Жемчужина барокко на жайсе

ЖЕМЧУЖИНА  БАРОККО  НА  ЖАЙСЕ.
Долгое время этот грандиозный архитектурный ансамбль в стиле барокко,рас-положенный на окраине Каунаса,вблизи Каунасского водохранилища,оставался незаслуженно за бытым.Менявшиеся исторические события-общественные формации,войны,восстания не луч -    шим образом отразились на внешнем и ввнутреннем облике этого сооружения,называемого По -   жайсльским монастырём.И только последние годы стали переломными,в результате длитель -   ных реставрационных работ удалось возвратить утраченную красоту экстерьера и интерьера ве -  ликолепного творения итальянских мастеров в Прибалтике.
Стиль барокко приходит в архитектурное зодчество Литвы в ХУ11 веке в свя-  зи с укреплением власти крупных феодалов и движением контрреформации.Господство литов   -  ских магнатных родов Сапег,Радзивилов,Пацев и др. позволяло им совмещать государственные   интересы со своими собственными и обладать огромными состояниями.Эта феодальная знать    стремилась всячески увековечить своё правление,идеологически обосновать его авторитетом цер  кви.Так на их средства возникали различные культовые сооружения –костёлы и монастыри.
Идея строительства Пожайсльского монастыря под Каунасом целиком принад лежит канцлеру Великого Княжества Литовского Христофору Сигизмунду Пацу,видному и вли -   ятельному польскому вельможе,одному из богатейших людей того времени,получившему отлич-ное образование в Краковской академии,а затем в Перуджии /Италия/.Пац принимал активное участие в политических событиях в Польше,выполнял дипломатические поручения,был депута -  том на польском сейме от Литвы,пользовался доверием у четырёх королей Польши.Какое-то вре мя Пацы были православными,а затем приняв католичество,отличались особой религиозностью.  Мысли о постройке монастыря возникли у Паца после ряда семейных и политических неудач.На родная молва объясняет сей поступок раскаянием канцлера и желанием загладить страшный грех – связь с дочерью  /по другой версии – с сестрой/.Однако,как было на самом деле – никто не зна – ет.Известно,что получая образование в Италии,молодой Пац познакомился с образом жизни мо  нахов ордена камалдулов,его привлекли суровые правила их поведения.Орден к тому времени  уже имел несколько монастырей в Польше.Намерение Паца поселить камалдулов на родине,в Литве,было одобрено папой Александром У11.В 1660 году канцлер обращается к руководству ор дена в Риме и обязуется финансировать строительство монастыря и костёла в Литве /будущих По жайсльского монастыря и костёла св.Петра и Павла в Вильнюсе/.
Исследуя историю строительства Пожайсльского монастыря,нельзя не упомя-  нуть о самом ордене камалдулов.Он был основан в начале Х1 века в Италии монахом-бенедик  - тинцем Ромуальдом в местечке Кампо ди Малдоло /отсюда и пошло название/.По традиции мо – настыри этого ордена обычно строились в удалённых местах,вдали от городов и селений.Камал-дулы отличались полным аскетизмом,строго придерживались жестских постов,отказываясь ото   всех земных благ.Из Италии они расслелились по всей Европе,не миновав и Польшу.
                Получив разрешение верховных церковных властей и согласие сейма,Пац        вместе с монахами из Белянского монастыря камалдулов находит подходящее место длдя строи-тельства близ Каунаса.Покрытую лесом возвышенность рядом с впадающей в Неман речушкой   Жайсой К.С.Пац купил у каунасского земельного правника Самуила Оборского и назвал её Мон-те Пацис /горой покоя или горой Пацаса/.В 1664 году при участии представителей верховной вла сти канцлер подписал акт о фундации на монастырь,в котором обязался передать камалдулам зем ли Пажайслиса,а также некоторые свои земельные участки.Дарственная обеспечивала не только строительство монастыря,но и постоянное содержание камалдулов.
Первоначально сооружаются временные домики монахов-отшельников-эремитов и деревяннная  церковь св.Анны.В 1665-67 г.г. осуществляются все подготовительные работы для сооружения основного здания костёла-мрамор,бронзовые и медные изделия доставляются из  Италии,другие  нужные материалы-из Пруссии и Польши.Осенью 1667 года происходит торжественная закладка основания костёла.
                В те далёкие времена для важных строек приглашались опытные итальянские   мастера.Выбор К.С.Паца пал на архитектора Лодовико Фредо.Он и подготовил план построек будущего монастыря,выполненный в виде двух картин.Они отображали северную и южную сторону объекта.Согласно сохранившимся архивным документам строительство ансам бля,включающего монастырь и костел,проводилось в несколько этапов.Первый-охватывает поч-ти 16 лет,начиная с 1664 года. В 1674 году освящается построенный костёл.Работы по оформле -   нию интерьера костела и монастыря продолжались более десяти лет.Второй этап включает 1680-1710 годы,когда строительные работы ведут братья Карл и Пьетро Путини,Лодовико Фредо становится монахом этого монастыря.В 1684 году К.С.Пац умирает,оставив монастырю камалдулов своё завещание.      Дальнейшее финансирование всех строительных работ осуществляет его племянник Казимир Ни колай Пац.Декоративные внутренние работы проводились мастером гипсовой лепки – И.Мерли и итальянским художником из Флоренции М.А.Палони.
                О мастере стюковой /гипсовой/ лепки И.Мерли,его творческой деятельности известно очень мало.Считают,что он приехал из Ломбардии,славившейся в те времена работами по стюковому декору.В интерьерах Пажайсльского ансамбля гармонически сочетается творчест-   во декораторов лепки и художников.Основу украшений внутренних помещений составляет мону ментальная живопись,выполненная в технике фрески.Большинство фресок связано сюжетной ли нией с культом Богоматери Марии,другая группа написана по библейским мотивам.Огромный ку пол центрального зала помещения костёла расписан художником И.Роси на тему “Коронация Ма рии”.Особую ценность Пажайслиса представляет икона “Святая Мария с младенцем” .Её прислал из Рима папа Александр У11 в знак признательности и благодарности самому основателю монас-тыря Х.С.Пацу.
                Однако,в связи с нехваткой средств строительство Пажайсльского монасты ря затянулось на многие годы.Последняя постройка ансамбля – башня-звонница была закончена в 30-е годы ХУ111 века.Так долго претворялось в жизнь желание основателя этого архитектурно го шедевра – К.С.Паца.
                Шло время,монастырь становился то православным Успенским,то католи – ческим женским монастырём конгрегации ордена св.Казимира.Помещения монастыря использо-вались под архив,дом для престарелых,психоневрологическую лечебницу,турбазу,филиал худо -    жественного музея.Ныне,после длительной реставрации Пожайсльский монастырь очаровывает  своей неповторимой красотой и совершенством находящихся в нём художественных произведе  ний.


                Вячеслав Прытков                2011  год.


Рецензии
Спасибо, Слава за размещённый материал. Мне очень интересно.
Монастырю повезло, он не попал в зону затопления каунасского водохранилища. А может быть специально сделали так, не знаешь?
У меня только одно архитектурное описание "Костёл святой Троицы в Судярве", будет время, полюбопытствуй. Там, впрочем как и везде, я выразил своё отношение к объекту.
С интересом и расположением, Александр.

Александр Волосков   22.01.2015 20:39     Заявить о нарушении
Саша,спасибо.Обязательно посмотрю твой "Костёл ...." Вячеслав.

Вячеслав Прытков   23.01.2015 14:55   Заявить о нарушении