Жемчужины чешских автостроителей
В одну из своих поездок в Чехословакию я познакомился с инженером Владаном
Вациком.Было это в далёком 1979 году прошлого столетия,в известное «застойное» время.Мой
знакомый работал тогда в одном из отделов концерна «Татра» по грузовым автомобилям и очень
интересовался достижениями автомобилестроения.Хорошо отзываясь о выпускаемых авто родно
го предприятия,занимавших тогда призовые места в знаменитом ралли «Париж-Дакар»,он любил
рассказывать о истории чешского автостроения.Прощаясь,подарил мне три большие красочные
открытки с видами старинных автомобилей предприятия «Шкода».Вот уже много лет они хранят
ся у меня и напоминают о той давней встрече.На одной – запечатлён первый автомобиль фирмы
«Лаурин&Клемент» - «Voituretta A»,на двух других – «Skoda Popular» и «Skoda Popular Monte
Carlo».Эти машины с полным правом можно назвать «жемчужинами» чешских автостроителей.
Однако,о каждой из них – по порядку.
«V O I T U R E T T A - A /1905-1911/
Стал первым автомобилем фирмы «Лаурин&Клемент»,в 1925 году влившейся
в предприятие «Шкода».»Voituretta» в переводе с французского – «экипаж»,и дейстительно,авто -
мобиль своим внешним видом походил на карету.На лонжеронной жестяной раме устанавливался
двухместный кузов с мотором.Для защиты ездоков от непогоды предусматривался откидной на -
вес.Солидная конструкция машины имела довольно-таки малый вес /550 кг/ и отличалась замет -
ной элегантностью.Объём четырёхтактного двигателя с водяным охлаждением достигал 1100 куб
см,его мощность составляла 7 л.с.,что позволяло развивать скорость до 40 км/час.Диаметр цилинд
ров – 80 мм,ход поршней – 110 мм.»Voituretta» имела трёхступенчатую механическую коробку пе
редач и сдвоенную тормозную систему.Автомобидь отличала удивительная надёжность и проч -
ность,простота обслуживания.Эти качества снискали ему необычайно большой спрос и примене -
ние в различных областях.Он выпускался большими сериями.В 1906 году принимал участие в од-
ном из популярнейших состязаний европейских заводов-производителей,став победителем в вос-
хождении на холм Семеринг.»Voituretta» выставлялась в Милане и Лондоне,имея постоянный ус-
пех у зрителей.
«S K O D A P O P U L A R 1100 OHV» /1938-1942/.
С 1935 года фирма «Шкода»,совершенствуя линейку легковых автомобилей
«Популяр»,выпустила модель «Популяр 1100 OHV» с новым двигателем OHV объёмом 1089 куб.
см.Доводка производимого мотора OHV до серийного для малолитражных автомобилей явилось
новшеством фирмы и повысило её престиж среди конкурентов.Двигатель был рядным с верхним
расположением клапанов,мощностью 30 л.с.Диаметр цилиндров составлял 68 мм,ход поршней -
75 мм.Стильный кузов придавал автомобилю некое совершенство и выпускался в нескольких ва -
риантах – родстер,двух- и четырёхдверный лимузин.Принципиально новым конструктивным ре -
шением была центральная стальная трубчатая рама,расширяющаяся впереди для установки мото -
ра,независимая передняя подвеска,сочетавшаяся с задней – подрессоренной,синхронизированная
трёхступенчатая коробка передач.Вес достигал 900 кг.Само название автомобиля говорило о его
большой популярности,а низкая цена и техническое совершенство способствовали огромному
спросу у покупателей.Было выпущено свыше 6000 таких автомобилей.
«P O P U L A R M O N T E C A R L O» /1936-1938/.
Специально сконструированная модель «Популяр» для участия в ралли Мон-
те Карло в 1936 году после успешного выступления начала продаваться под названием «Популяр
Монте Карло».Это была комбинация стандартного родстера «Популяр» с мотором SV Rapid.
Объём рядного четырёхцилиндрового нижнеклапанного двигателя достигал 1386 куб.см.,он раз -
вивал мощность 31 л.с. при 3500 об/мин.Скорость автомобиля доходила до 100 км/час.,а сочета -
ние заднего расположения коробки передач и двигателя в передней части обеспечивало хорошую
устойчивость спорткара на виражах.На автомобиле устанавливались гидравлические тормоза и
четырёхступенчатая коробка передач.Позднейшие серии выпускались с мотором OHV c кузовами
типа родстер и купе.»Популяр МС» успешно выставлялся на девяти автосалонах – в Париже,Же -
неве,Брюсселе,Загребе,Познани,Белграде,Любляне,Буэнос-Айресе и Йоханесбурге.
Данные автомобили наиболее точно соответствовали значениям фирменного
знака «Шкоды» и вошли в историю мирового автомобилестроения отправными вехами на пути
технического прогресса.
Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №215012100975
А современные Шкоды и сейчас котируются, частично за счёт Фольксвагена.
С интересом и расположением, Александр.
Александр Волосков 25.01.2015 17:38 Заявить о нарушении