Н. Ф. Фёдоров и его наследие

В этой статье хотелось бы поговорить о великом русском философе-космисте Николае Фёдоровиче Фёдорове, который в своё время говорил, что общество как минимум должно обеспечить работой всех, кто может работать, и дать средства к существованию тем, кто работать не может, и как максимум – всех тех, кто не способен работать, сделать способными работать и обеспечить их работой наряду со всеми прочими членами общества. Почти коммунистическое понимание целей и задач, стоящих перед человечеством! Хотя, сам Н. Ф. Фёдоров почему-то осуждал и социализм, и – тем более – коммунизм. Предполагаю, что, скорее всего, он их просто не понял, в чём прослеживается не столько его вина, сколько его беда. Но, всё это является уже отдельной темой. Не будем её касаться. Во всяком случае, здесь и сейчас.

Интересно было бы отметить, что Н. Ф. Фёдоров восхищался открытием электричества, немало говорил и писал о том, как было бы прекрасно провести электричество в деревни, в дом каждого крестьянина.

Ничуть не меньшее внимание уделял отстаиванию идей о необходимости всеобщего образования и всеобщей воинской обязанности. Но ведь всё это впоследствии осуществили большевики, которых сам Н. Ф. Фёдоров, увы, так и не понял.

Он призывал Россию – тогда ещё царскую! – принять самое активное и непосредственное участие в деле освобождения Индии и Китая от колониального гнёта. Мечтал о международной археологической экспедиции в предгорья Памира, где, по его мнению, обязательно отыскались бы реликвии, имеющие огромное значение для всего человечества, связанные с древнейшей прародиной всех народов, населяющих планету Земля. Мысль, конечно, интересная, хотя – до некоторой степени спорная, поскольку учёные во все времена были и остаются склонными считать прародиной человечества Египет и Ближний Восток.

Н. Ф. Фёдоров считал, что после объединения человечества – а он был твёрдо убеждён, что оно, рано, или поздно, но неизбежно осуществится, - армия всё равно должна остаться, но из организации оборонительной она должна будет трансформироваться в организацию людей, работающих над преобразованием мира и окружающей природы, в которую люди должны всё больше и больше вносить организующие начала, преображая слепые силы разрушительных стихий в силы созидательные, а смертоносные энергии, обращая в живоносные. Восхищался успешно проведёнными в то время в США опытами по вызыванию дождей при помощи взрывчатых веществ. Видел в этом начало преобразования силы оружия в одну из созидательных сил, способных служить во благо людям.

Ещё он неоднократно напоминал о том, что едва ли не самое отвратительное из того, на что способен человек – это знать, но не пытаться претворить свои знания в реальную жизнь. И в этом он был, безусловно, прав, как прав он был и тогда, когда осуждал тех, кто, видя страдания других, не делает ровным счётом ничего, для того, чтобы эти страдания облегчить. Ещё прав он был, несомненно, и в том, что очень большое внимание уделял вопросам экологии, делая это ещё тогда, когда (на рубеже 19го – 20го веков) и слова-то такого, наверное, никто не знал, совершенно справедливо осуждая городскую (фабрично-заводскую и мануфактурную) промышленность за производство ею непростительно большого количества совершенно лишних, совершенно никому и не для чего не нужных вещей, истощающую при том природные ресурсы, кроме того порождая разрушительные по сути потребительские настроения, критикуя также и современную ему науку, служившую исключительно подобного рода промышленности (хотя, применительно к нынешней науке, подобная критика справедлива в гораздо большей мере), противопоставляя означенным тенденциям сельское хозяйство, производящее исключительно насущно необходимые продукты и здоровую, нравственную культуру сельских жителей (которых, впрочем, тоже не идеализировал), сохранивших связь с природой, её понимание и чувствование и связь с могилами предков, в чём, несомненно, проявлялась его удивительная дальновидность.

Н. Ф. Фёдоров (в трудах которого, впрочем, наряду с интересными, оригинальными, дельными, полезными мыслями, содержится и  много спорного), совершенно справедливо считал, что человек, не обладая никакими силами, может подчинить себе вообще все силы окружающего его мира. И здесь тоже есть, как минимум, над чем задуматься.

Конечно, рассуждая о бессмертии, о том, что люди якобы могут (и по твёрдому убеждению самого Н. Ф. Фёдорова, должны) общими усилиями победить смерть и воскресить всех людей, когда бы то ни было живших на планете Земля, для чего следует (опять же, по глубокому разумению самого Н. Ф. Фёдорова) вывести (опять же – общими усилиями всего человечества) науку на совершенно иной уровень, а потом построить фактически рай как на Земле, так и во всей Вселенной, сам Н. Ф. Фёдоров с чисто христианской точки зрения (а он никогда не переставал подчёркивать, что является православным христианином, был убеждён, что в результате общей работы всего человечества на преодоление смерти и «воскрешение отцов» в конечном счёте к принятию Православия придут и мусульмане и иудеи, а со временем – и буддисты, и кришнаиты, и те немногие последователи языческих культов, каковые и сейчас ещё встречаются, то же самое полагал он и относительно западных христиан в лице католиков и протестантов) – а шире: вообще с точки зрения религиозной – по сути дела ломился в открытые ворота. Хотя, наверное, и в открытые ворота иногда нужно ломиться, делая это хотя бы для того, чтобы кто-то другой уверовал в само существование этих ворот. Тем не менее, сам он был настоящим подвижником, удивительным бессребреником. Как пишут биографы Н. Ф. Фёдорова, всё его имущество составляли кое-какая нехитрая одежда и обувь, стол, пишущая машинка и сундук для хранения вещей, который служил ему и кроватью, и спал он сам обычно не более трёх-четырёх часов в сутки, как минимум четыре дня в неделю питаясь исключительно хлебом и чаем, раздавая фактически всю свою зарплату нуждающимся. Сам же он являлся служащим знаменитой в то время Румянцевской библиотеки. В общем, такой был оригинальный, интересный и в чём-то, безусловно, противоречивый человек. Известно, что его подвижничеством и умственными способностями восхищались и Л. Н. Толстой, и Ф. М. Достоевский, не смотря на тот факт, что в некоторых своих трудах он и в их адрес высказывал критику, причём иногда – весьма жёсткую.

В конце концов, что бы там и как бы там ни было, но факт остаётся фактом: всеми нами уважаемый Константин Эдуардович Циолковский, явившийся теоретическим основоположником отечественной и мировой космонавтики, начинал свою деятельность на означенном направлении именно как верный и последовательный ученик Н. Ф. Фёдорова, проникнувшись его идеями победы над смертью с последующим воскрешением (каковое по глубочайшему разумению Н. Ф. Фёдорова должны осуществить мы сами, силою науки) всех представителей всех предшествовавших нам поколений людей, когда бы то ни было и где бы то ни было живших, что невозможно без освоения ближнего и дальнего космоса, занялся именно теми научными изысканиями, благодаря которым и вошёл в историю. Таким образом, смело можно сказать одно: как бы не относиться к Н. Ф. Фёдорову и к его идеям, но не было бы его, не было бы, скорее всего, и К. Э. Циолковского, который наряду с В. И. Вернадским и С. П. Королёвым, чтил Н. Ф. Фёдорова как предшественника и предсказателя своих открытий.

В заключение отметим, что жизненные пути Н. Ф. Фёдорова и К. Э. Циолковского окончательно разошлись исключительно на политической почве. Это произошло с появлением народовольцев. Дело в том, что Н. Ф. Фёдоров, искренне полагавший, что всех необходимых по его разумению изменений и преобразований в стране и в общепланетарном масштабе надлежит добиваться исключительно проповедью и методом убеждений, пришёл в неописуемый ужас от деятельности народовольцев, в то время как К. Э Циолковский от той же самой их деятельности был в нескрываемом восторге.

2015-01-21


Рецензии