Ссора

Мама говорит своей  сотруднице, учительнице, которую мы встретили в городе, что она за поросенком ухаживает больше, чем за ребёнком, то есть за мной. Папа болеет, инвалид, ребёнок, два старика,  куры, индюки, сад, огород, да ещё поросёнок - и всё это на маминой шее.  У мамы шея тонкая, сама она худенькая стала, прямо светится вся, и мне становится жаль её.  Что такое залезть на шею, я знаю, папа и дедушка меня часто  на шею сажают. Но что у мамы тоже кто-то может там сидеть, слышу впервые. И уж совсем  невероятно, что  на шею моей мамы может залезать  этот  толстый  и грязный поросёнок. И когда он это делает, может быть, когда мама выносит ему в ведре еду? Вот нахал!
   Когда мы отходим от учительницы, я интересуюсь у мамы, как это папа, дедушка и бабушка, сад и огород могут быть у нее на шее? Мама смеется и говорит, что это - образное выражение, то есть не по-настоящему.
  -Ты обманула?-поражаюсь я.
  -Нет, просто с подругой поделилась.
  - Образным выражением, то есть не по-настоящему?
  _ Смотри,никому не говори, а то они обидятся.
   Ну и пойми этих взрослых...Мне обманывать нельзя, а им можно да еще и рассказывать об этом нельзя...Совсем сбитая с толку, я обещаю, что буду молчать.
И вот наконец-то поросенка режут. Мне не велено выходить во двор,  мы с мамой спрятались в спальне, мама тоже боится, когда режут. Во дворе  разжигают солому,  сосед вместе с дедушкой что-то делают со связанным поросёнком, отчего  он  громко и страшно визжит. А потом умолкает, и всё- нет его, как и не бывало. В сарае пусто, даже дверь открыта. Опасность миновала, а мне жаль поросёнка. Выходит, он жил только для того,  чтобы его однажды зарезали? Это кажется мне несправедливым.
   На день рождения дедушки и бабушки, у них разница в один день, к нам приходят тётя Лида со своим мужем дядей Сёмой  и два моих брата - Мишка, старше меня на два года, и Серёжка, младше меня  на год. Оба картавые, не научились выговаривать букву «р».  Мишка  похож на дядю Сёму- кучерявый, темноволосый, толстогубый, нос картошкой, а глаза синие, как у  тёти Лиды. Он  старше нас и поэтому дружит с большими мальчишками-  лет 8-9. С девчонками он не дружит совсем, не любит их. 
- Чё с ними делать? -  говорит. - В футбол не играют, в бокс тоже, марки не собирают. И вообще- плаксы.
 А  Серёжка  похож на тётю Лиду лицом,  почти, как девочка. Только голова у него большая- большая, а сам он маленький и худой. Шея у него длинная и тоже худая. Поэтому голову он не может держать прямо,  а всё время склоняет её на бок.  Мишка его не берёт играть в футбол из-за мелкости лет, и ему приходится  дружить со мной.  Так что девчонок в моём лице он, кажется, любит, но, как оказалось, небескорыстно. Каждый раз, после его родственных визитов вежливости, у меня пропадают игрушки. Сначала я не придавала этому значения, но когда  однажды пришла  к нему и увидела у него  свои  пропавшие вещи, но самое главное- совок, который мне постоянно был нужен в песочнице, я решила заняться воспитанием младшего брата, хоть и двоюродного. Я отняла у него свой совок, потом  крепко взяла его руку, завела в коридор и начала бить, приговаривая:
- И как это только у тебя язык повернулся украсть!
 ( Так мама меня ругала, если я говорила какое-то запрещённое слово, и я считала, что  язык вообще виноват во всём нехорошем). Серёжка очень испугался и залез под лавку в коридоре, я била его носком ботинка,  продолжая  возмущаться возможности его языка. На шум вышла Серёжкина бабушка Циля и  прогнала меня. Серёжка  потом плакал, жаловался на меня дедушке:
-Загнала меня под лавку эта Ленка и давай бить, думал,  Первого Мая на демонстрацию в белых тапочках понесут!
 Тётя Лида при встрече меня отругала:
- Ах ты, бандитка, подумаешь, совок братик взял поиграть! Да я тебе десять таких куплю!
  Однако не купила! Да мне и не надо, я же свой забрала.   А мама  тётю Лиду отругала за то, что она  оправдывает плохой поступок сына, и за меня заступилась: 
-Правильно, правильно, дочь, умей за себя постоять и  будь такой же справедливой, как твоя мать
. Против этого я не возражала.
   Так вот пришли они к нам в гости, взрослые за столом сидят и играют  в карты « в козла».  Смешно, под стол лазят и кукарекают, если проиграют. Кричат, смеются. Громче всех бабушка, она очень любит  « в козла» играть, даже по гостям из-за этого ходит. То и дело слышен её голос:
- А с драчкой, с драчкой, козёл, козёл!
 Когда проигрывает моя мама, то под стол лезу я, за неё, а то ей  неудобно, она же учительница. Я так и сижу рядом, жду, когда мне под стол лезть и кукарекать. Тут Серёжка меня незаметно из зала вызывает жестами, мол, что-то интересное покажу. А Мишка с Серёжкой в дедушкину кладовку залезли, туда дверь всё время закрыта  на висячий замок,  в кладовку дедушка не разрешает ходить. Мои братья нашли ключик,  открыли и зашли, и я – за ними. Там  темно и пыльно, нет света, много каких-то мешков с чем-то, разных банок, склянок, а  возле маленького окошка на перекладине висят   части поросёнка, которого зарезали. Их выкоптили, объясняет Мишка, и это вкусно. Он отрезает по кусочку перочинным ножиком, и мы сосём  копчёное сало. Мне, честно  говоря, сало не очень-то понравилось, я больше ела за компанию.
 Потом незаметно выскакиваем, Мишка закрывает дверь на замок, а ключ кладёт  на прежнее место, сбоку  у двери в щёлочку. Потом мы вместе с Серёжкой сами туда забираемся за салом,  немножко страшно, ведь  это запретное место, но тем-то и интереснее. Потом Серёжка  снова зовёт меня, и  я с удивлением вижу, спрятавшись  на веранде, что  в кладовку забегает  и моя мама, а потом выскакивает, оглядываясь, губы у неё лоснятся от сала. Значит,  дедушкин запрет можно нарушать? И мы  с братьями  уже на легальной основе, совершенно  осмелев, раза два ещё отрезаем  по хорошему кусочку сала. Ключ забываем положить на место, а бросаем в замке.  Вечером, когда гости уходят, дедушка  проверяет всё хозяйство, и обнаруживает нашу шкоду.  Он сильно расстроен:
- Кто же это ходил в кладовку, я же просил не трогать  сало, оно же ещё не созрело! Я же специально  дверь закрыл!
Я от страха прячусь в подушку, вот сейчас попадёт.
Но мама вдруг с загоревшимися  глазами  честно признаётся:
- Я ходила, я сало отрезала!
- Я же просил, -  огорчённо повторяет дедушка.-  Это же для Любы.
Но маму уже не остановишь:
- Я  что, не имею права, я за поросёнком хожу, целый день по хозяйству! Что- не заслужила кусок сала? Всё Любе и Лиде, а что нам с Витей? Вы меня за кусок сала загрызли.
- И вам дадим сала,- вмешивается  бабушка.
- Спасибо,- горько улыбается мама. – Накормили упрёками. Всё, не могу больше, уходим с Ленкой на квартиру!
                Это был удар ниже пояса, бабушка заплакала, запричитала. А мама    начала меня одевать.
      -Не смей рябёнка за собой таскать, -  бабушка отнимает                меня у мамы.- Не отдадим табе яё !
- Прав материнства можете лишить только через суд,- строго  сказала моя мама.
                И дедушка,  сразу успокоившись, спокойно  говорит бабушке:
    -Нюра, оставь её, пусть делает, что хочет.  Ещё вернётся.
- И не подумаю. Ишачить  тут на ваших Любу и Лиду!
Мне не хотелось вставать, куда-то уходить, но с мамой разве поспоришь? И пошли мы вдвоём  на улицу Трудовую, к маминой подруге учительнице. Было темно, страшно, но мама шла очень быстро. Я начала отставать, и мама взяла меня на руки. Мне показалось, что она была даже рада, что поссорилась с дедушкой и бабушкой. И в этом я её понимала, кому  захочется ухаживать за каким-то поросёнком, больше даже, чем за собственным ребёнком? Было стыдно, ведь я не призналась, что сало ели и мы с мальчишками, но я боялась попасть под мамину горячую руку. И честно  всё рассказала ей гораздо позже, когда стала взрослой. Мама не ругала меня, а только засмеялась и сказала:
- Вот так мне за этих засранцев досталось. Что же ты при дедушке  за мать не заступилась? Ну да ладно. Что Бог ни делает, всё к лучшему.
         Продолжение http://www.proza.ru/2015/01/21/2135


Рецензии