Завещание Розанова. 8

Мои читатели уже оценили своеобразие Розанова: он пишет так, как говорит, по-житейски, вне литературной гладкости. Его разговорная интонация сразу располагает и вызывает обострённый интерес: а что дальше? а почему он так думает? Розанов - не бог, он мастер в домашнем халате, и самые глубокие неожиданные вещи излагает как бы за чайным столом, по-свойски и без претензий. Но бойтесь этой обманчивой простоты и доступности, она требует  усиленной умственной работы и умения за самыми непритязательными словами  видеть мыслительную глубину.

Перехожу к той части наследия, в которой Розанов действительно сказал новое слово и получил мировое признание. Я имею в виду его философию пола - фундаментальной основы человеческой психики и поведения. Розанов первым стал публично писать и рассуждать о том, что до него стыдливо прятали и замалчивали. О самой интимной, сокровенной стороне личности - её сексуальных переживаниях и влечениях. Он создал именно философию пола, а не физиологию: физиологическое содержание половой жизни  во времена Розанова уже получило достаточно широкое отражение в специальной литературе и стало предметом исследования первых сексологов. Но объяснить, что такое пол, в чём его специфика и значение в человеческом бытии, каковы его проявления и оттенки - это выпало на долю нашего мыслителя.

Розанов был, по-видимому, чрезвычайно сексуальной личностью. Не в смысле половой распущенности и чувственности. Нет, ему просто было дано тонко ощущать и понимать сексуальную природу человека, проникать в неё всем своим существом, а не только сознанием. О сущности пола, его нормах и отклонениях он размышляет всю жизнь и делится с читателями массой удивительных соображений, наблюдений и объяснений. Тут Розанов оказался первопроходцем и до сих пор непревзойдённым аналитиком. При этом его "сексуальные" тексты на редкость выразительны и художественны. Профессиональным исследователям до них так же далеко, как любой прозе - до Библии. Судите сами.

"Известно, - муж ближе женщине, чем отец и мать (т.к. засевает). С мужем у неё "одна душа", а от родителей - "особая", "своя". Ибо есть момент, когда муж и жена - одно существо, одно дыхание, одно желание, один огонь, одна страсть. Но тогда "душа" и есть в "половых органах". Теорема доказана. Чудо, что я открыл в половых органах".Какая смелость, проницательность и - правда! Ведь на самом деле половые органы воспринимаются нами как отдельные живые существа. Мы смотрим на них как на второе "Я" и наделяем душой. А вот утверждение, близкое к истине, но не сама истина: "Ухаживают за красивыми. Женятся на некрасивых. Общая тенденция красивого - к бесплодию. Эстетика не рождает. Поэтому "к тому" (т.е. к совокуплению. И.К.) - красивейшие женщины и не влекут". Возможно, что красота есть компенсация за неспособность рожать, и в жизни так случается часто. Но это не правило.

Современность поражена гомосексуализмом, который известен с библейских времён как "содомский грех".Был грех - стал признанным отклонением и больше не преследуется законом, хотя общественное мнение неоднозначно. А Розанов один из первых понял, что гомосексуализм не всегда является извращением, ибо он заложен в самой структуре человека, идёт из его глубинных позывов: "Содом совершенно понятен: это влечение человека к той части в другом, которая идёт в мужчине от его матери, а в женщине от её отца, т.е. влечение в мужчине к его женственности, а в женщине к её мужественности". Современная наука подтверждает это прозрение.


Рецензии