Сражение на горе Салютной

В этой истории разговор пойдет о детской ненависти, думах  о вере и церкви.
Не помню, когда и как возникла ненависть одной половины поселка к другой, но это случилось. Одна - это наша железнодорожная сторона. Другая - это андреевская сторона, т.е. микрорайонов расположенных за железной дорогой и рекой Тахияж. Если те появлялись у нас - мы  били их. Если мы появлялись на их стороне - били нас.

По обоюдной договоренности руководителей ватаг, было решено провести Генеральное сражение на горе  «Салютной». Кто победит, тот и будет главенствовать и диктовать свои условия в нашем военном городке. Все по взрослому, а скорее по понятиям. Хорошо помню, как мы первыми заняли свои позиции, нас было около ста человек, а может и больше. Вся вершина сопки, а это площадка по размеру не менее трех футбольных полей была изрыта ходами и окопами, вырубленными в скальном грунте солдатами на своих занятиях. Вот эти ходы и окопы мы заняли и ждали своего «противника». С вершины сопки хорошо было видно, как подтягивались и переходили железную дорогу четыре отряда "андреевцев". Численность каждого отряда была не менее 30-40 человек. На расстоянии около 30-40 метров они быстро заняли  свои позиции в солдатских окопах и, как и мы, наложили кучи камней на бруствера окопов.

По сигналу из самопалов в окопы полетел град камней.  Первыми навстречу  друг другу бросились ребята постарше, которые уже не учились в школе. В общем, стенка на стенку. И мы, пацаны помладше, с ревом бросились за ними  с единственной целью сбросить "андреевцев" с горы и победить.
У меня в руках была осиновая дубина, вырубленная под булаву, а у большинства ребят в руках были просто металлические прутья и камни. Вокруг  стоял кромешный ад. Вопли, маты, пылище. Мне порвали рубашку, до крови рассекли плечо. Все смешалось, не понять, кто свой, а кто чужой. Я своей дубиной, махал как саблей, и бил в кого попаду. В конце концов моя булава раскололась надвое, а я получил сильнейший удар под глаз и сцепился с ударившим меня пацаном. Мы катались по земле, готовые задушить друг друга.

Вдруг выстрелы, пальба, появилась взрослые, милиция и солдаты, которые начали нас поднимать и растаскивать в разные стороны. Оказывается на наше поле боя, как по тревоге, сбегались районные власти, директора школ, милиция и военная  комендатура, чтобы разнять нас и остановить массовое побоище. И это им удалось, мы разбежались в разные стороны. На другой день состоялся грандиозный разбор  «полетов». Всех участников события было видно по ссадинам, синякам, и царапинам.  Со всеми была проведена  беседа. Лично я никакой вины за собой не чувствовал, поэтому и заявил директору, что мы решали свои проблемы, а вы, взрослые, нам помешали. Директор тогда сказал, что один   «андреевец» лежит в реанимации и если он умрет, то всех нас пересадят и по выгоняют из школ. «Андреевец» оклемался  - говорили, что чудом остался жив, но после этого громкого разбирательства даже бои местного значения так же поутихли и прекратились. Меня из школы не выгнали, и я остался  в седьмом классе. Но на душе до сей поры  горький осадок от необъяснимого, почему мы враждовали?  Почему подчинялись стадному инстинкту толпы? Кто и когда заложил в нас эти отвратительные бациллы вражды и ненависти, поражающие наши души...

Видно тебе, внучек, придется разгадывать эти глубинные тайны, разбираясь в своем характере. И я уверен,  что дорога познания приведет тебя к истокам нашего культурного наследия и его  хранителю - Божьему храму, к  монастырям и церквам, от которых наше поколение, опаленное революцией 1917 года было совершенно отлучено. Из нас сделали не просто атеистов, а дремучих невежд, поэтому стадное чувство безответственности и возобладало и мы лупили друг друга по чем зря из-за искаженного понятия о справедливости... 

Никто нам тогда не говорил, что церковное духовенство, это общественная организация,  которая укрепляет и защищает государственность и душу человека, стараясь сделать ее непорочной, какой нас рождает матушка Природа, которая уже не одно тысячелетие, отождествляется с именем  единого Всевышнего: «Бога у христиан и  Аллаха у мусульман»,

К сожалению ни в школе ни в институте мы не получили никаких духовных познаний. Да и где было что-либо  получить, когда на весь Дальний Восток после революционных событий осталось несколько небольших  церквушек,  а  тысячи духовных храмов были разрушены под самый корень. Нам долгие десятилетия говорили о научном коммунизме, как светоче прогресса (к слову сказать – оно так и есть), почти как о новой религии  с десятью заповедями строителя коммунизма. В 90-е годы в место разговоров о перестройке, когда наконец-то полная безграмотность была ликвидирована, нужно было усиленно изучать ленинское наследие и выходить из политического и экономического кризиса, который искусственно был создан в нашей стране. 

Поэтому нам, внучек, сначала  нужно свои души отскоблить от вековой грязи, отделить зерна от плевы во многих политических догмах и разобраться где друзья, а где враги и с кем нам по пути, а это нелегкий процесс.

Главное, что мы сейчас находимся на верном пути. Идет восстановление  порушенных храмов и возвращение к своим истокам, и шаг за шагом работаем над восстановлением социальной справедливости, как образе нашей жизни.

Как пример обновления, я был душевно тронут сопричастностью соседей к постигшей нас беде в 2000 году.  Когда один за другим ушли в мир иной мама Надя -  твоя прабабушка и отец  - твой прадед   Александр.  С  каким вниманием и душевной теплотой их отпевали и молились женщины местного прихода - наши соседи, провожая их  в последний путь. У меня точно пелена спала с глаз. Так на Дальнем Востоке не провожали на погост. А в душе ком  от возмущения, зачем с таким рвением уничтожали и запрещали такие прекрасные обычаи, которые так облегчают душу в трудную минуту. Ведь верить в Бога - это не означает, что нужно бесконечно только и блюсти посты, креститься и проводить дни в молении, разбивая лоб об пол. Верить в Бога - это соблюдать заповеди бытия и впитать в себя многовековое культурное  наследие, и не только своего народа.

Это единственно верный путь к созданию гражданского общества, где уважают и ценят друг друга, беспокоятся о стариках и детях, где народ неравнодушен и принимает непосредственное участие во всех делах и процессах происходящих в государстве, и только тогда тебе, внучек, и всем вокруг  будет хорошо. Я так думаю, и говоря словами поэта Асадова:

               И пусть будет тяжело и трижды сложно,
               Но если все подлое победить,
               Из тягот страну свою возродить -
               Я знаю и верю, что возможно!


Рецензии
Олег Александрович, здравствуйте!
Если бы каждый из нас мог вот так поговорить с подрастающим поколением! Низкий Вам поклон за Ваш такой необходимый для подрастающего поколения труд! Невозможно воспитать полноценное поколение, не научив его уважать своих предков, именно история учит нас мудрости и патриотизму, любви к родному краю. Можно говорить и говорить на эту тему, но мне всё же хочется вернуться к Вашему произведению.
"...Верить в Бога - это соблюдать заповеди бытия и впитать в себя многовековое культурное наследие, и не только своего народа..." - полностью с Вами согласна, Олег Александрович. Хотя я неверующая, но и не отвергающая. Трудно уже в мои годы изменить своим взглядам и принципам: мне с детства преподавали атеизм, верила только в светлое будущее коммунизма, изучая работы Маркса и Ленина.
Очень верующей была моя бабушка, которая всего лишь один раз в тайне от родителей отвела меня совсем ещё крошечную в церковь. Но в памяти это осталось на всю жизнь, даже проповедь батюшки.
Не все церкви и храмы были порушены, оставались действующие церкви, конечно, не в таком большом количестве, но были.
"...монастырям и церквам, от которых наше поколение, опаленное революцией 1917 года было совершенно отлучено. Из нас сделали не просто атеистов, а дремучих невежд, поэтому стадное чувство безответственности и возобладало и мы лупили друг друга по чем зря из-за искаженного понятия о справедливости...
Здесь не могу с Вами полностью согласиться, Олег Александрович!
"Стенка на стенку" ходили и до разгрома церквей, это велось издавна, когда одна деревня шла на другую с колами и вилами, один район города на другой, правобережье на левобережье и т.д... Это было! Я помню, что об этом рассказывала мне моя бабушка, немного другими словами, по-своему, но суть не меняется.
Я за веру, за восстановление храмов Божьих, за духовное познание.
Сама дать ничего не могу ни своим уже взрослым детям, ни внукам. Начни я говорить о Боге, это будет не искренне, словом, фарисейство и не более. Поэтому надо начинать с детских садов.
Всего Вам самого доброго, Олег Александрович!
С уважением и теплом,

Марина Белухина   13.01.2017 12:16     Заявить о нарушении
Марина, спасибо за развернутую рецензию. Конечно, я не прав, говоря, что "из нас сделали атеистов и дремучих невежд", все значительно сложнее. Я возмущен, что богословие, как культурное всемирное наследие предметно не изучается ни в школьных, ни в институтских программах. Наши Правители почему - то забыли, что церковь - это институт, хранящий традиции. Может мы меньше бы "ходили стенка на стенку" и становились добрее и мудрее. Мне невероятно сложно отвечать на вопросы внучат по богословию и о Боге, чтобы не выглядеть в их глазах неискренним, слава Богу, пока удается ставить вешки и на этом пути. Доверяют.
С поклоном, Олег Александрович.

Олег Намаконов   14.01.2017 21:11   Заявить о нарушении