Дедушка - казак

С дедушкой мы большие друзья.  Он высокий, голубоглазый, важный, волосы у него серебристо- седые, а голос громкий и строгий. Он - заместитель директора ликероводочного завода и секретарь парторганизации. К нему часто приходят соседи и знакомые за советом и просто поговорить или за какой-то помощью. Дедушка всех  долго и уважительно выслушивает и, чем может, помогает.
 Иногда он становится казаком. Бабушка выглядывает в окно на улицу, волнуется и всё спрашивает:
- Што жа етта  Миши нет, неужто опять с собрания казаком приидя?
 Я тоже выглядываю на улицу, но дедушки нет. И уже когда совсем стемнеет, и мне пора ложиться спать, заходит дедушка. Он весёлый и немножко шатается.
 А Корамушечка моя!- громко кричит дедушка. – Иди-ка сюда, посмотри, что я тебе принёс!
 Я выскакиваю из постели, бросаюсь деду на шею. Он достаёт из кармана смятый кулёк с конфетами или печеньем. Мы с дедом начинаем бороться или бегать по дому, или во что-нибудь играть. Очень я люблю, когда дедушка казаком приходит. Единственное, что мне не нравится, это какой-то неприятный запах из  дедушкиного рта. Даже и не знаю, с чем его сравнить. Похоже на бабушкину квашню, то есть тесто на пироги, когда оно подходит.
 А бабушка бегает за нами и нас успокаивает, и ругает деда за то, что он казак. Ей жалко, что ли, если он со мной поиграет? Однажды мы с дедушкой бегали вокруг только что наряженной вместе с мамой ёлки, и дедушка эту ёлку свалил и сам упал. Я заплакала от страха, а бабушка тоже заплакала и  начала по-настоящему бить дедушку и ругать. А дедушка смеялся и ничего не понимал. Мне стало жалко дедушку, он же хотел меня развеселить, потому и  пришёл казаком. Я стала закрывать его от бабушки, и мне заодно тоже попало.
Бабушка часто дедушку ругает. Например, за то, что  он работает начальником на таком заводе, а не может  литр спирта принести, когда  к нам гости приезжают. Вон соседи  Акарочковы на спирте дом выстроили, а  нам сарай отремонтировать не за что. Дедушка сразу становится серьёзным и говорит:
- Я, Нюраша, коммунист, с меня люди пример берут. Не могу я брать ничего
- Э-э, блаженнай, - отвечает бабушка, - председателем колхоза был, под правление свой хороший дом отдал, сам с сямьёй в развалюху перебралси. Мало я с тобой  хлябнула? И опять ты блажишь, да ты посмотри кругом, как люди живуть, все нясуть с работы!
- А я не могу, я коммунист.
- Бактист ты блаженнай,- сердится бабушка.
Я не знаю, что такое «бактист», но дедушка сразу обиженно замолкает.
Как-то утром просыпаюсь от страшного грохота. Кажется, в печке что- то разорвалось. Выскакиваю на кухню, бабушка и мама смеются, а дедушка сидит за столом, размазывает сажу по лицу и в голос плачет. Я никогда его таким не видела. Оказывается, перед 7 ноября всем работникам завода разрешили взять по бутылке спирта, то есть не проверяли на выходе. Дедушка тоже взял, но спрятал от бабушки, чтобы она гостям не поставила, в печку. Как теперь говорят, сделал заначку. Бабушка утром встала пораньше и решила испечь пироги. Затопила печь, а бутылка как рванёт. Вот дедушкина хитрость и открылась. Сидит он и плачет:
-  Это меня Бог наказал. Ведь никогда же  не брал ничего, один раз взял и вот тебе! Это мне урок на всю жизнь.
 Я обнимаю деда за шею и успокаиваю:
-  Не плачь, деда, сам же говорил, что казаки не плачут.
- Эх-эх,- стонет дедушка,- запомни этот день, Корамушечка, никогда не бери ничего чужого. А я про Бога забыл, вот мне и наказание.
- Блаженнай бактист, унясти и то не можеть, начальник называетси… - ворчит бабушка и ставит в печку свои знаменитые пироги  в формах.
Приезжает тётя Лида, старшая папина сестра из Воронежа. Она красивая и весёлая, похожа на аргентинскую артистку Лолиту  Торрес, мы с мамой её в кино видели. Только  тётя Лида потолще будет, и глаза у неё  синие. Но сегодня она невесёлая и какая-то постаревшая, может быть, с дороги? Отзывает маму в сторону. Мама  сразу бледнеет, становится какой-то жалкой.
-Что с Витей?
-На обследование  положили. - А сама глаза отводит.
Лидка, не ври, - строго говорит мама и сжимает тётю Лиду за руку. – Я  же вижу,  что ты врёшь. Говори. ( И как только она догадывается? И мне никогда не удаётся её обмануть.)
- Язва у Вити, прободение.
- Я так и думала. – Мама задыхается от страха. -  Желудка?
- Желудка и двенадцатиперстной кишки.
- И двенадцатиперстной? Я же говорила ему, давай обследуем, а он всё скрывал  боли, боялся, что с корабля спишут. Вот и  дотерпелся.
- Люся, только ты не говори, что я сказала. Витя запретил тебе говорить, боится, что ты его  бросишь. Люся, говорит, молодая, красивая, зачем я ей, инвалид, нужен?
 -Вот дурак!- говорит мама запрещённое слово и краснеет от досады. - Когда операция?
- Через неделю.
- Я еду в Воронеж.
- Ты не поедешь,- уговаривает её  тётя Лида, - подумай о дочери, на кого ты её оставишь?
Но мама если что решила, то её не переубедишь: хохлушка. И она уезжает к папе, а потом они приезжают вместе.
 Папа худой и  слабый, но спокойный и  иногда улыбается, как раньше. Он  всё время лежит, редко встаёт, но сам, не хочет, чтобы ему мама помогала. Иногда он стонет, особенно во сне. Мама  ему подаёт в постель еду. А он не хочет есть в постели, встаёт  и медленно идёт к столу, держась за живот. Я с детства знаю, где у человека желудок. В том месте вверху живота, за которое держался папа и стонал, а его лицо искажалось от боли. Иногда я глажу папу по больному месту, и он говорит,  что боль проходит.  Он, конечно, обманывает меня, но мне так хочется верить, что я помогаю  ему. Я не хожу в ясли, мы с папой дома вместе, пока мама на работе. Мы лежим рядом на кушетке, папа читает мне сказки, иногда придумывает сам.  Мы много спим и едим папину пищу: омлет, паровые котлетки, протёртые  супы. Всё очень вкусное. Папа потихоньку поправляется. Но ненадолго, начинается   какое-то осложнение, и его снова увозят в военный госпиталь в Воронеж. И тут мама ссорится с дедушкой.  И как бы вы думали, из-за кого?  Из-за этого противного поросёночка.
   Продолжение http://www.proza.ru/2015/01/21/1449


Рецензии