по выражению его лица, понял что, деда проблемы обеспечения Родины металлом не интересуют. Куда моя усталость делась, я не знаю, но рванул я с низкого старта так резво, что мне мог позавидовать опытный спортсмен.


    Только добежав до угла двора и повернув за него, я  остановился. Выглянул из-за угла. Перевёл дыхание. Погони не было, но и трубы у меня тоже теперь не было. К месту сбора отряда, на школьный двор, я пришёл последний. В руке я, потный и чумазый, держал небольшую металлическую  трубку от спинки обычной кровати. Это и оказалась всей моей добычей. Ребята смеялись надо мной, потому что даже девчонки принесли больше. Я действительно «отличился».


    Энтузиазм пионеров не иссяк, и мы стали искать другие варианты использования своей энергии. Решили стать тимуровцами, но это оказалось не просто. Одинокие старики, если они и были, то были уже охвачены другими пионерскими отрядами. Я лично выполнял «тимуровские обязанности», помогая маме, каждое воскресенье приносить с базара тяжёлые сумки с продуктами, полоть и поливать грядки в огороде и собирая урожай фруктов в саду. Конечно, это не шло в зачёт  тимуровских дел нашего пионерского отряда, но была реальной помощью семье.


    Другие ребята, например два Сани Курушин и Мягких, стали юннатами. Они разводили и ухаживали за кроликами. Постепенно в нашей пионерской деятельности всё упорядочилось, мы занимались реальными добрыми делами. Многие ребята, включая и меня, были привлечены к занятию художественной самодеятельностью. Был создан танцевальный ансамбль, которым профессионально занимался  хореограф.


   Репетиции проводились несколько раз в неделю, и меня это первоначально даже раздражало, а потом увлекло. В репертуаре ансамбля были чешский, кавказский и другие  танцы, костюмы выполнялись яркие хорошего качества. За короткое время мы получили признание, и стали победителями районного, а потом и областного смотров самодеятельности. А потом нас пригласили выступить на республиканском телевидении в городе Фрунзе.


    Возможно, вы сейчас меня не поймёте, что здесь особенного. Но тогда заре молодого телевидения, когда все телевизоры были только черно-белые, с одной программой и только в прямом эфире, попасть в телецентр полноценным  участником передачи, посмотреть эту «кухню» изнутри, было просто подарком судьбы. Мы отправились в столицу республики, а все наши учителя, родители, родственники, друзья прильнули к голубым экранам в ожидании нашего концерта.


    Студия телецентра оказалась маленькой, забитой техникой и шныряющим персоналом. Всё было опутано бесчисленными соединительными проводами.  Перемещались телекамеры, «журавли» с микрофонами, в глаза били яркие софиты. От большого числа работающей аппаратуры, в помещении стояла непередаваемая жара. Всё это было похоже на маленький ад, и мы очумели, увидев всё это.


    Вдруг в динамиках раздался громкий голос: «Внимание! Приготовились! Начали!». В студии наступила мёртвая тишина. Появилась девушка-диктор, которая хорошо поставленным чеканным голосом, представила нас и объявила наш номер. Зазвучала наша весёлая, жизнерадостная  музыка, похожая на «Чардаш», и мы  на «автомате» начали свой быстрый танец. С началом движения, оцепенение мгновенно исчезло, но окружающий нас мир тоже куда-то исчез, ушёл далеко на задний план. Остался только танец!


    Уже через несколько секунд мы вспотели и от волнения, и от жары в студии. Казалось, что наш танец длится вечность! Когда он кончился, мы выползали из студии в насквозь мокрых костюмах, хватая широко открытыми ртами воздух на улице. Долго приходили в себя. Потом, кто-то из ребят произнёс: «Искусство требует жертв!». Все захохотали. Наступило веселье, как часто бывает после спада нервного напряжения.


      В центральном парке города мы жадно ели мороженое и пили газ воду, покупали зефир домой. Дома нас встречали уже, как настоящих артистов. Все делились впечатлениями от просмотра нашего выступления по телевизору. Мы скромно молчали, не рассказывая об издержках своего творчества.

               
     И всё - таки я должен сказать главное, почему моя пионерская юность, осталась для меня привлекательной и прекрасной. Невольно, но вполне закономерно, я пришёл к тому первоначальному значению, смыслу, вложенному в это слово. «Пионер» переводится с французского языка на русский, как «первопроходец, зачинатель», и так воспринимается во всём мире. Это в Советском Союзе ему попытались придать политическое, коммунистическое содержание.


    Меня привлекали тогда именно трудные походы по новым маршрутам, изучения окружающей природы, истории родного края. В общем, мне нравилось быть исследователем, следопытом, путешественником. Я всегда просился с батей на рыбалку на пруды, которые раскинулись в окрестностях Кара-Балта. Мы ездили туда вдвоём на мотоцикле ИЖ-Юпитер, который был у нас без коляски. Батя научил меня многим походным навыкам. Он часто шутил и повторял :


 - Солдат шилом бреется, солдат дымом греется. В жизни всё пригодится.

   
   Пока он готовил и закидывал снасти, я собирал дрова, разводил костёр. Потом искал дикорастущие малину, смородину, чабрец, душицу, мяту, другие полезные травы, готовил походный чай. Меня он научил готовить печёную картошку, варить уху на костре и даже, кашу с тушёнкой. Там у костра я слушал его фронтовые воспоминания и рыбацкие или охотничьи байки. Конечно, мне это очень нравилось.


     Со временем, по этой причине, я стал завсегдатаем нашего районного пионерлагеря в Сосновке. Каждое лето  я ездил в лагерь, что бы иметь возможность ходить в походы в горы. Как то так всегда получилось, что все участники по отдыху в походах кучковались вокруг меня, вероятно, сказались мои уверенные действия опытного туриста. Я при необходимости быстро ставил палатку, разводил костёр, готовил походную еду. Это всем, и воспитателям, и пионерам, нравилось, а меня это особенно не тяготило.


     Четыре года подряд ребята меня избирали председателем совета отряда, а я не возражал, поскольку в походе принцип единоначалия необходим. Но позднее у меня сформировалась тревожная мысль, что часто реальная демократия – это свобода выбора всеми одного козла отпущения. С другой стороны, в жизни всё идеальным быть и не может. Определённые издержки в любом деле всегда будут. Главное, чтобы хорошее начало всегда во всём преобладало, а это тогда пионерским летом было в избытке. Эх, взвейтесь кострами синие ночи…


     Там в пионерском лагере я впервые прочитал настольную книгу всех романтиков того времени «Два капитана» Вениамина Каверина. Девиз лётчика, бывшего беспризорника, Сани Григорьева – «Бороться, искать, найти и не сдаваться!» мне очень понравился и поселился навсегда в моей душе. В общем, всё логично, всходы появляются там, где семя падает на благоприятную почву.


               


Рецензии