1-635
…Проснулся, 11 часов утра. Открыл дверь - в столовой светлая полоса. А в зале солнце - низкое, на уровне окна. Сел у окна и закрыл глаза, всё ещё чувствуя слабость. Цвета в закрытых глазах то лимонный, то апельсиновый. Мешала мамина болтовня, поэтому ушёл под желтый свет. Нет, голова ещё плоха - выключил свет и снова забрался под одеяло, где крутил мысли и дышал…
Вспомнил, как за вечерним – или утренним? - разговором в Зеленодольске говорил о том, что если бы глухонемые и слепые не были бы ущемлены душевно и недоразвиты вследствие ограниченности своих возможностей, то из них могли бы получаться великие писатели, художники и музыканты, потому что им легко сосредоточиться на своем внутреннем мире. Это как преимущество евнухов в пении.
…Нельзя не выражать, если есть что выражать. Всё, что можно выразить, говорится и выражается. Если не можешь сказать, то теряешь способность и думать. А знаки и жесты – это простейшие сообщения. Т. е. слепой - это не человек и не труп. Почитать бы о них…
Но, вероятно, они более полно используют оставшиеся у них органы чувств.
В определенном смысле я тоже немой – потому и пишу. Говорить то нельзя, то не в силах.
А вот тот, кто уже взрослым потерял зрение или слух - как Бетховен - тот действительно может стать более сильным художником, чем был. Жизнь, которая распылялась и рассосредотачивалась снаружи, тогда была бы просто вынуждена сконцентрироваться внутри самого человека.
Да, так усилиться легче, а вот перемениться, напротив, труднее! – что и случилось с Бетховеном.
Свидетельство о публикации №215012201169