Надо ли говорить правду?

Дедушка и бабушка помирились с мамой. Дедушка приходил к нам домой, просил маму вернуться, потому что бабушка очень скучает по нам. Понятно, без нас, конечно, скучно. И ещё он принёс большой- большой кусок сала. Мама сначала не хотела брать, а потом папа её уговорил, и она взяла и поблагодарила дедушку. Дедушка был очень рад, даже прослезился. Папа тоже рад, он, оказывается, потихоньку ходил к дедушке и бабушке в гости. За что мама назвала его предателем. Но жить  в дедушкин дом мама не вернулась, ведь ещё один поросёнок подрастал  и неизвестно, какие из-за него ссоры могут выйти. Дедушка пригласил нас в гости. У них опять праздник, приехала тётя Люба с дядей Ваней и Вовочкой.  Тётя Люба крашеная блондинка, красиво одетая, модная, городская. Разговаривает медленно, важно и всё время говорит что-то умное. А дядя Ваня красивый, похож на цыгана, такой чёрный и смуглый, а белки глаз у него красные. Он офицер, очень важный.
 Вовочка- средний, похож и на тётю Любу, и на дядю Ваню. Он высокий и худой, мне он кажется очень взрослым и умным. Он дружит с Мишкой, они целыми днями играют в футбол напротив дедушкиного дома. Мы с Серёжкой тоже напрашиваемся с ними играть, потому что нам хочется быть рядом со старшими братьями. Нас ставят в ворота, мы ловим мячи. У меня сначала хорошо получается брать мячи, меня даже хвалят, а потом  я получаю сильный удар мячом в голову и падаю в обморок. Бил по мячу  Вовочка. Мама увидела всё это в окно и выбежала, чтобы меня забрать. Я очнулась у неё на  руках, уже в доме. Мама ругала Вовочку:
- Это что за игры такие, это надо было додуматься,  маленькую девочку на ворота ставить! 
- Вы  скандалистка, - холодно и с достоинством ответил Вовочка.- Я не желаю больше с вами разговаривать.
Мама не осталась в долгу и назвала Вовочку запретным словом. Я полностью была с ней согласна, потому что это- моя мама и она всегда права. Я была удивлена, что Вовочке не попало  от тёти Любы, она вообще проигнорировала мамину жалобу. А вот мне всегда попадало, если я невежливо разговаривала со взрослыми. Так закончилась моя карьера вратаря.  После того случая я  сидела с соседскими девочками, которые всё время вышивали, такое у них было летнее задание по труду, а на братьев только смотрела издалека. А вот Серёжка стал хорошим футболистом, даже прозвище получил - Пеле. Но об этом позже.
 Накрывают деревянный стол во дворе, много гостей приходит: родственники, соседи, друзья.  Все друг с другом целуются, дедушка очень любит целоваться, он даже выходит на улицу к соседнему дому, чтобы всех гостей встретить и расцеловать. Все рассаживаются  на скамейки. Дедушка и бабушка в центре. На столе традиционные блюда: тарелки с картофельным пюре, по краям обложенные котлетами, варёная курица или холодец, селёдка, салаты простые: огурцы да помидоры, капуста квашенная, яблоки мочёные- всё своё с огорода и из сада и необыкновенно вкусное.  Подают бабушкины пироги или блины. Все хвалят. Иногда тётя Лида приносит торт   «наполеон». Он очень простой: пекутся блины и прослаиваются покупным заварным кремом, а сверху посыпается шоколадными конфетами, натёртыми на тёрке.
   Все смеются, рассказывают что-то весёлое, шутят. Как я люблю эти  родственные застолья! Как не хватало мне их  всю жизнь, полную одиночества. Как часто я вспоминала бабушкины пироги и жалела, что  ничему не научилась  у неё…
Мы с Серёжкой во дворе играем, никого не трогаем. Подходят Мишка с Вовочкой.
-Давайте играть в Фиделя  Кастро и его брата Рауля.
Нам всё равно в кого и во что, лишь бы со старшими братьями.
Братья велят закрыть их в сарае, будто они в тюрьме, и стоять на страже у дверей, так как мы с Серёжкой- американские солдаты. Мы долго стоит навытяжку с палками в руках. А потом нам это надоедает, и мы начинаем играть в свою игру возле сарая. Наверное, через час я решаю, что надо бы проверить своих заключённых. Мы открываем дверь, но в сарае никого нет. Только в крыше большая дыра, через которую светит солнце. И  тут я понимаю, что это за стук  раздражал нас, когда мы стояли на страже. Дедушка потом до темноты ремонтировал крышу и ворчал:
- Вот проказники.
 Но никого не наказал, это же Вовочка придумал, а он  и так редко приезжает в гости. 
 С Серёжкой всегда в какую-нибудь историю попадёшь, всегда меня во что-нибудь втянет. В зале накрывают стол, придут важные гости, тётин Лидин сосед, Жемчужников, третий секретарь райкома партии. А Серёжка незаметно залезает под стол и меня за собой тянет. Скатерть длинная, до пола, и нас никто не замечает. Мы сидим и всё слышим.
- А где дети?- спрашивает мама.
- Да, наверное, на улице, пусть побегают. Покормим потом  на кухне,- отвечает тётя Лида.
Но вот стол накрыт, все усаживаются за него. Первый тост достаётся почётному гостю. Пока  маленький и толстенький  секретарь Жемчужников  что-то говорит, Серёжка  тихо отодвигает его стул. Жемчужников  вместо того, чтобы сесть, с бокалом падает на пол.  Мы прыскаем, но никто  больше не смеётся, за столом гробовая тишина.  Наконец дядя Сёма наклоняется к нам и за ухо вытаскивает Серёжку из-под стола, брат вопит от боли. Мне тоже уже не смешно. Нам обоим попадает, остаток вечера мы проводим в углу.  Правда, Серёжка тут же подлизывается к маме и просит у неё прощения. Тётя Лида его сразу же прощает. Но он всё равно крутится возле моего угла, играть-то больше не с кем. Я  прощения не прошу, стою упрямо и жду, что мама меня сама простит, я же не виновата, в любом случае, она же  не  знает, что это я  не остановила Серёжкину шалость. Но мама, кажется, забыла обо мне. Меня все уговаривают попросить прощения, но я упираюсь. Так мы с мамой выдерживаем характеры. Когда она меня всё же прощает, я от какого-то злобного чувства рассказываю Марии Фёдоровне, жене Жемчужникова, как  мои родители её зовут за глаза. Она  очень высокая, намного выше своего мужа, и толстая. И мои родители зовут её « Мари Фари», по имени  аргентинского футболиста, который  на голову выше  других игроков. Но месть не удаётся, Мария Фёдоровна вовсе не сердится на моих родителей и не ругает их, а  смеётся и говорит:
- А они у тебя с юмором.
И тут же все рассказывает гостям. Они смеются, но по маминым сердитым глазам я понимаю, что дома меня ждет расправа. Мне становится стыдно, я понимаю, как некрасиво  поступила, но  со своим языком справиться уже не могу. 
    Бабушка всё время сердится  на другую Серёжкину бабушку, маму дяди Сёмы, Цилю. Она совсем старенькая, намного старше бабушки. Всё-то она делает не так, не по-бабушкиному.
- С ентими жидами сам жидом станешь,- ворчит бабушка. Мне  становится интересно, что же это такое « жид», и я спрашиваю об этом у дяди Сёмы, как у самого умного, он же  работает в райисполкоме, и папа не раз хвалил его ум. Дядя Сёма  сильно краснеет:
- Леночка, это нехорошее слово. Где ты его слышала, на улице? 
- И на улице,- признаюсь я , вспоминая, как братьев дразнили мальчишки: « Жид, жид, по верёвочке бежит»,- и бабушка говорит
- А что она говорит?»- интересуется дядя Сёма.
- Да что с ентими жидами сам жидом станешь,- повторяю я.- А кто такие эти жиды?
Дядя  Сёма не успевает мне объяснить, мама  хватает меня за шкирку, затаскивает в другую комнату и яростно говорит, глядя в глаза:
- Если я ещё  от тебя хоть раз услышу это слово, сразу убью! Поняла?
 Я выстаиваю положенное мне в углу,  выслушивая ворчание мамы, что меня нельзя из-за моего языка никуда с собой брать. Бабушка быстро собирается и уходит домой. Мне кажется, что она  то потихоньку смеётся, то чем-то сильно смущена. И наконец-то понимаю, что жид – это дразнилка такая у дяди Сёмы, бабушки Цили и братьев, и что дразнить их  лучше не надо. А у тёти Лиды другая дразнилка, бабушка о ней часто говорит:
- Лидкя раз ступнеть, два бряхнеть. А у мамы дразнилка  «хохлушка» и « физкультурница», потому что она и правда  хохлушка и учительница физкультуры.  У нас с папой дразнилка – « москали», так мама нас называет. У дедушки дразнилка-   «бактист». Это  потому что в молодости он  был членом баптистской секты, а потом разочаровался и стал комсомольцем. Но  в душе он всегда оставался православным, поэтому и обижался на     «бактиста».
   Продолжение http://www.proza.ru/2015/01/23/144


Рецензии