Кастанеда

     Истинную веру заменят человеческим преданием, предупреждал Иисус Христос. Так оно и происходит, ибо заповеди нам предлагают соблюдать для будущего спасения. А разве для сегодняшнего дня спасение нам не требуется? Христос говорит: завтрашний день позаботится о себе сам. Иными словами, за пределами этого мира возникнут другие проблемы. Конечно, они могут быть связаны с нынешними ошибками, но не обязательно.

     Не только святые, если кто из них еще жив, но и великие спортсмены знают доподлинно, как важно быть целомудренным и чистым перед молитвой, серьезным делом, стартом или началом игры. Есть заменитель, имя которому – допинг, но он крайне ненадежен и чреват ужасными последствиями.

     Спаситель поведал ученикам, что некоторые из них не умрут, но увидят Царство Божие. Как это понимать? Царства Божия до сих пор нет, а все ученики умерли. Но примерно через неделю после того разговора, сообщает евангелист Лука, Наставник из Назарета поднялся с Петром, Иоанном и Иаковом на гору Фавор. Одежды Его стали вдруг белы как снег, лицо озарилось нерукотворным светом, который позднее был назван «фаворским». Вскоре явились из загробного мира законоучитель Моисей и пророк Илия и беседовали с Христом о дальнейших событиях Его земного поприща. Потом ученики оказались внутри облака и услышали некий Голос: «Сей есть Мой Сын возлюбленный, Его слушайте».

     Видение исчезло, и перед учениками вновь стоял прежний Христос. После пережитого безмерного ужаса Иаков, Иоанн и Петр испытали неслыханное блаженство, они обрели покой, который не был им ведом доселе. Всякое чувство страха перед вселенной, перед смертью и необъяснимостью сущего пропало в те минуты. Будущий верховный апостол Петр сказал: «Хорошо нам здесь быть…»

     В эпизоде на горе Фавор изложена суть того, к чему вольно или невольно, осознанно или неосознанно стремится каждый человек. Карлос Кастанеда – писатель, философ, мистик и мистификатор – очень рано осознал, что фаворская идея бессмертна и всегда будет вызывать интерес. Умом ее можно охватить и понять, однако воплотить в жизнь, особенно в нашу неслыханно паразитическую и рафинированную эпоху, большинству недоступно.

     На горе Фавор ощущения были настолько прекрасны, что ученики Христовы забыли, что давно не ели, что их мучит жара и жажда, ибо удовольствия духовные намного выше житейских. В свое время всякий к этому придет. Особенно тот, кто сможет познать Духом, что Царство Божие внутри нас есть.


     Самая правильная дорога в мир духовный – аскетизм, то есть ограничения во всём, к чему привык человек. Силы духовные (подлинные, а не магические) можно обрести только на этом тяжелом пути. Кастанеда курил по пачке в день, изрядно выпивал, употреблял наркотики, имел лишний вес и немало интимных связей. Достигнуть настоящих результатов он не мог. Поэтому свои запредельные таинственные путешествия совершал обычно под воздействием пейота – галлюциногенного кактуса. Но идеи, высказанные им, очень полезны.

     Кастанеда, прежде всего, замечательный писатель. Огромную роль в его книгах играет пейзаж. Изображенный умело, он действует на читателя как высокого качества релаксация. Я бы даже добавил, что, чем больше вы погружаетесь в описание удивительной мексиканской природы, тем больше отдыхает и радуется ваша душа.Обязательный элемент неторопливого рассказа – участие в сценках двух человек, реже трех, совсем редко – большего числа. Разговоры – всегда несуетные, почти лишенные житейских проблем. Умение нагнетать страх и освобождать от него также свойственны таланту Кастанеды.

     Без бенефактора (учителя, проводника в иную реальность) Дона Хуана книги Кастанеды не могли бы существовать. Я лично убежден, что персонаж этот вымышлен, хотя первая их встреча на автобусной станции описана убедительно. Однако не мог же старый индеец штудировать Иммануила Канта? А ведь в интерпретации Дона Хуана Матуса антиномия нагваль – тональ есть не что иное, как кантовская «вещь в себе» по отношению к видимому миру. Вообще же Кастанеда, как и иные мистификаторы, пользуется нашей необразованностью, которая наряду с прогрессом продолжает абсурдно увеличиваться.

     Два основные постулата учения Дона Хуана взяты из христианства, с которого мы начали наши размышления. Однако Карлос Кастанеда при этом использовал хлесткие запоминающиеся слоганы.

     Главнейший постулат для воина (искателя высшей реальности и источника Силы) – борьба с «чувством собственной важности». (Есть легенда, что Карлос, будучи миллионером и знаменитостью, проработал около года на автозаправке продавцом горячих сосисок. И его не раз подбадривали окриком: «Пошевеливайся, макака»). Речь идет, конечно же, о гордыне. Борьба с ней есть основа основ христианского воспитания. Терпение унижений есть путь к смирению, которое убивает в человеке раздражительность и гнев. Это большая радость чувствовать себя абсолютно спокойным в крикливом, суетящемся и негодующем окружении.

     Если присмотреться, то больше всего невзгод нам приносит самолюбие и его составляющие – зависть, сравнение себя с другими, болезненное переживание удач и неудач, уровень нашего имиджа и прочие глупости. Убей мы в себе чувство собственной важности, наши страдания превратились бы тотчас в ничто.

     Вторая главная задача воина, согласно учению Дона Хуана, – стереть собственную историю. Иначе говоря, избегать известности (популярности). Она нас манит, но делает рабами, превращает в неврастеников и пьяниц, наркоманов и сумасшедших. Редко кто из модных людей живет легко и долго. Для большинства из них окружающая действительность постыла и невыносима.

     В Новом завете мы читаем, что Иисус Христос до торжественного входа в Иерусалим избегал всяческой огласки (не всегда получалось), а наипаче прославления. Никто не должен был знать, Кто Он и Кем прислан. Термин «стереть собственную историю» хорошо укладывается во фразу Спасителя: «Взявшись за плуг, не оглядываются назад». Тот, кто забыл о том, что было вчера и ранее, не может думать о славе и мнимых достоинствах, которые мешают человеку испытать радость и полноту бытия – здесь и сейчас.

     Я совершенно не знаком с индейской мифологией и традициями. Но Кастанеда научил меня напрягать солнечное сплетение, чтобы подавить первый страх, изменять точку сборки, чтобы эффективно вписываться в новые взгляды и обстоятельства, по-особому сгибать пальцы рук для быстрой и долгой ходьбы. Правда, превращаться в ворону, чтобы спрятаться от врагов или наблюдать за ними, я не способен и не хочу. Враг у христианина один – сатана. От него не укроешься. С ним надо бороться с помощью Божьей.

     На примере Кастанеды мы лишний раз убеждаемся, что все новое – хорошо забытое старое. И фундаментом духовной жизни все равно до конца времен останется учение Христа. А различные интерпретации его будут снова и снова появляться. Серафим Саровский, который через тяжелейший аскетизм, достиг совершенства, которое выше святости, и умел многое такое, что Дону Хуану и не снилось, говорил, что любая практика, не противоречащая нравственным принципам, принесет плоды, любая система хороша сама по себе. Он даже не брезговал иногда переносить ночью дрова с места на место перед монастырскими стенами, ибо непрерывность занятий есть фундамент духовного возрастания.

21.01.2015


Рецензии
Да, "Учение дона Хуана" и Учение Христа, по сути, одно. Непонятно только, зачем последнему понадобилось воскрешение из мёртвых, Страшный суд и проч., если "Царство Божие внутри нас есть". В этом смысле оно нуждается в некоторой чистке от неадекватных басен, как раз и мешающих достижению прижизненного Царства божия из-за полагания не нечто светлое загробное, сбивающих накал духовных практик. Которые, в общем-то, есть в полном объёме, пусть и запудренные архаичным сленгом. Тут и, совершенно верно, борьба с гордыней и личной историей, и безстрастие, и борьба с внутренним диалогом, как "наущениями дьявола". Христианство кажется местным отражением некоей давней революции в среде магическо-духовных пастырей - дон Хуан описывает её как решительный отказ "новых видящих" от солидного обременительного груза магических практик в пользу наиболее прямого, энергетически безупречного пути - пути воина - к "третьему вниманию" - видимо, искомому "Царству". Третье внимание - физическое преображение человека в особое неорганическое существо, эволюционный скачок, как итог "праведной" жизни, когда Царство внутри нас преобразуется в действительно нечто трансцендентальное. Возможно, с той борьбой и связано резкое неприятие христианством магии. Но с водой выплеснули и ребёнка. В виду отсутствия мистических чудес "здесь и сейчас" глобальная мистическая цель приобретала всё более умозрительный облик, пустота повседневности сделала из неё изрядно захламленную сказочно-морализаторскую легенду. Отсюда действительных героев христианства, типа Серафима Саровского, можно по пальцам сосчитать. Христианство с его местечковой экзотикой, как и буддизм, как и, собственно, североамериканский шаманизм ранних кастанедовских книг, и прочие должны достойно почить в бозе, преобразуясь в современную, общую концепцию человеческого Пути. И наиболее глубокими и научно передовыми мне видятся именно знания новых видящих "мистификатора" Кастанеды.

Андрей Рамодин   28.09.2018 13:27     Заявить о нарушении
В целом Вы высказали много, на мой взгляд, правильных соображений, в том числе и по поводу преднамеренного искажения проповеди Христа. Но не сказано ни слова о нравственности, о моральных критериях не только в обычной жизни, но и в духовных практиках. Где нет морали, там и нет духовности. Может быть, я ошибаюсь?

Михаил Кедровский   28.09.2018 17:52   Заявить о нарушении
Вопрос сложный и, честно сказать, у меня нет на него ясного ответа. Нет, что касается магов Кастанеды, новых видящих, с ними-то всё понятно. Да, они не декларируют нравственность и посмеиваются над "духовностью", переводя всё исключительно на язык энергии, но, тем не менее, двигаются в этом русле. Это и промелькнувшие слова дона Хуана, что-то в духе: "какой смысл в силе, если в ней нет доброты", и осуждение алчного цинизма древних магов, и общий вектор... ну, любви к людям, несмотря на суровость. Да, у них есть понятие "безжалостности" - особого холодного состояния трезвости - но и оно совсем не означает жестокость, а, скорее, именно то состояние "безстрастности" христианства, закономерного следствия духовного преображения. Об этом как-то немного говорят, в общем восприятии всё начинается и заканчивается слезливой сердобольностью, но даже строй духовных песнопений намеренно лишён эмоциональности, как и величественная строгость православных икон не приемлет истерии западных школ. Таким образом и "любовь Христа" в высшем её выражении есть что-то... безличное, этакий предпочтённый выбор. В этом и закавыка - насколько этот выбор сообразен с настроением вселенной, насколько она нравственна сама? Или всё прагматичный холодный расчёт? Добра ли она, и добр ли истинный человек, как её сын? Можно долго говорить на эту тему, приводя массу противоположных примеров, но всё-таки, думается, нравственность заложена в мире, или в человеке, иначе мы бы не принимали её как безусловную истину. Скажем, это черта "людей", в отличии от "нелюдей", всё та же борьба добра и зла, эволюционный - или первозданный выбор в безличной Вселенной. Но - у христиан есть Бог, у магов Дух, суть не меняется. Есть нечто, помогающее нам. Значит, это должно быть в крови и у нас... Или являться примером..

Андрей Рамодин   28.09.2018 20:08   Заявить о нарушении
Я тоже не знаю главных ответов или сомневаюсь в них. В античности добра и блага в нынешнем понимании не было, ценились доблесть, храбрость, справедливость победителя. С ослаблением христианства в цивилизационном смысле стирается грань между добром и злом. Это заметно везде, начиная от фэнтези. Что будет дальше? Или ничего не будет?

Михаил Кедровский   29.09.2018 09:03   Заявить о нарушении
Я знаю одно - человек находится во власти сатаны, или воладаров по дон Хуану, и самая главная задача человечества - освобождение. На данный же момент человек не принадлежит себе полностью и "видение" этого факта вгоняет меня в чёрный пессимизм. Я специально написал видение, а не осознание, потому что обычные размышления затейливо обходят этот факт, концентрируясь на социальных или других обстоятельствах, и это понятно - наша внутренняя речь не есть наша в полном объёме, а всё те же "наущения дьявола", а он о себе лишний раз распространяться не будет. Наущения эти не есть только какие-то отдельные, порочные мысли, а и в целом поток суеты, мелочности, настойчивый собеседник в то время, как вам обчищают карманы. Давно практикуя остановки внутреннего диалога, я убедился в правдивости донхуановских слов и христианских проповедников о его именно враждебности, и тем или иным образом соскакивая с внутренней болтовни, я предельно ясно вижу, ощущаю это мрачное положение. Люди в тот момент видятся никем иными, как зомби, увлечёнными слепыми марионетками. В интернете на этот счёт прямо утверждается, что это и есть тот самый пресловутый подарок Змия, "будете, как боги". В-общем, кто знает, что будет дальше.

Если Вы не читали у Кастанеды о летунах, то в дневнике на моей странице размещена та самая глава о них.

Андрей Рамодин   29.09.2018 14:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.