Глоток из родника

ГЛОТОК ИЗ РОДНИКА
(Из книги «О людях и для людей»)

 Представьте себе жаркий и душный день,когда нещадно палит солнце,а в затерянной  лесной балке из-под земли бьёт родник.И вы от жажды сохнувшим ртом жадно припадаете к его прохладе и с наслаждением глотаете живительную влагу.Вот подобное,без преувеличения,чувство ощутите вы,когда окажитесь на выставке нашего самодеятельного художника Григория Ивановича Ведмеденко.
Этого скромного,и уже немолодого,человека,с приветливым и добрым лицом,очень хорошо все знают и любят в нашем посёлке.И прежде всего, за любовь к творчеству и его умение трудиться,за подаренные людям прекрасные мгновения и радость общения с ним,с его творчеством.Григорий Иванович ветеран труда,кадровый рабочий Косогорского металлургического завода, награждён орденом Трудового Красного Знамени.Это,безусловно,очень высокая трудовая награда даётся она за умение  хорошо трудиться,и не всем,и не каждому,а очень даже достойным людям. И она,эта награда,останется таковой на все времена! А среди его шести медалей есть две особенные,которые ему очень дороги и памятны:это «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны» и «За восстановление предприятий Центра и Юга».Они дороги ему тем,что ими он был награждён еще подростком,когда после окончания заводского ФЗО у нас в посёлке он,совсем мальчишкой,в военные годы пришёл трудиться на наш Косогорский металлургический завод. Хорошо о Григории Ивановиче,и как о рабочем человеке,и как о художнике,как о творческой личности, об его интересной жизни,с волнением рассказал всем собравшимся в помещении поселковой библиотеки, на открывшейся здесь очередной персональной выставке этого талантливого человека,член Союза художников СССР,и тоже наш земляк-косогорец,Евгений Самуилович Дрофин.Вот что он сказал:
«…С Григорием Ивановичем Ведмеденко на Косой Горе мы жили в одном доме,даже в одном подъезде,росли в одном дворе.Замечательным был наш тот дом и двор,одним из самых старых в посёлке.Дом тот и сейчас стоит на том же месте,совсем он почти не изменился.И стоит он в самом центре посёлка,что на улице Октябрьской,под номером 1.Замечательные в нём жили тогда люди! Это было самое удивительное для меня, думаю,что и для него тоже,время нашей молодости.Правда,Григорий Иванович был тогда,как и сейчас тоже,чуть постарше меня,– и тут Евгений Самуилович дружески ему улыбнулся,– но у нас тогда было одно,как и есть сейчас, совместное увлечение – это живопись! А в детстве я очень часто любил смотреть,как рисует Григорий Иванович.Прошло много лет,сейчас он уже на заслуженном отдыхе,но продолжает трудиться на заводе,а в свободное от работы время успевает рисовать.До сих пор, при такой насыщенной трудом жизни,он не потерял своей любви к краскам,к искусству! И это просто удивительно,и это просто замечательно!Ведь рабочая профессия у него не из легких,он же – газо-электросварщик!И вот я сейчас,по истечению стольких лет,порой даже думаю:а я бы смог,после вот такого тяжёлого рабочего дня,когда глаз ещё не отдохнул от электрической дуги,идти в лес или в поле,на реку и писать там этюды? Да ещё делать такие красивые работы! Быть может,от этой красоты,от умения её видеть,он и на рабочем месте трудится,как художник,красиво и искусно?!Поэтому у него и столько различных трудовых наград?!».
О Григории Ивановиче,как о человеке труда и мастере своего дела,много добрых слов сказал на открытии его выставки и председатель профкома завода Борис Семенович Хохлов:
«…Можно долго говорить об этом человеке,сказать о нём можно много добрых слов.И всё они будут правдой! Да и то она не вся будет сказана.Но я скажу только об одной черте его характера – это об его скромности.Какую бы работу он ни выполнял,всегда он её сделает на совесть,но тихо и скромно,не выпячиваясь.И это касается не только электросварки.Вот и сегодня он представил нашему вниманию шестьдесят восемь новых художественных работ!И в каждую из них он вложил свою душу.Но много ли мы знаем о нём,как о художнике? Нет!.. Он достоин,конечно, большего к себе внимания!».
Вглядимся же теперь,вслед за словами председателя профкома,и мы более внимательно в  работы Григория Ивановича,и в каждую из них в отдельности!Будь то осенний или зимний этюд,весенний или летний пейзаж.И мы увидим,что все они всегда насыщены тёплым внутренним светом,добротой и тишиной.Человек отзывчивый и скромный,Григорий Иванович Ведмеденко умеет увидеть красоту окружающего мира как бы изнутри,как бы самую потаённую и интимную его сторону.И в соответствии со складом своего характера,он выбирает потому самые тихие места на окраине нашего посёлка или в тиши яснополянского леса.Но более всего,он любит писать берега нашей Воронки!
Особенно привлекают взгляд его зимние пейзажи.Мы видим покрытые инеем деревья, морозную дымку в глубине полотен и,кажется,что и в воздухе там слышен каждый звук,чувствуется даже самоё лёгкое дуновение ветерка,которому,конечно же,не под силу нарушить покой усыпанных снегом ветвей.Ещё одна любимая тема его живописных полотен:лесные,особенно берёзовые,дали,поляны и опушки.И так чудно умеет художник композиционно построить пейзаж на полотне,что каждая берёзка на опушке леса западает зрителю в самое сердце.Из таких вот летних пейзажей нельзя не назвать мне сегодня работу «На лесной тропе».В самой гуще леса вьется одинокая тропинка,высокие деревья уводят наш взгляд в сумрак леса,где она,эта тропинка,и теряется в его глубине.Красиво,просто чудно!
Да,удивительно спокойны и целебно действуют на души пейзажи Григория Ивановича, но если вглядеться в них ещё более внимательно,то за внешним покоем чувствуется в них внутренний драматизм,который особенно явственно проявляется в изображении  исхода дня или сумерек приближающегося вечера.И потому видимо,трудно оторвать глаз от этих пейзажей,каждый из них по-своему хорош.Но что-то общее объединяет все картины Ведмеденко,то ли это звонкая чистота природы,то ли это чистота души  его самого,прекрасной души,где нет места фальши и равнодушию!Как тот,бьющий из-под земли родник,дарящий нам радость,прохладу и жизнь,Григорий Иванович  талантом живописца избавляет нас от сегодняшней пустоты и усталости в культурной жизни,утоляет нашу жажду в вечном стремлении к красоте.
А Бочаров.
1987.


Рецензии