Еще одна жизнь

Ещё одна жизнь

Здравствуйте. Меня зовут Евгения. Мне сорок пять лет. Недавно я узнала о том, что моя подруга Ира разместила в Сети историю сновидений о преподавательнице общей психологии Земсковой Юлии Анатольевне. Спустя некоторое время там же я случайно наткнулась на дневник этой женщины. Ситуация стала казаться яснее.
Привязанность для Иры – своеобразный источник важного опыта. В процессе умеренно близкого общения с конкретными людьми она учится вести себя, думать и чувствовать не так, как привыкла, а так, как нужно, порой даже необходимо.
Еще год назад объектом привязанности этой девочки была я. Второй раз в ее жизни. Первый раз мы решили больше никогда не обсуждать, потому что тогда все закончилось для Иры психологической травмой и возникновением психосоматических реакций, вследствие чего она провела в больнице три недели до начала студенческой жизни. Откуда я знаю Иру? Работала в школе, где она училась, заместителем директора по обеспечению безопасности и вела уроки ОБЖ. Ученики меня очень любили. Ира тоже. Она даже посвятила мне стихи. После выписки из больницы девочка звонила мне почти каждый день, писала сообщения в социальных сетях. Я всегда отвечала, не жалея своего времени. Переписка продолжалась часами. Полгода назад я уволилась из школы из-за низкой зарплаты. Ввиду большого объема работы на новом месте мое свободное время сильно ограничилось, и я стала реже общаться с Ирой. Она подумала, что я устала от нее и перестала мне звонить. А потом я нашла историю о ее снах, и мне стало тревожно за ее состояние. Содержание дневника Юлии Анатольевны подтвердило, что ситуация достаточно серьезная, там описывалось то, что Ира предпочла скрыть. Я решила восстановить периодичность общения, хотя бы переписки в социальных сетях, так как разговаривать по телефону часто не хватает сил.

* * *
Ира осознаёт свои ошибки и хочет вернуться в прошлое, на пару месяцев назад, а может быть, и дальше. Не придаёт значения опыту последних событий. Точнее, не она, а ее душа, у которой есть ещё одна, параллельная жизнь.
Не думайте, что я сумасшедшая. Это не так. Просто не всегда мы делаем или говорим что-то от чистого сердца, осознанно. Я хорошо это понимаю.
Юлия Анатольевна потихоньку приходит в себя после всего произошедшего. Вот так бывает: возишься с человеком, терпишь его в течение целого семестра, года или даже дольше... и только предпринимаешь попытку прекратить общение – вот тебе манипуляция, "получи, фашист, гранату!"; старательно преподаешь студентам психологию общения, воздействия... и вдруг понимаешь, что сама знаешь далеко не всё – и это значит, что у твоих студентов в будущем могут возникнуть различные проблемы... из-за тебя, изначально.
Бедняжка подошла к совершенно неожиданному повороту событий и теперь не знает, что делать: никогда не сталкивалась с привязанностью со стороны студентов.
"Ну, прости же ты ее наконец! Не видишь, что ребенок не в себе?! Да-да, сложный период!". Если бы я была лично и очно знакома с ней, и не так сказала бы ей...
Ира пишет стихи, в которых теперь умещается огромный объем пустоты и усталости. Один приятель сказал, что она превратилась в "ледяной камушек", не способный ни плакать, ни улыбаться. Она ответила, что просто научилась быть сдержанной. И научила её этому Снежная Королева – Земскова Юлия Анатольевна. Ира – как заколдованная Герда, которую Кай не торопится найти и спасти.
О'кей, я соврала. Кай нашел ее, еще в начале учебного года. В реальности его зовут Рома, он студент лечебного факультета. Влюбился в Иру с первого взгляда. На первом свидании подарил ей семь алых роз. Считает, что в ней всё идеально. Однажды он случайно встретился с Юлией Анатольевной... Что-то заворожило его...
А тем временем душа девочки почти превратилась в лёд.

* * *
Говорят, что цветы, подаренные от чистого сердца, долго не вянут. Эти розы простояли в вазе около месяца, а потом стали увядать по два цветка в неделю, как будто влюблённые умирают вместе... Последний, седьмой цветок держался довольно стойко, терпеливо перенося холод в квартире и напряжённый взгляд Иры, полный смешанных чувств.
Встретив Рому, она поставила себя на место Юлии Анатольевны...
Это "чудесное" состояние ступора, когда ты сталкиваешься с искренней привязанностью с чьей-либо стороны и, почему-то ожидая какого-то подвоха, не знаешь, что делать. Ира не хочет причинять Роме боль, пытается научить его радоваться жизни. Но при этом ей самой плохо. Вот так бывает: человек ждёт от тебя того, что ты не можешь ему дать - и ты вынуждена обманывать себя и его, чтобы избежать горьких последствий. Потому что уже однажды он пытался покончить с собой... Ира чувствует, что не в состоянии нести ответственность за свою жизнь, не то, что за чужую. Ей страшно.

* * *
"Скажи, как мне жить, если нет стимула,
И как творить, если муза покинула,
Как сердцу петь, если вновь обессилено?
Скажи, как мне жить, если нет стимула?" - этот отрывок из припева известной песни достаточно точно описывает состояние моей подруги в последнее время. Конец ноября. Учиться тяжело. Друг за другом следуют зачёты... Мы общаемся только онлайн, на звонки и встречи у меня катастрофически не хватает времени и сил... Ира думает, что совсем не нужна мне. Глупая.
Год назад она страшно удивлялась моей способности успокоить почти любого нытика за десять минут. Иногда она сама нытик. Много вопросов и поводов для серьезных разговоров.
Даже у Ириной мамы не хватает терпения.
Недавно девочка прислала мне сообщение: "Со мной что-то не так. Я сама себя стыжусь... Однако есть положительный момент: я не обижаюсь на тех, кто не хочет со мной разговаривать. Я не подруга и не родственница, чтобы мне уделяли так много внимания и времени". Затем ещё одно: "Я смотрю на Юлию Анатольевну, слушаю истории из её жизни и практики и радуюсь тому, что она любит своих дочерей так, что не растрачивает своё тепло на чужих детей – студентов, и при этом старается никому не навредить".
Я поняла, что наши своеобразные отношения вызывают у нее беспричинные угрызения совести.
Помогаю ей успокоиться. Привязанность потеряла выраженность. Ира объяснила это тем, что я ее не осуждаю и не сопротивляюсь.

* * *
В отношениях хотя бы один из двух должен быть адекватным, взрослым. В отношениях с Ромой Ира взяла эту роль на себя, пытается казаться сильнее, чем есть на самом деле. Зачем?
Никто не знает. Даже она сама. Тупик.
Недавно ей снова приснилась Юлия Анатольевна. Будто она пришла утром к Ире домой... и не одна: с деканом факультета, Мироновой Валентиной Анатольевной и преподавательницей с той же кафедры, Маколиной Людмилой Сергеевной. Девчонка и её одногруппницы мирно спали на полу после пьяной вечеринки. Женщины ходили между спящими и выбирали среди них кандидаток на отчисление... Вдруг Юлия Анатольевна подошла к постели Иры и поинтересовалась у Валентины Анатольевны: "А что со Смирновой будем делать?" - на что та ответила: "Оставьте все ребёнка в покое!" - и они с Людмилой Сергеевной ушли. Юлия Анатольевна осталась в этом "сонном царстве", села возле Иры, закрыла лицо руками и заплакала... А Ира в это время не спала. Она всё видела в щель из-под одеяла. Всё слышала. Вдруг... нащупала под собой складной нож, открыла его, поднялась, посмотрела на преподавательницу ... "Вы очень храбрая, если сидите спиной ко мне!.." - пронеслось у девочки в мыслях... и она проснулась. Весь следующий день ей было не по себе, она плакала. А потом бледнела на занятиях при виде Юлии Анатольевны. И царапала пальцы в кровь. Тем временем в коридоре ее ждал Рома. Он ничего не знал.

* * *
Незадолго до получения зачета девчонку прорвало как водопровод. Ира рассказала Роме все-все. Он понял.
- Я с тобой, что бы ты ни сделала. Будь такой, какой хочешь. Только береги себя.
Она и маме рассказала. Та отреагировала относительно спокойно, а позже спросила:
- А Валентина Анатольевна в курсе твоих проделок?
Нет, не в курсе. Зачем ей это знать?
Стихи не пишутся. Самое большое удовольствие – сон, без сновидений. Хватит с души таких невероятных приключений!
Ира по-прежнему переживает из-за этого конфликта, но поговорить с Юлией Анатольевной нет возможностей. Часто перечитывает ее дневник. Каждое утро вспоминает ее поведение, интонацию голоса и взгляд и примеряет все это на себя, совмещая с имеющимися знаниями и собственной индивидуальностью... Дикая смесь... Но заметно, что она старается работать над собой. В течение дня срывается по несколько раз, но окончательно не сдается.
Особенно эти старания ценит Рома.
Ира предложила ему остаться друзьями. Он согласился. Я не знала, в чем дело, но через несколько дней нашла в социальных сетях ее фотографии с другим парнем. Написала ей по этому поводу. Она ответила, что его зовут Егор, он ее однофамилец, инженер, и ему двадцать пять лет. Рыжие волосы, зеленые глаза и морщины вокруг, как лучи от солнца... В общем, девчонка влюбилась.

* * *
Розовые крылья несли Иру недолго, рассыпались за неделю до экзамена. Она стала стремительно падать вниз, но вдруг появилась невидимая сила, которая помешала ей разбиться. Это было кратковременное действие мотива достижения успеха: как при клинической смерти – время, которое осталось на спасение, нельзя тратить впустую.
Неделя зубрежки. Шпаргалки. Бессонная ночь перед экзаменом. На следующий день Ира не помнила, как вытянула билет. Сидела, сосредоточенно писала ответы. И вдруг к ней подошла Юлия Анатольевна.
- Ира, идите отвечать.
Девочка вздрогнула.
- Как? Уже? Кому?
- Людмиле Сергеевне.
- Можно мне еще минуту посидеть, чтобы морально настроиться?
Преподавательница не слышала Иру, взяла ее за руку и вытащила из-за парты.
- Не бойтесь, верьте в себя, - она слегка сжала запястье девочки.
Что было дальше, Ира не стала рассказывать подробно. Сдала на «отл.», Людмила Сергеевна была очень добрая. Все остальное не имеет значения.

* * *
- Здравствуйте, Евгения Николаевна!
- Здравствуй, Ирочка!
- Наконец-то я до Вас дозвонилась!
- Ага. Я только что с работы пришла. Могу говорить только пять минут.
- Мне хватит.
- Ты хочешь что-то рассказать мне?
- Нет. Я обо всем уже писала в сообщениях.
- Тогда зачем звонишь?
- Просто... соскучилась по Вам и Вашему голосу.
- Мне очень приятно это слышать.
- А мне – говорить.
- У тебя точно все хорошо?
- Да.
- Больше нет желания исправить прошлое?
- Зачем?
- Значит, все-таки приняла опыт!
- Да.
- Умница!
- Стараюсь.
- Кстати... что там у тебя с Егором?
- Ничего. У него завал на работе.
- Пройдет.
- Ну, да...
Разговор затянулся более чем на пять минут, но я не замечала этого. Я слушала Иру и чувствовала, что на другом конце провода находится достаточно взрослая, искренняя и понимающая девушка. Она очень изменилась за последние полгода, учась на своих ошибках. Я верю, что у нее все будет хорошо.


Рецензии
Интересная история.Мне понравилась

Мисеро Вита   21.01.2015 22:15     Заявить о нарушении