Утюг

      Когда я  училась  в первом классе,  впервые  в стране  придумали  и внедрили  такую   организацию для малышей, как  октябрята,  чтобы   из-под   пристального  внимания  партии  у детей  не выпадал    период от детского сада до пионерского возраста. В третьем классе нас, первопроходцев-октябрят, принимали в пионеры. Выходит, что остались неохваченными  руководящей и направляющей силой в стране,    только  груднички.   Приобщение к политической жизни страны после  торжественного обещания  позволяло нам, как  посвященным  в эти таинства, с гордостью  носить на груди   сначала звездочку, а с третьего класса  -   красный галстук.  Не помню, чтобы кого-то не приняли  в эти детские организации, видимо, в этом возрасте претензий у общества к нам еще  не было.
 
     Мое  пионерское  детство, кроме  лагерей, сбора металлолома и макулатуры,  запомнилось еще и  тем, что в школу  без галстука проникнуть было невозможно. Дежурный  на входе был неумолим и не впускал  в школу  без галстука потерявших бдительность пионеров. Сколько раз  мне приходилось  бегом возвращаться до дома, чтобы повязать на шею забытый символ партийности,  трудно счесть.  Может,  поэтому я рано научилась так быстро бегать?  Еще одно препятствие надо было преодолеть, чтобы пионеру попасть  в класс на урок -  это барьер чистоты. «Санитар» проверяя на входе  чистоту  галстука,  рук, шеи, ушей, ногтей,  работал вроде как   мобильная  классная   санэпидстанция.

    Со  старшими  сестрами  я   учились в разные смены,  они   с утра, я  в третьем классе - с обеда. Младший брат Коля, которому не было еще и года, был у нас как эстафетная  палочка. Передавали его из рук в руки  вместе с информацией о состоянии процесса  его воспитания.  Мама после декретного отпуска сразу  вышла на работу.   До ухода в школу хлопот у меня было выше крыши и с малышом,  и с  уроками, да еще  сумку собрать, одежду школьную надо приготовить. Больше всего  трудностей возникало при глажении галстука,  форменного  платья и фартука.
       Электрического утюга в то время в доме еще не было.  Первый  электрический  утюг  родителям подарили состоятельные  родственники из Магадана, когда я училась уже  в четвертом  классе. Мы к нему относились  точно так же, как сейчас относятся к вновь приобретенному автомобилю, берегли и лелеяли. До  этого   для глажения белья  использовали два вида  утюгов, ровесников  крепостного права. Один нагревался с помощью углей, второй,  цельнометаллический,  тяжеленный , нагревался на горячей плите.   У каждого были свои недостатки,  но  был и общий изъян,  можно  погладить, если в доме топилась печь.
 
      Даже пофантазировать я  тогда не могла, что в недалеком будущем  будет  еще пылесос, который без помощи человека сам чистит ковер,  стиральная машина, которая   сама стирает, полощет и сушит белье, что телефон может обходиться без проводов. Разве я могла  предположить, что через несколько лет  вместо  коллективного прослушивания нашей круглой  черной   радио-тарелки, сможем  все вместе смотреть прямо в доме фильмы  по телевизору? Все это  можно  было  тогда  сравнить по несбыточности  разве  что  с полетом нашей бабы Дуни  на Марс.

       Собиралась я как-то раз в школу, Колю  накормила и уложила спать. Хватилась, а галстук оказался грязным, негоже юной пионерке  так неуважительно относиться к символу причастности к связке: октябренок - пионер- комсомол- партия. Времени оставалось в обрез. Под  умывальником   с  земляничным мылом  я быстренько  состирнула символ, посушила  в полотенце, как сумела. Это не помогло, галстук оставался  мокрым. Одевать на шею в таком виде его не хотелось, да и на улице  была зима. Печь в доме  уже протопилась и остыла, просушить  и   погладить утюгом  не представлялось возможным, углей  для утюга взять было  негде. Как в недрах вычислительной машины,  так в моей голове шел поиск нужного  решения проблемы. Видимо, скорость отбора вариантов была высока, поскольку через  несколько  минут я уже начала опробовать найденный   способ сушки шелкового  пионерского галстука. Как все гениальное, он оказался очень прост, доступен и экономичен.

      Расстелив   влажный галстук на  стуле, я уселась на него голой  попой  и стала ждать. Через пару минут на  сырой поверхности ткани проявились два симметричных сухих круга, соответствующего диаметра. Садясь на  свежие влажные места,  я повторяла передвижение галстука  несколько раз,  по мере высыхания.  Результат, хоть и замедлялся во времени из-за охлаждения импровизированного  биологического утюга, но продолжал  радовать. Когда   утюг был включен в очередной раз, пришла мысль, а не начать  ли  гладить  таким способом все белье?  Большая семья для этой цели очень даже    может пригодиться, да  и  членам семьи будет, о чем поговорить за таким полезным занятием, так редко видимся… 

      На последнем присесте меня застала старшая сестра,  комсомолка – Люба, которая пришла принять  от меня эстафетную палочку в виде нашего младшего  братика.  В то время  я  не очень поняла причину  ее  такого  бурного негодования по поводу  метода сушки  моего пионерского галстука, который предстал пред ее очами. Мне казалось, что я избрала  очень оригинальное  и единственно правильное решение. В грязном галстуке или  без галстука в школу меня все равно   бы  не впустили или дежурные, или  «санитары». После  профилактической беседы с Любой, я повязала чистый и поглаженный галстук, оделась и бегом побежала в школу.

      Всю дорогу меня не покидало  тревожное чувство, что я совершила плохой поступок, не достойный юного пионера. В  голову навязчиво лезло  и   монотонно повторялось, как заезженная пластинка: «Как повяжешь галстук, береги его. Он ведь с красным знаменем цвета одного…»

     Всегда  с улыбкой    вспоминаю этот случай при виде  утюга, мятой одежды и  большой попы.
 
      И все-таки, как  непредсказуемо, интересно, и  как хорошо жить на свете!


Рецензии
Очень оригинально! Зря сестра на вас серчала. Это надо было запатентовать.
С улыбкой, Лариса.

Лариса Еланская   30.01.2015 15:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса, сестра уже не серчает.

Ольга Замосковцева   08.03.2015 18:13   Заявить о нарушении