Кастанеда
Не только святые, если кто из них еще жив, но и великие спортсмены знают доподлинно, как важно быть целомудренным и чистым перед молитвой, серьезным делом, стартом или началом игры. Есть заменитель, имя которому – допинг, но он крайне ненадежен и чреват ужасными последствиями.
Спаситель поведал ученикам, что некоторые из них не умрут, но увидят Царство Божие. Как это понимать? Царства Божия до сих пор нет, а все ученики умерли. Но примерно через неделю после того разговора, сообщает евангелист Лука, Наставник из Назарета поднялся с Петром, Иоанном и Иаковом на гору Фавор. Одежды Его стали вдруг белы как снег, лицо озарилось нерукотворным светом, который позднее был назван «фаворским». Вскоре явились из загробного мира законоучитель Моисей и пророк Илия и беседовали с Христом о дальнейших событиях Его земного поприща. Потом ученики оказались внутри облака и услышали некий Голос: «Сей есть Мой Сын возлюбленный, Его слушайте».
Видение исчезло, и перед учениками вновь стоял прежний Христос. После пережитого безмерного ужаса Иаков, Иоанн и Петр испытали неслыханное блаженство, они обрели покой, который не был им ведом доселе. Всякое чувство страха перед вселенной, перед смертью и необъяснимостью сущего пропало в те минуты. Будущий верховный апостол Петр сказал: «Хорошо нам здесь быть…»
В эпизоде на горе Фавор изложена суть того, к чему вольно или невольно, осознанно или неосознанно стремится каждый человек. Карлос Кастанеда – писатель, философ, мистик и мистификатор – очень рано осознал, что фаворская идея бессмертна и всегда будет вызывать интерес. Умом ее можно охватить и понять, однако воплотить в жизнь, особенно в нашу неслыханно паразитическую и рафинированную эпоху, большинству недоступно.
На горе Фавор ощущения были настолько прекрасны, что ученики Христовы забыли, что давно не ели, что их мучит жара и жажда, ибо удовольствия духовные намного выше житейских. В свое время всякий к этому придет. Особенно тот, кто сможет познать Духом, что Царство Божие внутри нас есть.
Самая правильная дорога в мир духовный – аскетизм, то есть ограничения во всём, к чему привык человек. Силы духовные (подлинные, а не магические) можно обрести только на этом тяжелом пути. Кастанеда курил по пачке в день, изрядно выпивал, употреблял наркотики, имел лишний вес и немало интимных связей. Достигнуть настоящих результатов он не мог. Поэтому свои запредельные таинственные путешествия совершал обычно под воздействием пейота – галлюциногенного кактуса. Но идеи, высказанные им, очень полезны.
Кастанеда, прежде всего, замечательный писатель. Огромную роль в его книгах играет пейзаж. Изображенный умело, он действует на читателя как высокого качества релаксация. Я бы даже добавил, что, чем больше вы погружаетесь в описание удивительной мексиканской природы, тем больше отдыхает и радуется ваша душа.Обязательный элемент неторопливого рассказа – участие в сценках двух человек, реже трех, совсем редко – большего числа. Разговоры – всегда несуетные, почти лишенные житейских проблем. Умение нагнетать страх и освобождать от него также свойственны таланту Кастанеды.
Без бенефактора (учителя, проводника в иную реальность) Дона Хуана книги Кастанеды не могли бы существовать. Я лично убежден, что персонаж этот вымышлен, хотя первая их встреча на автобусной станции описана убедительно. Однако не мог же старый индеец штудировать Иммануила Канта? А ведь в интерпретации Дона Хуана Матуса антиномия нагваль – тональ есть не что иное, как кантовская «вещь в себе» по отношению к видимому миру. Вообще же Кастанеда, как и иные мистификаторы, пользуется нашей необразованностью, которая наряду с прогрессом продолжает абсурдно увеличиваться.
Два основные постулата учения Дона Хуана взяты из христианства, с которого мы начали наши размышления. Однако Карлос Кастанеда при этом использовал хлесткие запоминающиеся слоганы.
Главнейший постулат для воина (искателя высшей реальности и источника Силы) – борьба с «чувством собственной важности». (Есть легенда, что Карлос, будучи миллионером и знаменитостью, проработал около года на автозаправке продавцом горячих сосисок. И его не раз подбадривали окриком: «Пошевеливайся, макака»). Речь идет, конечно же, о гордыне. Борьба с ней есть основа основ христианского воспитания. Терпение унижений есть путь к смирению, которое убивает в человеке раздражительность и гнев. Это большая радость чувствовать себя абсолютно спокойным в крикливом, суетящемся и негодующем окружении.
Если присмотреться, то больше всего невзгод нам приносит самолюбие и его составляющие – зависть, сравнение себя с другими, болезненное переживание удач и неудач, уровень нашего имиджа и прочие глупости. Убей мы в себе чувство собственной важности, наши страдания превратились бы тотчас в ничто.
Вторая главная задача воина, согласно учению Дона Хуана, – стереть собственную историю. Иначе говоря, избегать известности (популярности). Она нас манит, но делает рабами, превращает в неврастеников и пьяниц, наркоманов и сумасшедших. Редко кто из модных людей живет легко и долго. Для большинства из них окружающая действительность постыла и невыносима.
В Новом завете мы читаем, что Иисус Христос до торжественного входа в Иерусалим избегал всяческой огласки (не всегда получалось), а наипаче прославления. Никто не должен был знать, Кто Он и Кем прислан. Термин «стереть собственную историю» хорошо укладывается во фразу Спасителя: «Взявшись за плуг, не оглядываются назад». Тот, кто забыл о том, что было вчера и ранее, не может думать о славе и мнимых достоинствах, которые мешают человеку испытать радость и полноту бытия – здесь и сейчас.
Я совершенно не знаком с индейской мифологией и традициями. Но Кастанеда научил меня напрягать солнечное сплетение, чтобы подавить первый страх, изменять точку сборки, чтобы эффективно вписываться в новые взгляды и обстоятельства, по-особому сгибать пальцы рук для быстрой и долгой ходьбы. Правда, превращаться в ворону, чтобы спрятаться от врагов или наблюдать за ними, я не способен и не хочу. Враг у христианина один – сатана. От него не укроешься. С ним надо бороться с помощью Божьей.
На примере Кастанеды мы лишний раз убеждаемся, что все новое – хорошо забытое старое. И фундаментом духовной жизни все равно до конца времен останется учение Христа. А различные интерпретации его будут снова и снова появляться. Серафим Саровский, который через тяжелейший аскетизм, достиг совершенства, которое выше святости, и умел многое такое, что Дону Хуану и не снилось, говорил, что любая практика, не противоречащая нравственным принципам, принесет плоды, любая система хороша сама по себе. Он даже не брезговал иногда переносить ночью дрова с места на место перед монастырскими стенами, ибо непрерывность занятий есть фундамент духовного возрастания.
21.01.2015
Свидетельство о публикации №215012100003
Андрей Рамодин 28.09.2018 13:27 Заявить о нарушении
Михаил Кедровский 28.09.2018 17:52 Заявить о нарушении
Андрей Рамодин 28.09.2018 20:08 Заявить о нарушении
Михаил Кедровский 29.09.2018 09:03 Заявить о нарушении
Если Вы не читали у Кастанеды о летунах, то в дневнике на моей странице размещена та самая глава о них.
Андрей Рамодин 29.09.2018 14:04 Заявить о нарушении