Смех утративших надежду Нас обвенчает прилив...

Смех утративших надежду

Спектакль «Нас обвенчает прилив…» по пьесе Жана Ануя «Ромео и Жанетта». Режиссёр-постановщик – Станислав Голодницкий. Костромской камерный драматический театр п/р Б.И.Голодницкого.

 Спектакль «Нас обвенчает прилив…» по пьесе французского драматурга-мыслителя середины ХХ века Жана Ануя «Ромео и Жанетта» впервые вошёл в репертуар Камерного драматического театра  п/р Б.И Голодницкого десять лет назад, но тогда он не получил долгой жизни. В 2014 году «Прилив…» буквально ворвался на сцену театра вновь, но с посвящением памяти первого постановщика – Ольги Евгеньевны Голодницкой.
Все пьесы Жана Ануя ставят вопрос о смысле человеческого существования. «Ромео и Жанетта», как и многие другие произведения автора, поднимает тему памяти, которая тяжелым грузом угрызений совести и обид мучает героев, закрывая путь к счастью. Пьеса истинно театральна и поэтична. Её персонажи сочетают в себе эмоции греческой трагедии и естественность бульварного театра и исполнителям непросто найти в себе общие черты с воплощаемыми ими полугротескными образами. Не случайно театр не мог восстановить постановку долгие десять лет – в коллективе не было актрисы на роль главной героини.
Художественное оформление постановки приобщает зрителя к искусству ещё до начала действа. Коробку сцены художник-постановщик Борис Голодницкий ограничил декорациями со всех сторон – грубые, необструганные доски закрывают пол и служат задником, висят допотопные авоськи с пустыми жестянками, сверху навесом спускается что-то вроде рваных рыболовных сетей, валяются перевернутые плетёные кресла и стол. Не смотря на то, что эти примитивные средства создают реалистическую иллюзию нищенской грязной лачуги на побережье, она не производит отталкивающего впечатления, скорее, наоборот – завораживает своим цветовым решением. Все поверхности как ретушью покрыты сизо-голубой краской, которая даёт лишь лёгкий оттенок, подкреплённый таким же неопределённо-синим сфумато софитов. Композиция в своей стилистике напоминает полотна великих художников – Питера Брейгеля-старшего или ранние акварели Винсента Ван Гога.
Музыкальное оформление в русле психологической концепции о глубинной связи цвета и звука буквально вырастает из романтически-таинственной палитры сцены. Композиции из мюзиклов «Моцарт. Рок-опера» Ж.-П.Пило и О.Шультеза и «Ромео и Джульетты» Ж.Пресгурвика здесь становятся одним целым со сценографией, органичным и мощным инструментом воздействия. Музыка в постановке режиссёров Ольги и Станислава Голодницких сопровождает практически все сцены, порой достигая такой силы звука, что, кажется, её цель – парализовать волю зрителя, заставить забыть, что кроме оживших героев Ануя существует ещё жизнь. Непросто выдерживать такой напор, доля тишины, которая тоже «звучит» в мощном музыкальном обрамлении, может быть увеличена. Идеальное попадание и избыточность – достоинство и недостаток музыки в «Приливе».
Но сначала – полное затемнение и приглушённые звуки инструментальной музыки. Под печально-лирический перебор струн в тёмный зал с криком врывается первая героиня – Юлия, которая ничего другого и не ожидала, но всё равно потрясена зрелищем погрома. Её не ждали дома, хотя она просила и даже выслала деньги. Фредерик, её жених, настоял на знакомстве с её семьёй. Так они оба оказываются в её родном, но давно запущенном доме, о котором честная, трудолюбивая Юлия хотела бы забыть, как и о своём убогом детстве. Здесь Фредерик знакомится Жанеттой, сестрой Юлии и эта встреча нарушает «правильный» ход вещей, создавая жестокую дуэль между долгом и внезапно вспыхнувшей любовью.
Дуэт Юлии и Фредерика существует в двух составах. Юлия Татьяны Бондик – сильная, волевая, даже жёсткая, она непреклонна и несентиментальна. Оказавшись в доме детства, она чувствует себя униженной, стыдится своих опустившихся, оборванных отца и брата. Ей важно показать, что она другая и к ним не имеет ни какого отношения, однако при первом своём бурном появлении она ведёт себя именно в традициях своего разбитного дома. Правильные, красивые черты лица актрисы искажены ненавистью к семье и, вероятно, скромный солдатик Фредерик этой целеустремлённой женщине кажется подходящим партнёром для построения правильной жизни, с которым можно шагать в ногу. До встречи Фредерика с Жанеттой Юлия Татьяны Бондик не боится сестры, скорее, презирает её.
Юлия Натальи Трыновой мягче, иначе она ведёт себя и со своими близкими. В её упрёках опустившемуся отцу слышны нотки скрываемой нежности, жест, которым она поправляет ему воротник рубашки, говорит о её нереализованном дочернем чувстве. Замечательно сыграна сцена, когда она приходит с тушкой зарезанного ею цыплёнка. В девушке видно и чувство унижения от того, что она всё же взялась готовить завтрак семье, которая невнимательно отнеслась к её приезду, и неловкость от крови на своих руках – она нервно вытирает руки о фартук, как бы стараясь стереть ощущение совершённого убийства. Героиня Татьяны Бондик здесь, скорее, делает то, что считает нужным.
Юлия Трыновой опасается предстоящей встречи со своей непутёвой сестрой, которой, на словах выражая презрение, она по-женски завидует. Интуиция её не подводит – Фредерик влюбляется в оборванную дикарку Жанетту.
Дмитрию Пивоварову и Валерию Бахтдавлатову, исполнителям роли сдержанного и положительного Фредерика, приходится непросто. Взрывоопасные Юлия и Жанетта делают, что хотят и не так просто понять, почему сильные, своевольные женщины борются за этого холодного парня. Очевидно, они ищут в нём стабильность, которой нет ни в их детских воспоминаниях, ни в них самих.
Жанетта в исполнении Виктории Маркиной – юная хрупкая девушка и ведьма на грани безумия. Даже в лохмотьях из сетки изящная, она похожа на цыганку. Громадные карие глаза могут испугать и заворожить кого угодно – партнёра по сцене или любого в зале. Её первое появление с диким криком из-за гибели любимого цыплёнка по имени Леон, кажется, показывает глубину привязанности к птичке. Но, когда опечаленная Юлия с Фредериком уходят, вдруг поднимается штормовой ветер, в зал летят перья и Жанетта смеётся, страшно, демонически, отчаянно.
Не отстаёт от неё и брат, опустившийся после измены жены Люсьен. Алексей Дегтярёв профессиональной игрой и талантом делает своего героя-провокатора выразителем рока, почти ветхозаветным пророком. Каждый взгляд, каждое слово артист подкрепляет пластикой, не менее богатой, чем интонация речи. Он передразнивает всех, юродствуя и ломая порядок. Люсьен, своей зацикленностью на статусе рогоносца, кажется, во многом утратил человеческие черты, его дикость проявляется и в смехе, и в шаманских плясках с обнажённым торсом, и в проверке возможных остатков в жестянках и разбросанных пустых бутылках. Но ироничный и испытующий взгляд Люсьена не позволяет ошибиться – этот человек не утратил разум, и мечта его - увидеть когда-нибудь настоящую любовь, даже если не дано пережить такую самому. Люсьен Дегтярёва остро переживает за Жанетту, верит и не верит в их отношения с Фредериком одновременно: Жанетта, как и Юлия, хотела бы порвать со своими воспоминаниями, но делает это неприемлемо для прямолинейного Фредерика – она выдумывает себе жизнь, врёт по мелочам и по-крупному. Люсьен, и Жанетта Маркиной – герои с раненой памятью, их смех – всегда над собой и так и не приобретённой верой в будущее.
Отец Юлии, Жанетты и Люсьена (заслуженный артист Костромской области Виктор Костицин), позёр в рваном фраке, на протяжении почти всего спектакля смеётся, изображая легкомысленность и пустоту, громко рассуждая о стремлении человека к счастью. Он заявляет - «больно не бывает!» - имея в виду душу. Но когда кажущийся равнодушным герой видит, что Жанетта и Фредерик вот-вот будут поглочены неумолимым морским приливом – не выдерживает и бежит за ними, в гибельную стихию. Люсьен закольцовывает постановку, яростно разбрасывая мебель, возвращая в состояние погрома первой сцены – для тех, кто остался, ничего не изменилось. Кроме одного: Люсьен видел любовь, для которой секундное уклонение от объятий – уже измена.
Спектакль «Нас обвенчает прилив…» Костромского камерного драматического театра получился необычайно цельным по художественному, музыкальному оформлению и по сложившемуся гротесково-психологическому стилю игры актёрского ансамбля. Поиск гармонии в болезненных эмоциях героев Ануя давался артистам и режиссёру-постановщику Станиславу Голодницкому через боль и отказ от привычных техник, но муки стоили ощущений после первого же показа – осознания рождения спектакля, рождения ярких, запоминающихся персонажей Виктории Маркиной, Алексея Дегтярёва, Виктора Костицина. От первого впечатления своеобразной эстетикой декораций до ломаных танцев в финале, постановка властно держит эмоции зрителя, благодаря чему спектакль мгновенно стал новой визитной карточкой Камерного театра, каковой некогда была философская сказка «Маленький принц».

Костромской муниципальный камерный драматический театр под руководством Б.И. Голодницкого
Художественный руководитель – заслуженный работник культуры Республики Марий Эл, лауреат государственной премии Республики Марий Эл Борис Исакович Голодницкий.

Камерный драматический театр супруги Ольга и Борис Голодницкие с самого его основания в 1998 году выстраивали на эстетической платформе романтического направления.
Первой постановкой и декларацией художественного кредо театра стала философская сказка по мотивам повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький Принц». Тогда за исполнение роли Принца их одиннадцатилетний сын Станислав получил Гран-При за лучшую мужскую роль Международного театрального фестиваля в финском Тампере.
Театр камерный. Это означает, что зрители здесь чувствуют оголённый нерв артиста на сцене, обжигаются его током. Здесь не сфальшивишь, не скажешь свою реплику формально – глядя в глаза врать трудно. Это не тот театр, куда можно «выгулять» новое платье, зайти ради тусовки - нет подходящего антуража, а крохотный зальчик вмещает всего 80 человек. И люди сюда приходят только ради событий на сцене.
В репертуаре театра сегодня пьесы отечественные и зарубежные середины ХХ–начала XXI века, для всех постановок, психологически-бытовых, фарсовых или минималистических, характерен поиск и эксперимент в своём, эстетски-романтическом направлении. 
Ровно год назад, в канун пятнадцатилетнего юбилея коллектива, не стало Ольги Евгеньевны Голодницкой, основателя и главного режиссёра театра, вдохновителя и мудрого советника для каждого, кто с ней работал. Должность главного режиссёра взял на себя режиссёр и актёр Станислав Борисович Голодницкий.

Опубликовано: "Страстной бульвар,10" №3-173/2014


Рецензии