Шарик

          Несколько  лет   назад мы с мужем  поселились в частном доме на окраине  маленькой сибирской  деревни. Рядом, метрах в ста,  доживает свой век  старая березовая роща, изрядно поредевшая и постаревшая, ставшая пристанищем горластых  крупных птиц и  родиной многочисленных  колоний березовых опят. В соседнем от нас  доме  окна в окна постоянно  проживает  городской семидесятилетний  пенсионер по прозвищу Цыган,  с молодой, относительно его деревенской женой Татьяной . В деревне он живет уже больше двадцати лет, прозвище свое   получил за дерзкий нрав и любовь к свободе. Оба  изредка запойные, но  держат корову и кур, а на охране их хозяйства  состоит на службе пес по кличке Шарик.В окно кухни приходится ежедневно  невольно наблюдать за жизнью  этого очень культурного крупного  пса волчьего окраса с чувством собственного достоинства и умным, проницательным взглядом.

          Когда-то он был тоже, как и теперешний хозяин, городским жителем. Что уж там  произошло тогда между псом и бывшими его хозяевами,  и  по каким причинам он оказался избитым до полусмерти и выброшенным умирать за околицу  именно нашей  деревни, никто никогда не узнает, может его  возраст  стал  виной тому или его независимый нрав.  Лежал он  в тот  день на обочине дороги   с отбитыми задними лапами, окровавленный, беспомощный, жалкий и  совсем ничей. Обнаружил его наш сосед, выходил пса и поставил на довольствие. Имя ему долго не  выдумывал, обозвал Шариком, на человечьем языке вроде бы как Ваня Иванов. Через  месяц   пес уже  стал передвигаться по двору, пугая кур,  с болью волоча задние ноги. Время лечит не только людские болячки, но и собачьи, причем   не делит их на тех или других. Когда мы впервые увидели этого  Шарика , внешне  не было заметно, что он инвалид, лишь, когда начинал быстро передвигаться, слегка  тащил заднюю  лапу.

         В благодарность за то, что Цыган  выходил  пса и спас его от неминуемой гибели,   Шарик  со всей своей собачьей преданностью каждый день доказывал это  хозяину своими поступками. Первое, что он уяснил очень твердо , что  главный в деревне Цыган. А раз он главный, значит каждое его желание для Шарика  закон. (Как это похоже на  людские взаимоотношения. )
 Цыган  слыл  в деревне удачным  ходоком  за грибами и самым активным любителем подледного лова в местной речушке. Страстным любителем этих развлечений он стал не столько из-за  любви к добыче, сколько из-за возможности побыть на воле одному. Он   лишний раз  любил  понаслаждаться  красотами окружающей природы, а также  увильнуть от тяжелого крестьянского труда на усадьбе,  доверив  нести  эту тяжесть  своей Татьяне. Шарик загодя  чуял, что хозяин собирается  в дорогу и в предчувствии приятной прогулки не отходил от хозяина ни на шаг.

           С появлением на дворе Цыгана столь преданного  охранника,  его усадьба  превратилась в неприступную  крепость. Кусать своих жертв Шарик,  в общем-то, и не кусал,  но своим волчьим оскалом и грозным лаем отпугивал не прошеных гостей весьма успешно, а кто этого  не понимал и все-таки пытался  проникнуть во двор, непременно  оказывался в рваных штанах. С первого взгляда он почему-то возненавидел  нашу  деревенскую почтальонку Валентину и не давал   ей прохода. Та тоже хороша,  додумалась,  проходя  мимо,  постоянно  брать  для  защиты  здоровый  дрын.  Возможно, при виде человека с палкой Шарик молниеносно  вспоминал, как оказался инвалидом, как в одночасье потерял все: и семью и работу и любовь и таким доступным образом протестовал против возможного насилия.

         С первого дня моего знакомства с Шариком у нас установились товарищеские  взаимоотношения, но дистанция между нами всегда оставалась. Он позволял чесать щеткой шерсть на спине, выстригать репей, закатавшийся в хвосте, чесать за ухом, быстро прибегал на мой зов, чтобы подкормиться, тем не менее, в свой двор свободно пройти мне не давал. Долг платежом красен - верен оставался Шарик своему Цыгану, сколько бы я его ни прикармливала, людям есть чему поучиться у  простых Шариков, как сохранить честь,  исполнить свой долг  и не потерять достоинство в  любых ситуациях.

         Одна слабость не давала покоя  Шарику, он был влюблен в черненькую, юркую  сучку средних размеров,  хозяйкой которой была  депутат сельского совета, проживающая  в нашей деревне. Собачке этой  мы  дали кличку Депутатша, хотя позже выяснилось, что ее звали Дашей. При появлении около наших домов этой  девушки, Шарик просто терял голову, забывая про все на свете,   легко летел, абсолютно не прихрамывая,  за своей любовью в поля, подальше от людских глаз. В такие хмельные  минуты ему не было дела  до своего долга перед  Цыганом, любовь сносила его  собачью крышу. Вскоре  он возвращался  один на свой пост неспешным  ходом, усталый,  виноватый и  долго спал, свернувшись в клубок, у ворот своего хозяина.

         Середина марта вдохнула в природу все прелести начала весны. Воздух  стал более прозрачен и текуч с особым слегка дурманящим запахом, которому  еще не придумали люди названия. День стал долгим, и солнышко уже  с утра ласкало страстно все на своем пути, а  вечером, нехотя  переваливало за горизонт.  И капель  уже  частая гостья, причем все нахальней и наглей глянцевала  дорожки во дворе, не спрашивая хозяев.  Снега во дворе за зиму накопилось прилично, пришла пора с ним насильно расстаться. В субботу   после завтрака  все, кто оказался у нас дома в этот день, вышли   на прогулку. Дети катались  с горки, лазили по сугробам, играли с Шариком, кормили его. Взрослые решили очистить двор от снега,  и  дети тут же присоединились, оставив Шарика в сторонке наблюдать за процессом.
      
          Работа спорилась, звучала музыка, горел костер, то и дело мелькали тачки, то  наполненные снегом, то порожние, нагруженные не останками зимы, а веселыми ребятишками. Настроение у всех без исключения было радостное и весеннее, вся компания с воодушевлением неистово избавлялась от зимних следов. Только Шарик недоумевая грустно смотрел исподлобья за происходящим, не понимая, зачем люди возят снег  в тачках  со двора на улицу, если он все равно скоро растает. Так пролежал он до окончания работ, снисходительно наблюдая за  глупыми людьми,  весело делающими бесполезную работу. Домой он  плелся  медленно и печально.

           За зиму Шарик  как-то  сник,  пропал  огонек в глазах, шерсть  повисла клочьями, хвост как-то  неоптимистично  повис, вызывая жалость и сочувствие.  Может, причиной такого пессимистического настроения стали банальные измены его  любимой Даши со здоровым, пришлым кобелем, которые ему частенько приходилось наблюдать с болью в глазах. Он состарился    в одночасье.

          Больше месяца не видно было на улице ни Шарика, ни его  коварной  сучки. Весна  уже развернулась во всю свою неистовую силу.  Уже не только  запахи  первой зелени дурманили  и будоражили. В воздухе витало  нечто  волшебное,  пробуждающее уснувшие за зиму чувства не только людей, но и всего живого. Не стал исключением и  мой товарищ Шарик.  Это  нечто волшебное как рукой сняло    с него хандру и обиды, опять вернулась к нему былая удаль. Шарик или забыл или простил свою подружку, опять начал бегать с ней в поля, возвращаясь  оттуда хмельным, молодым и веселым.



           Никто   не знал и никогда не узнает, сколько  псу  лет,  какой он породы, кто его родители, где его родина . А я знаю, кого он   по-настоящему любит и знаю, что любовь творит чудеса.


Рецензии
Прекраснейший рассказ. Очень понравился.
Спасибо.
Иван

Иван Цуприков   25.01.2015 12:54     Заявить о нарушении
Иван, вы меня порадовали, а это состояние мне очень нравится. Благодарю.

Ольга Замосковцева   26.01.2015 12:29   Заявить о нарушении