Жемчужины чешских автостроителей

                «Ж Е М Ч У Ж И Н Ы»    Ч Е Ш С К И Х    А В Т О С Т Р О И Т Е Л Е Й.               

                В одну из своих поездок в Чехословакию я познакомился с инженером Владаном   
Вациком.Было это в далёком 1979 году прошлого столетия,в известное «застойное» время.Мой    
знакомый работал тогда в одном из отделов концерна «Татра» по грузовым автомобилям и очень 
интересовался достижениями автомобилестроения.Хорошо отзываясь  о выпускаемых авто родно 
го предприятия,занимавших тогда призовые места в знаменитом ралли «Париж-Дакар»,он любил   
рассказывать о истории чешского автостроения.Прощаясь,подарил мне три большие красочные    
открытки с видами старинных автомобилей предприятия «Шкода».Вот уже много лет они хранят 
ся у меня и напоминают о той давней встрече.На одной – запечатлён первый автомобиль фирмы    
«Лаурин&Клемент» - «Voituretta A»,на двух других – «Skoda Popular» и «Skoda Popular Monte   
Carlo».Эти машины с полным правом можно назвать «жемчужинами» чешских автостроителей.   
Однако,о каждой из них – по порядку.               
                «V   O   I    T   U   R   E   T   T   A  -  A    /1905-1911/               
                Стал первым автомобилем фирмы «Лаурин&Клемент»,в 1925 году влившейся   
в предприятие «Шкода».»Voituretta» в переводе с французского – «экипаж»,и дейстительно,авто - 
мобиль своим внешним видом походил на карету.На лонжеронной жестяной раме устанавливался
двухместный кузов с мотором.Для защиты ездоков от непогоды предусматривался откидной на -   
вес.Солидная конструкция машины имела довольно-таки малый вес /550 кг/ и отличалась замет -   
ной элегантностью.Объём четырёхтактного двигателя с водяным охлаждением достигал 1100 куб 
см,его мощность составляла 7 л.с.,что позволяло развивать скорость до 40 км/час.Диаметр цилинд 
ров – 80 мм,ход поршней – 110 мм.»Voituretta» имела трёхступенчатую механическую коробку пе
редач и сдвоенную тормозную систему.Автомобидь отличала удивительная надёжность и проч -   
ность,простота обслуживания.Эти качества снискали ему необычайно большой спрос и примене - 
ние в различных областях.Он выпускался большими сериями.В 1906 году принимал участие в од- 
ном из популярнейших состязаний европейских заводов-производителей,став победителем в вос- 
хождении на холм Семеринг.»Voituretta» выставлялась в Милане и Лондоне,имея постоянный ус- 
пех у зрителей.               
               
                «S    K    O   D   A       P    O    P    U    L   A    R   1100   OHV» /1938-1942/.               
                С 1935 года фирма «Шкода»,совершенствуя линейку легковых автомобилей   
«Популяр»,выпустила модель «Популяр 1100 OHV» с новым двигателем OHV объёмом 1089 куб.   
см.Доводка производимого мотора OHV до серийного для малолитражных автомобилей явилось   
новшеством фирмы и повысило её престиж среди конкурентов.Двигатель был рядным с верхним   
расположением клапанов,мощностью 30 л.с.Диаметр цилиндров составлял 68 мм,ход поршней -   
75 мм.Стильный кузов придавал автомобилю некое совершенство и выпускался в нескольких ва -   
риантах – родстер,двух- и четырёхдверный лимузин.Принципиально новым конструктивным ре - 
шением была центральная стальная трубчатая рама,расширяющаяся впереди для установки мото -   
ра,независимая передняя подвеска,сочетавшаяся с задней – подрессоренной,синхронизированная 
трёхступенчатая коробка передач.Вес достигал 900 кг.Само название автомобиля говорило о его   
большой популярности,а низкая цена и техническое совершенство способствовали огромному       
спросу у покупателей.Было выпущено свыше 6000 таких автомобилей.               

           «P    O    P    U    L    A    R      M    O   N    T    E      C    A    R    L   O» /1936-1938/.               
                Специально сконструированная модель «Популяр» для участия в ралли Мон-   
те Карло в 1936 году после успешного выступления начала продаваться под названием «Популяр   
Монте Карло».Это была комбинация стандартного родстера «Популяр» с мотором SV Rapid.          
Объём рядного четырёхцилиндрового нижнеклапанного двигателя достигал 1386 куб.см.,он раз -   
вивал мощность 31 л.с. при 3500 об/мин.Скорость автомобиля доходила до 100 км/час.,а сочета -    
ние заднего расположения коробки передач и двигателя в передней части обеспечивало хорошую   
устойчивость спорткара на виражах.На автомобиле устанавливались гидравлические тормоза и      
четырёхступенчатая коробка передач.Позднейшие серии выпускались с мотором OHV c кузовами 
типа родстер и купе.»Популяр МС» успешно выставлялся на девяти автосалонах – в Париже,Же - 
неве,Брюсселе,Загребе,Познани,Белграде,Любляне,Буэнос-Айресе и Йоханесбурге.               
                Данные автомобили наиболее точно соответствовали значениям фирменного   
знака «Шкоды» и вошли в историю мирового автомобилестроения отправными вехами на пути    
технического прогресса.               
                Вячеслав Прытков               

               


Рецензии
Прочитал, сразу захотелось увидеть живьём. Так как представить очень трудно. Почему не размещаешь фотографии? Это заинтересует и привлечёт читателя. Фото обоих "шкод" высылаю тебе по почте. Выводи на рабочий стол, а дальше по указаниям публикации или редактирования, главное, чтобы фотка не была больше 300 кбт. Если больше, то правой клавишей мышки наступи на фото - Edit - Resize - 100% - 70%(или сколько надо) - Ok - Close - Save.
А современные Шкоды и сейчас котируются, частично за счёт Фольксвагена.
С интересом и расположением, Александр.

Александр Волосков   25.01.2015 17:38     Заявить о нарушении