Дивергент В. Рот

Мое знакомство с популярной трилогией Вероники Рот о постапокалиптическом обществе, имеющим строгое разделение на особые фракции во имя поддержания порядка, как обычно, началось с одноименного фильма.

Первые страницы книги переносят нас в антиутопичный мир будущего, где общество находится под неусыпным контролем ради выживания. В зависимости от индивидуальных склонностей и особенностей характера каждый попадает в определенную фракцию со своими целями и задачами, чтобы остаться там до конца своих дней. Главная героиня - разумеется, юная, чистая и хорошенькая девушка и нежной душой и красочными мечтами о насыщенной приключениями жизни - согласно законам жанра выказывает склонности сразу к нескольким фракциям вместо одной, и вот тут-то начинается. Повествование в первой книге отчетливо напоминает "Голодные игры" и устройством общества, и реакциями персонажей, и развитием событий, но все-таки остается своим собственным и даже захватывает. Впрочем, чем дольше читаешь, тем больше крепнет чувство, что эту историю куда интереснее и приятнее смотреть. К третьей части в этом не остается никаких сомнений.

Честно говоря, третью книгу я мучила несколько месяцев с перерывами, несмотря на ее объем - самый маленький в трилогии. Во-первых, она очень уж сильно напоминает "Сумерки" - не скудным языком Стефани Майер, а самой композицией. Три четверти повествования - разжевывание каждой эмоции главных героев, каждой мысли, каждого переживания, желания, стремления, страха. В принципе, этим грешит каждая книга трилогии Рот, но "Аллигент" достиг апогея. Плюс ко всему, в финальной части автор прибегает к повествованию от двух лиц, поочередно - глава Трис, глава Тобиаса, и, к сожалению, этот ход не очень себя оправдывает, несмотря на благую цель. На удивление скучно читать романтические и эротические сцены - возможно, из-за однообразных описаний, не дающих ничего нового читателю. Плюс ко всему автор часто путается в своих персонажах, словно не может определиться, куда вывести их характеры и сюжетные линии, и в итоге происходит явный слив. Далеко не каждый новый герой оправдан своим появлением - без многих можно было обойтись, оставить след в сердце они не успевают из-за непродолжительного "эфирного времени". Персонажи, назначенные главными помимо основной пары, не всегда соответствуют занимаемому месту, как автор ни старается раздуть вокруг них интригу - следить за их развитием категорически не интересно. В этом контексте опять хочется вспомнить о фильме - там клишированные герои второго плана обрели определенную объемность и стали более живыми в силу игры, типажей, участия в конкретных сценах. В полной мере это относится к линии отцов и детей, которая хоть и дает о себе знать с самого начала, но так сполна и не раскрывается, не приходит к какому-либо результату. С основой сюжета Вероника Рот тоже перестаралась. Если в первых двух частях читательский ум догадывается, что Чикаго - намеренно изолированный кем-то город, и страсть как хочется узнать, что там за оградой, то в "Аллигенте" предсказуемость и перенасыщенность "матрешки" зашкаливает. По большому счету, повествование спасает только динамичная и реалистичная развязка, которая весьма спорна для всей истории (не сказать бы, бессмысленна), но очень логична и правомочна для пары главных героев, Трис и Тобиаса. Так что оценка трилогии остается неотрицательной с плюсиком.

Подводя итоги, отмечу следующее. Трилогия Рот - не история об антиутопичном мире после Третьей Мировой войны, стихийных бедствий и бог знает, чего еще. Это - история искренней первой любви юноши и девушки, а все остальное, по большому счету, декорации, в которых разворачивается действие. Подробное, детальное и пристальное описание чувств, мыслей и переживание перемежается с захватывающей динамикой военных сцен, но чем дальше, тем больше соотношение меняется в пользу первого. Глубокой смысловой нагрузки произведение не несет, во сне сниться не будет, кожу мурашками не покроет.

Тем не менее, хочется выделить приятные бонусы, не всегда характерны для раскрученной зарубежной серии. Главная героиня вполне соответствует своему возрасту по всем поведенческим реакциям, но при этом она умная - при чтении рука не летит ко лбу, как от поступков той же Китнисс Эвердин в "Голодных играх". Плюс ко всему, она не зацикленная на великой избранной миссии супергероиня - в воде тонет, в огне горит, боится, радуется, смеется, плачет, любит, дышит и вообще очень живая и естественная, веришь и ей, и в нее. А еще в трилогии Рот нет любовного треугольника с вечными колебаниями между двумя парнями огнями. Суеты вокруг секса "любит-не любит, плюнет-поцелует, к сердцу прижмет - к черту пошлет" в условиях военного времени тоже нет. Отношения героев выглядят в меру трогательными, в меру забавными, в меру драматичными, как и положено первой любви. Тем не менее, повторюсь, всю эту историю лучше смотреть. В фильме достаточно одних горящих глаз и искреннего, счастливого смеха прошедшей первый этап инициации Бесстрашных Шейлин Вудли, а в книге это разжевывается абзацами. Постапокалиптический мир, в свою очередь, из декораций превращается в полноценного героя, который захватывает своей многогранностью, поглощает и гипнотизирует. Трилогия Рот - первая книга, которую я совсем не рекомендую читать, даже в оригинале (хотя это полезнее - чувственный словарный запас здорово пополнится). Если посмотрите фильм - получите положительные эмоции и красивое зрелище. Книга не то, чтобы стоит потраченного времени.

Подчеркиваю, что выражаю свои впечатления и свое мнение - знаю людей, которые и посмотрели, и прочитали с удовольствием, но все они близки к возрасту персонажей книги (18-20 лет). Возможно, мы с "Дивергентом" просто не совпали в фазах.

Любителям фантастики и постапокалиптики здесь делать нечего - те же "Голодные игры" с точки зрения атмосферы и сюжета несравнимо превосходят "Дивергента", несмотря на все огрехи. А уж про классику вроде произведений Гаррисона или Хайнлайна, я вообще молчу.

Подобная современная литература зачастую выполняет функцию "разгрузки мозга" или "попкрона" - вкусно, приятно, быстро, вроде и не поел, а некое удовольствие получил. В данном случае, к сожалению, мозг наоборот загружается - в плохом смысле. Примерно как при слишком длительном пережевывании жвачки - вкус ушел, осталась резина.

2014 г.


Рецензии