О да, любовь вольна, как птица. Елена Образцова

Это строки-А.Блок посвятил своей любимой певице, исполнительнице партии Кармен.
Но сегодня мы посвятим их Елене Образцовой!

http://proza.ru/2015/01/18/709
Елена Образцова. Великая и земная

илл.:Елена Образцова в партии Кармен.
http://www.proza.ru/2015/01/18/709
Кармен Елены Образцовой. Босоногая Дива.

О трактовке Кармен Еленой Образцовой, постановке Франко Дзеффирелли.

Кармен (исп. Carmen) — женское имя испанского происхождения, образованного от эпитета Богородицы «Мадонна горы Кармель», где произошло Её явление. Прилагательное Carmel со временем отделилось от основного имени и превратилось в уменьшительную форму «Кармен», которую стали использовать самостоятельно. Самым известным обладателем этого имени является цыганка, вымышленный персонаж Проспера Мериме.

Александр Блок
Из цикла "Кармен".

Цикл Кармен (1914) открывается восьмистишием, которое набрано курсивом и представляет собой пролог ко всему циклу:

Как океан меняет цвет,

Когда в нагроможденной туче

Вдруг полыхнет мигнувший свет,—

Так сердце под грозой певучей

Меняет строй, боясь вздохнуть,

И кровь бросается в ланиты,

И слезы счастья душат грудь

Перед явленьем Карменситы.

Блок осенью 1913 года увидел в спек­такле петербургского театра Музыкальной драмы Л. А. Дельмас, исполнявшую роль Кармен. Личное зна­комство, перешедшее в страстную любовь, состоялось 28 марта 1914 года. Статью о Любови Андреевой-Дельмас, которой посвящен цикл "Кармен" Александра Блока-можно прочесть в википедии.

***

О да, любовь вольна, как птица,
Да, всё равно - я твой!
Да, всё равно мне будет сниться
Твой стан, твой огневой!

Да, в хищной силе рук прекрасных,
В очах, где грусть измен,
Весь бред моих страстей напрасных,
Моих ночей, Кармен!

Я буду петь тебя, я небу
Твой голос передам!
Как иерей свершу я требу
За твой огонь - звездам!

Ты встанешь бурною волною
В реке моих стихов,
И я с руки моей не смою,
Кармен, твоих духов...

И в тихий час ночной, как пламя,
Сверкнувшее на миг,
Блеснёт мне белыми зубами
Твой неотступный лик.

Да, я томлюсь надеждой сладкой,
Что ты, в чужой стране,
Что ты, когда-нибудь, украдкой
Помыслишь обо мне...

За бурей жизни, за тревогой,
За грустью всех измен, -
Пусть эта мысль предстанет строгой,
Простой и белой, как дорога,
Как дальний путь, Кармен!

28 марта 1914


***

Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь.
Так вот что так влекло сквозь бездну грустных лет,
Сквозь бездну дней пустых, чье бремя не избудешь.
Вот почему я - твой поклонник и поэт!

Здесь - страшная печать отверженности женской
За прелесть дивную - постичь её нет сил.
Там - дикий сплав миров, где часть души вселенской
Рыдает, исходя гармонией светил.

Вот - мой восторг, мой страх в тот вечер в тёмном зале!
Вот, бедная, зачем тревожусь за тебя!
Вот чьи глаза меня так странно провожали,
Ещё не угадав, не зная... не любя!

Сама себе закон - летишь, летишь ты мимо,
К созвездиям иным, не ведая орбит,
И этот мир тебе - лишь красный облак дыма,
Где что-то жжёт, поёт, тревожит и горит!

И в зареве его - твоя безумна младость...
Всё - музыка и свет: нет счастья, нет измен...
Мелодией одной звучат печаль и радость...
Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен.

31 марта 1914

Образ Кармен помимо новеллы Мериме и оперы Бизе воплощен и в кинематографе:
(если вы не любите оперы).
 Е. Образцова и В.Атлантов записали телеверсию оперы на Лен ТВ.-"Моя Кармен",
Это не очень вышло удачно, как мне представляется, по драматургии. Просто ряд кусочков оперы, плохо скрепленных. Но все восполняется голосами солистов.
Зато есть роскошная постановка Франко Дзеффирели в Ла Скала оперы "Кармен" с молодыми Еленой Образцовой-Кармен и Пласидо Доминго-Хосе. Запись есть на ю туб.
Телеканал "Культура"в цикле С.Бэлзы показывал некогда эту истрическую постановку. Она замечательна прежде всего яркой зрелищностью, способной поспорить с кино. Режиссер Дзеффирели много ставил и кино, и опер и говорил, что "опера-это не только то, что слушается, но и то, что смотрится".
Кармен (1959) — художественный кинофильм по мотивам новеллы Мериме (Испания, режиссёр Тулио Демикели, в ролях Сара Монтьель и Морис Роне).
Кармен (фильм, 1983) — экранизация одноимённого произведения (Испания, режиссёр Карлос Саура).
Кармен (фильм, 1984) — экранизация одноимённого произведения (Италия, режиссёр Франческо Рози).
Кармен (фильм, 2003, Россия) — художественный фильм (Россия, режиссёр Александр Хван).
"Кармен! Моя Кармен!" — театральная постановка (Россия, Театр кукол имени С. В. Образцова) на основе оперы Жоржа Бизе, сочетавшая приёмы театра кукол, драматического театра, оперы и (во второй редакции, 2007) балета; исполнитель партий Кармен и Хозе - Андрей Денников.
Кармен (фильм, 2003) — экранизация одноимённого произведения (Испания, режиссёр Висенте Аранда).

https://zera-cherkesov.livejournal.com/468340.html


Рецензии
С удовольствием прочитала. Вот еще "Кармен" Paris-Bastille Opera, дирижер: Frédéric Chaslin. Béatrice Uria-Monzon и, увы покойный, Сергей Ларин.

Елена Каллевиг   19.09.2020 07:48     Заявить о нарушении
Для коллекции это то, что надо! Опера Бастилия, французская постановка, посмотрю.

Зера Черкесова 2   19.09.2020 13:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.