На работе мы проводим. Эпизод 1-й

Если ехать по федеральной трассе Владимир – Москва, то в городе Лакинске, с правой стороны за бетонным забором можно    прочесть  фразу, написанную  на  красном полотнище: « Мы проводим  на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться…». Чему нужно  научиться и что делать нам на работе, чтобы она  была  лучшим временем в жизни человека – загадка. Окончание лозунга о работе скрывал бетонный забор. Я столько раз проезжал мимо этого места, что эта  фраза «о работе», похоже, навсегда врезалась в мою память.   Воображение подсказывало мне разные варианты. Чего только там не было!  Но вот остановиться  на минутку, подойти к забору и  прочесть лозунг до конца, как-то всё не приходило в голову. Может, потому что это было бы  слишком просто, а может и по иным причинам.  Воистину, мы ленивы и не любопытны. Интерес же к ситуации подогревался ещё и  тем, что за забором находились корпуса знаменитого тогда… Лакинского  пивоваренного завода. Это я знал точно. И тем интереснее были варианты, которые подсказывала мне разгулявшаяся фантазия.
Однажды  я поведал об этой таинственной надписи своему начальнику.   Каково же было моё удивление, когда он не только закончил мысль, изложенную на плакате, но и рассказал мне об  её авторе. И я по-настоящему удивился, когда узнал, что автором сего высказывания был не  Ф.Энгельс, и не К. Маркс, и даже не В.И. Ленин, а скромный по своим революционным заслугам человек: основатель и руководитель  Центрального института труда,  Алексей Капитонович Гастев. Вот это высказывание целиком: « Мы проводим на работе  лучшую часть своей жизни. Нужно научиться так  работать, чтобы работа была легка и чтобы она была жизненной постоянной школой».
 Просто и без всякого пафоса. Он вообще был очень интересный человек, Алексей Капитонович Гастев. Между прочим, с Генри Фордом переписывался. В 1938 году его расстреляли. А чтобы завершить свой рассказ об этом человеке приведу выдержки из его памятки «Как надо работать», вывешенной, между прочим, в приемной Совнаркома.

Памятка:
 Как надо работать:
… Сначала продумай всю работу досконально.
…  Наблюдай за своей установкой, по возможности садись; если стоишь, то ноги расставляй, чтобы была экономная опора. … Не берись за работу круто, входи в работу исподволь. … Если надо сильно приналечь, то сначала приладься, испробуй на полсилу, а потом уже берись вовсю. Не работай до полной усталости. Делай равномерные отдыхи.
… Работай ровно, работа приступами, сгоряча портит и работу, и твой характер.   
… Если работа не идет, не волнуйся: надо сделать перерыв, успокоиться и снова за работу.
… Полезно в случае неудачи работу прервать, навести порядок, прибрать рабочее место, облюбовать его и снова за работу.
… В случае полной неудачи — легче смотри на дело, попробуй сдержать себя и снова начать работу.
…Кончил работу  -  прибери все до последнего гвоздя, а рабочее место вычисти.
Говорят, что воинские Уставы пишутся кровью. Не хочу сравнивать, но вот за всё вышесказанное с удовольствием подпишусь и сегодня. Более того, начиная свою трудовую деятельность, я тоже пытался как-то определить и сформулировать ключевые правила поведения на работе. Конечно же, мою памятку никто не вывешивал, даже в порядке стёба, но вместе с тем что-то такое характерное для нашего труда в эпоху развитого социализма  было в этих  моих обобщениях.
Правило 1-е. Основополагающее:
Будущую профессию выбирай, исходя из того где ты принесёшь Родине, заводу, цеху, участку…. наименьший вред.
Правило 2-е:
В начале рабочего дня, смены аккуратно оборудуй место для перекура. Не отдыхай,  где попало.
Правило 3-е:
В любой запутанной ситуации самое простое решение будет самым верным.
Правило 4-е:
«Магический треугольник». Не вытаскивай без нужды проблему наверх. Решай все вопросы напрямую с непосредственным исполнителем. Вытащив проблему наверх, только получишь очередной  «втык» от начальства и снова вернешься к  тому же исполнителю.
Правило 5-е:
Аналогичное по своей сути правилу № 4,  с небольшим дополнением. Если действительно хочешь продвинуть какое-то решение, разрешить конфликтную ситуацию работай исключительно с теми, кто реально решает все вопросы на производстве: кладовщиком, наладчиком, мастером, в крайнем случае, начальником цеха. Все остальные фигуры существуют лишь для того чтобы озвучить действия нижеприведенных работников.
Правило 6-е:
Если хочешь что-то сделать, делай всё сам. Если хочешь завалить, затормозить или утопить что-то, пиши служебные записки.
И за каждым приведенным здесь правилом у меня есть своя, занимательная история.
Эпизод 1-ый.
Это случилось в те годы, когда партия решила, что все беды в нашей стране проистекают от отсутствия грубых и сочных кормов в животноводстве.  Сказано – сделано  и  4 апреля 1983 года грянуло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров, поставившее перед советским народом очередную историческую задачу:   завершить   переход сельского хозяйства от серпа и косы к современным  машинам и агрегатам. Я в это время работал на самом переднем крае этой знаменательной битвы, а именно: курировал поставку комплектующих изделий, необходимых для сборки плющильного аппарата. Эта  машина, должна была  превратить обыкновенную свежескошенную траву в замечательный   питательный  корм  для крупного и прочего рогатого скота.
«Главным тормозом» технического перевооружения сельского хозяйства  для меня в те дни был Ярославский моторный завод, или «Ярмоторный», как   именовался он  в официальных  бумагах. Надо сказать, что бюрократическая переписка только  на первый взгляд выглядит скучной и неинтересной. Для творческого человека и здесь есть, где развернуться.
И меня понесло….  Свои ежедневные доклады в Минавтопром я начинал примерно так: « Начальнику  Оперативного отдела ГПУ тчк Довожу  Вашего сведения…» », а заканчивал  призывами к незамедлительным действиям: «Избежание срыва Государственного задания обеспечению кормопроизводства передовой техникой прошу срочных и действенных мер обеспечению тчк». /Примечание: Здесь следует пояснить, что аббревиатура ГПУ никакого отношения к всесильному ведомству не имела, а расшифровывалась как «Главное Производственное Управление». Но какова всё же была магия этих трех букв! Бумагу прожигала!/   Адресатами моих обращений былив ту пору  министры, секретари парткомов и горкомов КПСС, председатели Комитетов народного контроля и… даже прокуроры городов, где  находились заводы- поставщики.  В позднеперестроичные годы, признаюсь честно, набил руку и писал по трафаретам. Особенно часто приходилось доставать следующее: « Избежание срыва государственного задания зпт роспуска многотысячного коллектива…», ну и там уже по обстоятельствам. И подписывали  мои телеграммы  тоже не самые последние люди. Так я подключил к переписке  нашего Первого секретаря Горкома партии. На бюрократическом сленге « Секретаря  Горкомпарта».  Вы думаете,   просто  зашел, подмахнул и вышел. Нет. Сначала согласовал  черновик, потом подготовил чистовой вариант и подписал его у Генерального директора завода и секретаря парторганизации, и только потом доставил сей документ  в приёмную  к  Первому. Ну, а там как карта ляжет. Подпишет – не подпишет! Зато вечером на совещании, докладывая о принятых мерах,  приводил  самый убийственный аргумент: « Подключил к работе Первого секретаря горкома партии». Вот так примерно, мы и развлекались. Именно тогда широкое распространение в народе получил анекдот на тему «Что такое перестройка»? Правильный ответ: «Перестройка, товарищи, это как тайга. Вверху шумит, а  внизу – тишина».
Однако, сказки сказками, но работать тоже было надо. От выполнения плана производства напрямую зависела  премия. А у меня она была немаленькой. И потому приходилось откладывать перо, и… хотел сказать «брать ружьё», но, нет, до этого, слава Богу, не доходило. Просто садился в машину и ехал на заводы, к поставщикам. Так я и добрался до участка, где изготавливались эти  самы зубчатые диски для плющильного аппарата. Нашел мастера участка, познакомился, покурили. Спрашиваю:
-Толя,  а в чем дело? Почему нет дисков? Может быть  заготовок нет,  инструмента? Или руды не накопали?
-Да всё есть. И  даже  станки налажены.
-Почему же тогда не делаешь?
-Понимаешь, у меня на этом участке всего два токаря. Так вот, один на все лето уехал в колхоз  коровник строить. А второй работничек недавно гулял на свадьбе и сломал себе руку. А на остальных участках у меня лишних людей нет. И продукция там посерьёзней  будет. Сам понимаешь.
-Понимаю. Слушай, а если токарь наш будет? Как думаешь, сможет?
-Да там станок обыкновенный, и  на нем уже инструмент налажен. Только включай и нарезай.
-Хорошо, я попробую помочь тебе с токарем.
  Я пулей лечу на почту. Да, товарищи, междугородняя связь  в те времена  была только там. И то, по срочному тарифу в течение часа давали. Звоню на завод. Через четыре часа встречаю токаря, за полчаса он оформляется на работу, а еще через три часа я увожу первую партию готовых дисков.
Полученный урок  запомнил на всю жизнь. И с тех пор, разбирая самые запутанные производственные ситуации, искал,  прежде всего,  либо токаря, уехавшего в колхоз, либо слесаря, сломавшего руку. И, как правило, находил.


Рецензии