Кошка и Сфинкс

Бог создал Кошку, чтобы у человека был тигр, которого можно погладить.
Виктор Гюго


-Хотите сказку? - Спросил старик, сидевший в тени большой пальмы в окружении одетых в простые крестьянские одежды мальчишек и девчонок.
-Да, да, очень хотим! - Хором закричала вся ватага.
-Только не балуйтесь и не перебивайте меня. И чтобы не один родитель не пожаловался мне на ваше поведение.
-Да. Мы обещаем, поторопись, дедушка Мухаммед!
-Хорошо, закройте ваши рты от летящего с запада песка и откройте уши.

Сказка начинается.

 Давным-давно, в стране, где посреди пустыни неторопливо и величаво нес к морю свои чистые воды голубой Нил,  жила-была кошка.
В те далёкие времена кошка не связывала свою жизнь с людьми. Как другие жители пустыни, она охотились на более мелких зверьков, и тем добывала себе пищу. Днём, когда палящие лучи солнца заставляли прятаться население пустыни в своих норках и пещерах, кошка отдыхала. Ночью выходила на охоту.

 Время шло своим чередом, ничего не менялось. Охота не была кошке в тягость. Многие поколения её предков были отличными охотниками.  Мать её, огромная серая кошка, похожая на тигра, научила её всему: как надо выслеживать добычу, как преследовать её, как сделать последний прыжок, вцепиться острыми зубами в мягкую  плоть и почувствовать  на языке тёплую сладковатую кровь жертвы.

 Однажды, когда черная как сажа тьма упала на желтые пески пустыни,  кошка отправилась за добычей. Казалось, пустыня ожила, и сухой воздух наполнился звуками: стрекотали кузнечики, противно выли гиены, иногда слышался громкий львиный рык и топот стада антилоп, убегающих от невидимого врага. Кошка шла, не обращая никакого внимания на эту какофонию звуков. Лишь иногда она останавливалась, чтобы оценить обстановку: нет ли какой опасности рядом. В такие моменты тело её напрягалось, готовясь к прыжку, уши слегка оттопыривались, а кончик носа пытался уловить и распознать малейшие шорохи коварной южной ночи.

 Сегодня всё было как всегда. Вдруг раздался громкий скрипучий звук, как  будто камни падали с горы.  На всякий случай кошка прыгнула в сторону и приготовилась к отражению атаки. Но атаки не последовало. В это мгновение луна вышла из-за туч, и мягкий лунный свет осветил  землю. Кошка подняла глаза. Прямо перед ней лежал огромный каменный сфинкс.  Она узнала это чудовище. Не раз, пересекая пустыню, она видела это каменное изваяние. Лицо сфинкса  было непроницаемым. От него веяло тысячелетним холодом  и презрением ко всему живому. Все жители пустыни побаивались этого каменного монстра и старались обходить его стороной.

 Но на этот раз что-то изменилось. Кошке показалось, что лицо сфинкса изменило привычное выражение, хотя может быть это всего-навсего ночные страхи. Ночная охотница побежала дальше, но непонятный шум со стороны сфинкса вновь заставил её остановиться. Обернувшись, она оцепенела. Прямо на неё смотрели огромные  живые глаза, хорошо различимые в лунном свете.

-Кто ты? - Раздался громкий, повелительный голос.
- Я кошка, меня знают все звери в округе.
-Выйди из тени и покажись мне. Кошка отошла в сторону так, чтобы лунный свет падал на неё.
-Теперь я узнаю тебя. Надеюсь, и ты знаешь, кто я? - продолжал голос.
-Да, я узнаю тебя. Ты сторожишь эти огромные кучи камней. Так говорила мне моя мама.
-Это правда. Меня зовут великий Сфинкс. Большие кучи камней, о которых ты упомянула – древние пирамиды. В них покоятся тела великих фараонов, правителей Египта.  Когда-то я бродил в окрестностях Луксора и великих Фив и убивал людей. За это боги покарали меня и превратили в камень. Люди сочиняют множество легенд и сказок обо мне.  Боги наказали меня за мои грехи и превратили меня в камень. Но милосердный бог Амон вступился за меня со словами: «Братья и сёстры, дети мои. Превратить живое существо в камень навечно несправедливо и неразумно. Любое наказание должно быть справедливо, но, даже если грешник заслужил его тысячу раз, должна оставаться капля надежды на покаяние и искупление греха. Эта капля надежды может взрастить зёрна добродетели, чтобы впоследствии из них могли вырасти новые прекрасные деревья, которые своим благоуханием и красотой принесли бы радость и процветание роду человеческому.

 Пусть этот грешник превратится в камень, но пусть раз в тысячу лет лицо его оживает в течение трёх ночей от первой звезды на небесном своде до двенадцатой, так как это число почитает сам бог Амон. На это время я дам ему силу духа и ясность ума, чтобы он мог воспользоваться ими для раскаяния и искупления своих грехов». «Да будет так!»- хором закричали боги, - Слава великому Амону!»

-Теперь ты всё знаешь обо мне, почтенная кошка. Сегодня первая ночь из трёх, данная мне судьбой. Побудь со мной, расскажи мне, что творится в мире - я ведь спал тысячу лет.
-Признаюсь, я никогда не слышала таких длинных и красивых речей. Я - обыкновенная кошка и не знаю, что такое грех и добродетель. Я убиваю, когда голодна, и отдыхаю в тени деревьев и кустов, если чувствую усталость. Я кормлюсь охотой, и все жители пустыни делают то же самое. Когда-нибудь я попаду в лапы ко льву или гиене. Ни мне, ни другим жителям пустыни неизвестно, что такое милосердие, и мы прекрасно обходимся без него.
-Я понимаю тебя, кошка. Каждый идёт путём, предначертанным богами. Но расскажи, как прошел твой день?
-Сегодня, пока нещадно палило солнце, я спала под кустом. С наступлением сумерек я отправилась на охоту. Мне повезло: я выследила  мышь и стала преследовать её. Мышь была слабенькой и неуклюжей. Я уже подумала, что не останусь без вкусного ужина, но…
-Что случилось потом?  - нетерпеливо спросил Сфинкс, после того, как кошка замолчала.
-Но всё получилось не так удачно, как хотелось бы. Хитрая мышь добежала до старенькой кривобокой хижины и спряталась под ней. Я решила подкараулить её и спряталась за небольшим камнем.  Через несколько минут появилось два стражника (очень опасные для кошек люди) и стали неистово стучать кулаками в дверь, так что казалось, хижина рухнет под их ударами. В доме раздался крик ребёнка.
 Дверь открылась, и навстречу стражникам вышел старик и молодая женщина. Не говоря ни слова, один из стражей порядка схватил за грудки старика, второй стал избивать женщину. Старик взмолился:
-Отпустите мою дочку, а заплачу всё сполна!
Но стражники не обращали внимания на крики старика. Наконец старший из них произнёс:
-Хватит кормить нас баснями. Мы придём завтра точно в это же время, и если всё не будет уплачено до последнего Утена, то дочка твоя станет рабыней нашего номарха.

 Один из стражников заметил меня и выстрелил в меня из лука. Какое счастье, что стрела пролетела мимо. Я побежала прочь, а бегать, слава богам, я умею быстро.

-Рад за тебя, кошка, - сказал после минуты молчания Сфинкс. Могу тебе помочь возместить убыток, если и ты поможешь мне.
-Почему бы и нет, если это не займёт много времени, и поможет накормить моих голодных котят.
-Тогда посмотри в сторону, в которую направлен мой взгляд. Видишь одинокую пальму, примерно 400 локтей от того места, где находимся мы?
-Да, я вижу её.
-Отлично. Возле этой пальмы ты увидишь нору большой и жирной крысы, со всем её выводком. Хватит на обед тебе и твоим деткам. Еще в этой же норе ты найдёшь маленькую шкатулку. Её принеси мне.
-Хорошо, - ответила кошка и скрылась в ночи. Через полчаса она вернулась со своей добычей, положила пред Сфинксом шкатулку, поклонилась и сказала:
- Великий Сфинкс, я выполнила твоё поручение.
-И тебе спасибо кошка. Открой шкатулку.
Кошка открыла шкатулку, в ней лежало кольцо.
- Это кольцо из чистого золота. Возьми его и положи в огороде того крестьянина, которого ты видела вчера так, чтобы его невозможно было не заметить. Стражники сказали, что  придут завтра взимать долг с бедняги. Подкрадись к этому времени к дому и послушай, что произойдёт, затем приходи ко мне и расскажи обо всё, что видела и слышала. Согласна?
-Конечно, согласна. Мне интересно поболтать с тобой, тем более ты так добр ко мне и моим маленьким котятам.

 В следующую ночь в назначенное время кошка стояла перед сфинксом.
-Итак, что произошло, когда пришли стражники, милая кошка? Кошка даже задрожала  от удовольствия. Так ласково её ещё никто не называл.
- Сначала было то же самое. Стук в дверь, ругательства и избиение. Но когда крестьянин подал им кольцо, стражники опешили и на время потеряли дар речи. Когда они пришли в себя, снова набросились на беднягу со словами: «У кого ты украл кольцо, негодяй? Говори, а не то умрешь под пытками!»
«Клянусь всеми богами Египта, я не крал ничего! Кольцо я нашел, когда пошел копать свой огород». Стражники переглянулись, отпустили старика и отошли в сторону.

- Может быть, старик не врёт, – рассудил старший из стражников. Мало ли кладов таится в земле Египта. Мало пользы будет нам, если мы отдадим кольцо номарху в качестве платы за налог. Оно стоит во много раз больше. Лучше продадим его сами торговцам, а часть вырученных денег отдадим номарху как собранную дань. Кстати, покопаться в этом огородике нам тоже не помешает.
Затем стражники повернулись к крестьянину и сказали ему:
-Мы принимаем твою плату, но не вздумай болтать о своей находке, одно лишнее слово - и ты умрёшь. Впрочем, может быть, ты прячешь несметные сокровища от нашего Фараона на своём паршивом огородишке.  Мы должны как стражи порядка выяснить это. Неси сюда свои лопаты и кирки. Да поживее!

 Стражники тщательно вскопали огород, но ничего не нашли. Злые и усталые они бросили лопаты и отправились восвояси.
Как только стражники ушли, из хижины выбежала молодая женщина и бросилась к отцу:
-Отец, всё обошлось?
-Да, дочка. Они ещё вскопали огород. Я бы сам за три дня не управился с этим. Но что с того. Я посажу завтра наши семена. Но стоит великая сушь. Все равно урожай погибнет.

-Кто знает, кто знает,- прервал кошку Сфинкс. Наша судьба в руках бога Амона, а он милосерд. Завтра мой последний день. Моё лицо окаменеет и оживет только через тысячу лет. Прощай, кошка, наверное, я уже надоел тебе со своими поручениями.
-Нет, великий Сфинкс, это не так. Наоборот, мне интересно с тобой, и я не могу понять, что со мной происходит. Объясни, зачем ты помог этому бедному человеку? Так живут все крестьяне Египта. Никто не в силах помочь всем.
- Да, это так. Но помогать людям - это моя внутренняя потребность. Лучше я не могу объяснить. Возможно, что ты сама когда-нибудь поймешь. Прощай.
-Нет, Сфинкс, я приду завтра попрощаться с тобой. 
-Хорошо, но смотри, не опоздай.

 На следующий день, когда начало смеркаться, кошка отправилась на последнее свидание к Сфинксу. Почему-то ей снова захотелось взглянуть на хижину бедного крестьянина.
- Ничего страшного,- подумала кошка.- не случится, если погляжу ещё разок на семью крестьянина,- и свернула на боковую дорожку. - Я только взгляну и тотчас побегу обратно.

 Утром прошёл дождь, пахло свежевспаханной землёй. Рядом с домом на подушке лежал маленький ребёнок и громко кричал. К нему подползла огромная змея и уже готова была ужалить беззащитного младенца. Кошка бросилась на змею, и после непродолжительной борьбы змея потеряла вкус к жизни.  Кошка подошла к ребёнку. Младенец замолчал и погладил по мягкой пушистой шерсти свою спасительницу.
Из дома выбежали старик и его дочка и замерли от ужаса. Наконец женщина сказала: «Милая кошка, ты спасла моего ребёнка. Я по гроб жизни благодарна тебе. Будь членом нашей семьи. Твои котята тоже будут нашими друзьями. Тебе не придётся охотиться. Мы позаботимся об этом». Ничего не ответила кошка, она поспешила на встречу со Сфинксом, ибо время для встречи истекало.
Когда кошка прибыла на место, она поняла, что опоздала. На небе она насчитала 13 звёзд. Сфинкс снова стал камнем, но на каменном лице его появилась загадочная улыбка. В глубокой печали и задумчивости отправилась она в свою нору. Что хотел сказать ей сфинкс? Почему он улыбался?

 На следующий день ноги как будто сами привели её к дому крестьянина. Сам крестьянин работал на огороде,  затем, видимо, решил отдохнуть, и подошел к женщине, которая сидела у крыльца со своим малышом.

-Через несколько дней появятся ростки нашего будущего урожая. Мы спасены!

Кошка подошла поближе. Младенец захлопал в ладоши и погладил её по спине. Вдруг Кошка почувствовала такое блаженство, которого никогда не испытывала раньше. Так было принято решение - она осталась жить в доме человека.
С тех самых пор кошки подружились с людьми и стали большими друзьями. Так рассказывают люди. Мне эту историю рассказал мой отец, а ему его матушка.

-Но почему Сфинкс улыбался? - спросил деда самый маленький и самый любопытный мальчишка во всей деревне Мустафа.
-На этот вопрос вы попытайтесь ответить сами. За правильный ответ я подарю вам что-то хорошее.
-И что же это будет дедушка?
-Это будет другая сказка, детки, а теперь бегите.

 Дети весело побежали прочь, и скоро их уже не было видно. Дедушка Мухаммед стоял в тени пальмы и задумчиво смотрел им вслед.


--------------------------------

Картинка взята из интернета по адресу:


Рецензии
А может сфинкс сам когда-то был кошкой.Почему тогда у всех кошек такие "непроницаемые" глаза?

Ирина Давыдова 3   05.12.2015 16:54     Заявить о нарушении
Спасибо.
Да это так, невозможно посмотрев в глаза животному определить его мысли.

Андрей Рождественский 4   12.12.2015 20:56   Заявить о нарушении